9 мифов о Западе.

На модерации Отложенный

По советской инерции многие из нас продолжают воспринимать Запад через призму мифов. Например, про присущую ему «бездуховность».

Сначала я их просто перечислю. Чтобы каждый из нас, кто ещё не пожил в эмиграции, смог проверить: есть ли хотя бы часть их и в моём сознании тоже. Рискну предположить: есть. В том случае, если мы о западном социуме знаем лишь понаслышке или, прогулявшись однажды туристом по Елисейским полям, решили, что всё про Запад поняли.

Да, и ещё одна деталь в качестве пояснительного предисловия: автор, на чьи
материалы мы будем ссылаться, прожил 3 года в Канаде эмигрантом. Пытаясь развенчать эти мифы, он полагает, что можно вместо «Канада» говорить «Запад»: «по причине того, что страны “золотого миллиарда” отличаются друг от друга в значительно меньшей степени, чем любая из них – от России». А мы, в свою очередь, эти сравнения с Россией распространим и на Беларусь: как будто бы родня, вместе из советской шинели вышли, да и в одном (Союзном) государстве вон уже сколько времени живём.

Итак - ПЕРЕЧЕНЬ МИФОВ:

1. О «бездуховности» Запада и особой нашей «духовности»

2. О том, что Запад «спит и видит, как нас погубить»

3. О том, что “в мире чистогана” за все “приходится платить”

4. О большом социальном расслоении на Западе

5. О «потогонной системе» как единственной основе мотивации к труду на Западе

6. О большой ценности наших эмигрантов – мол, «самим бы пригодились», да «Запад переманил»

7. О том, что «мы никому там не нужны»

8. О том, что на Западе можно «тупо с голоду сдохнуть»

9. О «загнивании» Запада и о том, что «скоро ему конец»

Вот и представим себе, что мы тоже, набив свои чемоданы подобными воззрениями, покинули родину и обосновались эмигрантом на Западе. Начиная там жить, мы себе представляли то, что перечислено в мифах. Ну, пусть не на все 100% этому верили, но всё-таки…

И что оказалось? Что нас в первую очередь должно удивить? Не как туриста. а как жителя, эмигранта? С какими воззрениями смогли бы расстаться?

Прежде всего, оказывается, что это «бездуховное общество» как-то странно, на наш взгляд, понимает духовность: как заботу о детях, стариках, членах общества с ограниченными возможностями; как низкое количество убийств и самоубийств; как поддержание вокруг себя чистой природы и заботу о зверушках; как отсутствие агрессии на каждом шагу и по каждому поводу. А ещё это общество просто переполнено большим количеством «волонтёрских» организаций – где люди в свободное от работы время, по личной инициативе выражают эту самую «духовность» - не по разнарядке, а просто так – от души. Так что если у нас и есть какая-то «духовность», то явно это что-то иное. А вы судите сами, насколько вам такая, как у них, по душе.

Вот один из примеров, о котором рассказывал Первый канал в марте этого года:

«9-летняя американка Рейчел Бэквис никогда не была в Африке. И уже никогда не побывает. Она погибла в ДТП. Но именно благодаря ей десятки тысяч людей получат новые колодцы, системы фильтрации и сбора дождевой воды. Незадолго до трагедии Рейчел попросила в интернете не дарить ей подарки на день рождения, а перечислить хоть сколько-нибудь тем, кто страдает от нехватки чистой питьевой воды. Она хотела собрать 300 долларов. А получила в 40 тысяч раз больше.

В Сиэтл, где жила 9-летняя Рейчел, приехал с лекцией руководитель благотворительной организации Скотти Харрис. Он стоял на сцене и рассказывал, как его организация борется с нехваткой чистой воды в беднейших странах. А где-то в темноте зала сидела потрясённая Рейчел: она впервые в жизни видела кадры, на которых сотни истощённых людей пили воду из луж и болот. Она узнала, что 4,5 тысячи детей ежедневно умирают от страшных болезней из-за этой воды. Рейчел решает спасать их.

При помощи мамы на сайте благотворительной организации Рейчел создала свою страницу, где просила всех, кто её знает, не дарить ей на день рождения кукол и платьев, а пожертвовать деньги во имя спасения детей. Ей хотелось собрать 300 долларов, чтобы 15 человек смогли получить доступ к чистой воде.

