Как урок религии потеснил в расписании английский

На модерации Отложенный

В российских школах вводят новый предмет – "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). С 1 сентября 2012\ 2013 учебного года его в обязательном порядке станут изучать в 4-м классе во всех субъектах РФ. "Летидор" решил разобраться в содержании данного курса, а также узнать позицию учителей и родителей по поводу актуальности нового предмета, который уже вызвал массу споров в регионах, где шла апробация ОРКСЭ.

Программа начальной школы достаточно консервативна. Чтобы от учения не пострадало здоровье ребят и оставалось достаточно времени на такие нужные в этом возрасте игры, количество уроков в день не должно превышать пяти. Поэтому и содержательная часть программы мало чем отличается от того времени, когда мы с вами, родители, ходили в началку. Добавились разве что продиктованные 21-м веком иностранный язык и информатика. А теперь еще ввели предмет с длинным и некрасивым названием ОРКСЭ - "Основы религиозных культур и светской этики".

В Новосибирской области, где в числе других 18 регионов РФ с 2010 года шла апробация курса, дети и родители называют этот предмет проще – основы религий. Оно и понятно: из 34 учебных часов, положенных на курс, 1 час приходится на тематический блок "Россия — наша Родина", 2 часа на блок "Духовные традиции многонационального народа России" и 31 час - на блок "Основы религиозных культур и светской этики", в рамках которого детям объясняют, что значит быть религиозным человеком, толерантным атеистом и с каким уважением нужно относится к представителям других конфессий.

Содержание этого блока выбирают простым большинством на родительском собрании. Всего представлено 6 модулей-вариантов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, история мировых религий (для тех, кто хочет быть верующим человеком, но еще не определился с выбором) и основы светской этики (представители конфессий отрицательно относятся к этому модулю, считая его атеистичным).

Родители, которые не хотят, чтобы их детям преподавали религию, выбирают модуль этики - таковых в Новосибирской области 61%. Историю мировых религий выбрали 17%, основы православной культуры - 29%. Примерно в том же соотношении выглядит тройка лидеров и по России в целом.

Отказаться от предмета нельзя. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.01.2012 г. №84 – р. "Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/2013 уч.г. во всех субъектах РФ комплексного учебного курса "Основы религиозной культуры и светской этики" (ОРКСЭ), приказом МОиН РФ от 31 января 2012 г. № 69 и от 1 февраля 2012 г. №74 учебный предмет ОРКСЭ введен в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования обязательным предметом для изучения. Ключевая фраза здесь – "образовательный стандарт". То есть если ребенок не будет посещать занятия по ОРКСЭ, то получит "не аттестован" по начальной школе.

О чём негодуют родители

По словам Натальи Поповой, директора центра культурологического и религиоведческого образования в Новосибирске, родителям не стоит бояться этого предмета:

"Ведь главное в его названии и содержании – это культура. В новый закон об образовании, раздел "Требования к содержанию образования", ст. 14 с 2007 года введен такой пункт: формирование духовно нравственной личности. Вот этот курс данную задачу и призван выполнять. Комплект разрабатывался учёными, научными школами, они прекрасно знают этот возраст - четвероклашки. 70% учителей, которые приходят к нам в центр на переподготовку, – это учителя начальных классов, которые владеют возрастными психологическими особенностями детей. Поэтому и у нас в регионе, и в целом по России апробация прошла успешно. В чем это заключается: необходимость этого курса признали практически все, 87%, участники процесса: учителя, учащиеся и родители".

На форумах родители выражаются не столь позитивно, как в статистических опросниках. Вот лишь несколько отзывов с популярного ресурса "Родительское собрание":

"Я считаю, что вера должна быть не показной и насильно насаждающейся в массах, потому что президент сказал, а должна она быть глубоко в душе у каждого человека. Очень хотелось бы, чтобы ребёнок, будучи уже взрослым, сам пришёл к чему-то, по зову сердца ходил в церковь. Или не ходил вообще".

"Религиозное воспитание – дело семьи. Для этого у христиан всех конфессий существуют воскресные школы. Аналоги есть и у иудеев, и у мусульман".

"В нашей семье разное вероисповидание. И вообще, я не хочу, чтобы вероисповедание членов моей семьи стало достоянием общественности. Я не ношу огромный золотой крест поверх одежды, и муж не режет баранов на Невском проспекте. Ну, понятно, что это я образно говорю…. для меня этот вопрос слишком интимен, и я готова его обсуждать с очень немногими".


Помимо вопросов, ставящих под сомнение необходимость знакомства с религиями в начальной школе, больше всего возмущений вызвала замена действительно нужных часов – литературы, английского, регионоведения и выездных уроков-экскурсий - на уроки ОРКСЭ. Родителей при этом никто не спросил, хотят они этого или нет, а просто поставили перед фактом, спустили приказ "сверху". И теперь писать жалобы и выражать недовольство практически бесполезно: никакое родительское собрание не в силах отменить приказы Правительства и профильного министерства.



