Порождения ехиднины...

В не очень счастливом детстве Антона Павловича Чехова случилась однажды весьма любопытная история.

Батюшка его, Павел Егорович, держал лавку в Таганроге. Однажды, отперев утром лавку, он погрузился в душевный столбняк, - в почти полной (и весьма недешевой!) бочке с растительным маслом плавала здоровенная дохлая крыса...

Наказали работника, не закрывшего на ночь злосчастную бочку, избавились от утопшей в масле оккупантки, поохали-поахали...

А с маслом-то что делать???

Семья Чеховых жила весьма скромно. Не голодали, конечно, но и не роскошествовали никогда. Отец, истово верующий православный ортодокс, принял неожиданное решение - освятить злополучную бочку!

Вызвали батюшку, заплатив за освящение немалую по тем временам сумму. Святили бочку по всем правилам, кропили святой водой, читали молитвы. Оскверненная злобной крысой бочка избавилась от нечисти и масло было пущено в продажу.

Таганрог масло не покупал.

Отец Чехова долго негодовал и искренне разобиделся на странных своих сограждан, которые упорно затаривались маслом в другой лавочке, а его масло, освященное, влетевшее в копеечку, чистое и безопасное, - игнорировали!!!

Фарисейство бессмертно.

В житейском нецерковном понимании фарисейство - это хитрое лицемерие, двойная игра, преследующая низкие цели, но выдаваемая сознательно или наивно за бескорыстное служение каким-нибудь высоким идеалам.

Оно может надеть маску благочестивого праведного гнева в адрес "грешников", за которым скрываются ложь, хитрость, патологическая злоба и нечистоплотная игра по устранению критиков и несогласных.

И может обратиться в наивное дурошлепство, этакую живенькую клоунаду дешевого бездарного гастролера, скачущего по городам и весям в надежде обогатиться, прикрываясь восторженной любовью к искусству.

Суть и в том, и в другом случае одна - в этом масле уже побывала дохлая крыса.

Интересно было бы мне очутиться каким-нибудь образом в черепной коробке Павла Егоровича Чехова. Каким фарисеем он был - суровым обличителем или балаганным петрушкой, веселящим публику давно известными фокусами? В любом случае, его пылкое желание сделать из жителей Таганрога идиотов выглядит смешно и нелепо, но все же вызывает и некоторую жалость.

Ведь нужно же было продать масло!