Через несколько недель Америку облетает новость: на шоссе в Сиэтле столкнулись 20 автомобилей. В одном из них находилась Рейчел с семьёй. Десятки людей, попавших в эту катастрофу, выживают. И только Рейчел с множественными переломами позвоночника попадает в реанимацию. Врачи оказываются бессильны.

Узнав о трагедии, Скотт Харрис - тот самый человек, лекция которого когда-то потрясла Рейчел, вновь открыл в интернете её страницу. Он никогда так и не встретился с той девочкой из Сиэтла, которая стояла в очереди к нему с вопросами. Очередь была слишком длинной, а мама торопилась. Теперь он каждый день наблюдал, как на странице с последним желанием Рейчел происходили странные вещи. Деньги текли ручьём…

Десятки тысяч людей со всего мира писали на странице Рейчел десятки тысяч трогательных писем. История развивалась стремительно. Дети из разных стран вытряхивали свои копилки и просили родителей перечислять деньги на счёт Рейчел. Взрослые не могли не добавить свои купюры. Итого получилось собрать 1 миллион 200 тысяч долларов! Этого хватало уже на спасение не 15 человек, а 60 тысяч!»

Довольно трудно, к сожалению, сразу вспомнить подобные примеры в наших странах...

Живя внутри западного общества, мы бы, считает автор, усомнились, есть ли в наших странах серьёзные основания кивать на «коварные замыслы мировой закулисы», устраивая «пятиминутки ненависти». Западное общество, увиденное глазами эмигранта из России, «больше волнуют проблемы, связанные непосредственно с их комфортным проживанием или же с разными видами гуманитарной помощи «обездоленным слоям населения» - не важно, в какой стране». Поэтому он всем нам рекомендует спать спокойно, не опасаясь неожиданной коварной атаки.

Что касается господства «чистогана», то наш эмигрант увидел несколько иную картину: деньги не являются единственной ценностью западного общества – они работают в комплексе с другими ценностями. И многие ценности – не продаются: «Скажите, зачем простой средней школе ТРИ (!!!) стадиона, размером каждый как центральный в российском областном центре? При всём том, что шмотьём там не торгуют, пиво не продают, и заниматься там может любой – совершенно бесплатно?

А земля там стоит ОЧЕНЬ дорого». Как принято говорить в наших странах в подобных случаях – вопрос риторический.

Более того - на «грязном Западе» некоторые категории граждан вообще умудряются всю жизнь обходиться либо совсем без денег, либо без их зарабатывания, как минимум: если вы не профессиональный наркоман или алкоголик, то вполне можете жить на хорошем «средне российском уровне», пользуясь разными социальными программами и при этом не работая. Если алкоголик – то не получится, так как участие в таких программах не «халявное» (в смысле, «пришёл – денег дали»), а надо как-то показывать свою активность в изменении своего жизненного статуса. Например, вам могут дать денег на месяц – два в виде стипендии, если вы будете посещать какие-то курсы, например, на тему: «как найти работу». Маргиналы же «сидят» на других программах: бесплатные продукты питания, ночлежки и т.д. Денег им дают тоже, но немного – «на папиросы». Работать и учиться никто не заставляет. Зато, по статистике, на одного бомжа в Ванкувере приходится два соцработника с неплохими зарплатами.

Что касается социального расслоения, то Россия уже Запад «догнала и перегнала», мы-то пока «держимся»… Но нашему «свежему взгляду» открылись бы некие вещи, объясняющие, почему расслоение на Западе уменьшается. Вот на что обратил внимание наш автор:

- в целом немаловажный фон в обществе задают «христианские» нормы поведения: кичливая роскошь считается уделом дикарей, при том, что само по себе богатство – честно заработанное - грехом не считается;

- большое количество «социальных лифтов»;

- «прогрессивная» шкала налогов;

- конкурентная экономика, не сдерживаемая серьёзными коррупционными барьерами , где внезапно разбогатеть не очень возможно, но человек, поставивший перед собой задачу жить с хорошим уровнем достатка, имеет все шансы её выполнить, не преступая при этом закон и моральные нормы;

- реально работающее антимонопольное законодательство;

- эффективные, а не имитационные механизмы социальной помощи.

Всё это, считает наш эмигрант, приводит к большему «равновесию» между слоями общества, тогда как «в России нет ни одной причины, по которой социальное расслоение бы сокращалось, но есть много, по которым оно будет увеличиваться и дальше».