Далее - почему именно начальная школа, 4-й класс? Ведь многие родители изучали "Основы мировых религиозных культур" в рамках МХК или Культурологи в вузе, будучи уже состоявшимися людьми, но не в начальных классах. Этот вопрос прояснила Надежда Косовская, замдиректора по учебно-воспитательной работе Информационно-экономического лицея Новосибирска (где шла апробация):

"4-й класс – это переходный период, когда ребенок выходит в мир большой информации. Преподаватель дает теоретические знания, но нужно вести и работу с родителями. Семьям, в которых есть проблемы в семейных отношениях, в воспитании ребенка, - учебный курс помогает в этом направлении".

Тогда зачем этот курс нужен семьям, которые свои проблемы решают в семье и не выносят "сор из избы"?

Кроме того, из христианских религий в школе разрешили преподавать лишь православие. А разрешенные в РФ и распространенные во всем мире католичество, лютеранство, протестантство почему-то остались за бортом. В этом многие усматривают нарушение статьи 14 Конституции РФ, которая гласит: "Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".

В данном случае, когда предмет с ярко выраженной религиозной окраской (как бы он ни назывался) появляется в списке обязательных, то неизбежно могут возникнут нарушения.

Конфликт светского и духовного

Поскольку отказаться нельзя, нужно аттестовываться. Всем недовольным Минобрнауки советует выбирать модуль "основы светской этики". Родители соглашаются, путая понятия "этика" и "этикет" - и ожидая, что ребенка будут учить правилам поведения в приличном обществе. Но это не так. Вот примеры тем для урока в рамках курса "основы светской этики":

"Род и семья - исток нравственных отношений", "Стыд, вина, извинение", "Добродетель и порок".

"Возмущаются те родители, которые считают, что у нас со школой и с воспитанием детей в стране все хорошо. Хотя воспитание осуществляется по остаточному принципу, - говорит протоирей Новосибирской православной епархии Борис Пивоваров. - А если родитель видит, какие проблемы есть у нас сегодня с воспитанием и какие страшные случаи в школе бывают все чаще и чаще, тогда он задумается: может, и нужно введение этого предмета".

Чтобы свести конфликты к минимуму, представителей конфессий допускают только до общения с родителями и учителями. С ребятами о религии беседуют исключительно школьные учителя. Но это породило новые конфликты, теперь уже между школой и церковью. Священнослужители не уверены, что учителя, как люди светские, могут корректно и грамотно рассказывать детям о вере.

"Есть проблемы подготовки педагогов, чтобы они действительно преподавали основы религиозных культур, а не что-нибудь другое. Поэтому 21 мая 2010 года Минобр направил письмо во все регионы с предписанием: для обеспечения свободного выбора привлекать к учебному процессу представителей конфессий, - рассказывает протоирей Борис Пивоваров. - Путин в феврале (2012 г.) сказал, что этот предмет должны преподавать священнослужители или теологи. У нас не светская, а духовная страна. Даже в гимне есть слова "Россия – священная наша держава". Если мы говорим о светском характере образования, мы отвергаем духовность. Есть священники, которые имеют степень и преподают в вузах или имеют педагогическое образование. Если их не пускать в церковь – это будет запрет на профессию, это нарушение целого ряда статей конституции".

Директор Центра культурологического и религиоведческого образования Наталья Попова признается, что на школу оказывается жесткое давление Православной церкви. Но пока пустить священников в школы невозможно из-за отсутствия законных на то оснований: "Действительно, есть стенограмма выступления Владимира Путина, где речь идет о участии священнослужителей в ведении данного урока. Но стенограмма не имеет юридической силы. Сейчас мы руководствуемся законом "Об образовании», где говорится о том, что у нас светский характер образования в муниципальных школах. Поэтому преподают учителя".

О некоторой идеологической предвзятости говорят и родители. "К нам на родительское собрание пришла завуч и сказала, - выбираем модуль "основы православной культуры". Это приказ министерства. Родители не стали проверять достоверность сказанного завучем и согласились. Больше возмущались не над содержанием курса, а над тем, что ушел дополнительный час английского", - рассказывает Жанна Заславская, дочь которой в 2010 году изучала ОРКСЭ.

Последнее слово – за родителями

Есть и еще одно мнение, возможно, самое правильное: не распыляться на конфликты, а постараться вникнуть в предмет и помочь своему ребенку понять что-то новое, сущностное об этом мире и этой жизни. Это мнение учителя. Галина Стволова, учитель русского языка и литературы, теперь еще и курса светской этики Информационно-экономического лицея Новосибирска:

"Я изначально не разделяю этику светскую и духовную. Преподавая литературу, мы говорим о вечных ценностях. Этические категории одни во всех религиях и понятны для каждого человека. Когда задаю детям какую-то работу, например, расскажите, какие добродетели ценятся в вашей семье больше всего, я делаю вывод, что молодые родители не придают этике должного значения. А ведь какие у нас темы: добро и зло, честь, совесть, стыд. Понимания этих понятий остро не хватает нашему обществу. Два года я отклика от родителей не чувствую".