Фальсификация фальсификации

Фальсификация фальсификации.



Очень простой жизненный вопрос. Или очень сложный философский вопрос. Потому как нафиг нужна философия, если она не дает ответов на простые жизненные вопросы. Как отличить подделку от настоящего? Не поиски критериев Абсолютной Истины. Истина — штука простая, она не предполагает сознательного обмана. Но если есть обманщик, как узнать что он врет? Тем более, что он всячески, и часто очень умело, пытается доказать свою правдивость.



Самое простое решение — обратится к специалисту. То есть к эксперту. Но при этом мы должны верить:

  1. Эксперту. Что он честно выполняет свою работу, не имеет личных интересов и тайных договоренностей с предполагаемым обманщиком.

  2. Методам которые использует эксперт. Что эти методы в состоянии дать однозначный и убедительный ответ на поставленный вопрос.

То есть променять собственную веру в то, что нечто является подлинным (или фальшивым), на две других веры: в честность и профессионализм эксперта, и применимость методов, которые эксперт использует. Мы будет верить эксперту. Не то чтобы в реальной жизни реальные эксперты внушали какое-нибудь доверие — скорее даже наоборот. Но предположение об честности эксперта эквивалентно предположению об существовании объективной (не зависящей от персонажей) методологии проверки.



Вот картинка.





Подлинная она или фальшивка? Обращаемся к эксперту, как мы и договорились, абсолютно честному и профессиональному. И он абсолютно честно и профессионально назвал картинку подлинной. Как такое может быть? Очень просто. Его методология проверки сводиться к проверке наличия цифровой подписи накладываемой на цифровую фотографию некоторыми камерами верхнего класса (взята картинка с http://www.elcomsoft.com/canon.html?r1=pr&r2=canon и призвана подтвердить именно взлом данной технологии подтверждения подлинности).

Цифровая подпись есть — картинка подлинная. Все.



Но чего-то в этой подлинности нам не нравиться, и мы обращаемся к другому эксперту — специалисту по истории космических исследований. И он с первого взгляда объявляет картинку фальшивкой. С вагоном и маленькой тележкой обоснований. И при упоминании наличия цифровой подписи на фотографии, только скажет: «Тем более. Не было во времена проекта «Аполло» ни цифровых фотокамер, ни тем более, цифровых подписей к цифровым фотографиям».



Означает ли оценка второго эксперта дискредитацию методологии первого эксперта? Ни в коей мере. Подлинность с точки зрения первого эксперта означает только то, что данная картинка сделана с помощью некоторой цифровой фотокамеры и не подвергалась последующей обработке. Для получения «подлинной» картинки с точки зрения первого эксперта взламывать цифровую подпись совсем не обязательно. Вполне можно обойтись постановочной съемкой. Но с помощью той самой постановочной съемки можно было получить и первоначальный (там где совсем другой флаг) вариант картинки. Знаменитая тема «были ли американцы на Луне» именно на возможности постановочной съемки построена. Разумеется, наш эксперт номер два легко предоставит свои возражения против такого варианта проверки подлинности. Но это уже совсем другая тема.



Вывод. Нельзя говорить об подлинности вообще, а только об подлинности в рамках некоторого контекста. Точнее о подлинности, как возможности включения в некоторый контекст. Предложенная картинка подлинная в рамках контекста наличия цифровой подписи; почти наверняка фальшивая в рамках контекста возможности взлома цифровой подписи; заведомо фальшивая в рамках контекста истории космических исследований.



(Продолжение, я надеюсь, следует)