Есть известные цифры, согласно которым производительность труда на Западе в 4 раза выше, чем в России. Человека, окунувшегося в самую гущу западного образа жизни, ободряет то, что здесь «есть смысл работать много и эффективно»: это и наличие реальных «социальных лифтов», и возможности реализации полного набора «несбыточных мечтаний» среднего россиянина – типа яхты или собственного нового дома в 300 кв. м., - здесь это вполне реализуемо «даже на уровне медсестры или водителя грузовика, т.е. обычных “средних” людей, даже без высшего образования, которые работают тяжело, ответственно и иногда берут сверхурочные».

А у нас? На большей части постсоветского пространства? Если тебе повезло, пишет новоявленный канадец, и ты попал в число «элиты» - можно не работать совсем, просто получать ренту и «тусить». Если «не повезло» - работать много и хорошо не имеет смысла. Если ты будешь получать не семьсот, а полторы тысячи долларов в месяц – ты всё равно никогда в жизни не купишь себе такой дом или яхту. Но работать тебе придётся намного больше.

Таков приговор эмигранта, который не хотел бы покинуть то общество и вернуться в наше. Даже не смотря на то, что, по его словам, русские – единственный из относительно крупных эмигрантских этносов, где не только не существует никакой поддержки соотечественникам и носителям одного с тобой языка, но к тому же новоприбывшего свои же постараются обмануть, обобрать, нахамить: «Не удивительно, что в атмосфере всеобщей ненависти, вражды и презрения “ничего не растёт”. Другие этнические диаспоры Ванкувера – китайцы, сикхи и даже украинцы - в целом достигли больших успехов на канадской земле». А значительная часть русских «перебивается на низко квалифицированных работах, жалеет о развале СССР, ненавидит Запад и живёт постоянными внутренними разборками. Но в Россию никто не уезжает!»

Миф о том, что мы там никому не нужны – отчасти верный. Но только отчасти. Если, например, иметь в виду «русскую общину» или если вы будете просить занять 100 баксов «до получки» - «на еду» у своего малознакомого соседа (в таких случаях нередко «жертвователи» предлагают купить вам продукты – чтобы быть уверенным, что вам не хватает именно еды). А если говорить о многочисленных социальных службах, «то вы им очень нужны, вы – основной предмет их деятельности, их «хлеб», зарплата и «бенефиты». Надо просто не стесняться пользоваться этой системой – чему здесь и учат «с младых ногтей». У тебя проблемы? Насилие в семье, обижает начальник на работе, нечем за жилье платить, депрессия одолела? Обратись в соответствующую службу – тебе помогут. Качественно и бесплатно. Служба соцобеспечения здесь носит не «имитационный» характер, как в России, а является одним из предметов гордости населения».

Ещё более смешным окажется на поверку миф о возможной «голодной смерти»: «В каждом районе города есть «фуд-банки» - обычно при церквях. Приходи, получай большие пакеты с продуктами. Не высшего качества, конечно, свежих омаров там не будет, но прожить можно. А по меркам российской глубинки – прожить можно даже очень неплохо. Да и цены на продукты питания здесь часто ниже, чем в России – при значительно более высоком качестве продуктов».

«Миф о “скором конце Запада” – любимая песня для жителей России в исполнении кремлёвского руководства (имеющего кучу активов на якобы “ненавистном” Западе)». Приговор нашего эмигранта: «Не дождётесь», как говорится в старом одесском анекдоте. Потому что, на его взгляд, «это общество гораздо более разнородное, динамичное, открытое в обсуждении своих проблем: не так, как это, например, было недавно в одной из бывших азиатских республик СССР – когда полгорода разнесло в клочья от взорвавшихся арт-складов, а официальная пропаганда скупо сообщила о «небольшом пожаре в магазине фейерверков». Здесь всё наоборот…».

Нашего автора радует, что активно развивается транспортная инфраструктура, реализуется программа «трёхминутной доступности» – т.е. от любого жилья до парка со спортивной инфраструктурой – минимум 3-х минутная пешая доступность. Идет активный переход на «зелёные» технологии. Система образования оперативно подстраивается под меняющийся рынок труда».

И общее заключение нашего «эксперта» - проблемы есть, но есть и их решения. А поездка годичной давности в Россию его «просто шокировала – развал продолжается ускоренными темпами…».

Согласны ли вы с его мнением или у вас есть собственные, иные наблюдения?