Христианский социализм.
На модерации
Отложенный
“Православие – наш социализм.”(Достоевский Ф.М)
“Когда христиане вольются в социальную революцию, она станет непобедимой” (Че Гевара)
“Христианский социализм”… Сегодня это сочетание слов вряд ли кого-либо приведет в смущение: наряду с коммунистами существуют социал-демократы, кадеты, анархо-синдикалисты и другие. Если некоторое время назад можно было позволять себе не задумываться над тем, что в мире есть не только “социализм Маркса и Ленина”, но был или есть социализм Маркса и Бронштейна, Пол Пота и Каддафи, что только 20 век дал не один десяток “моделей” социализма, то в наши же дни не покажется парадоксальной мысль и о том, что социализм может быть не атеистическим, но религиозным.(1)
До не давнего времени один из безвестных русских мыслителей Сергей Николаевич Булгаков (16(28) июня 1871 – 1944) — русский философ, теолог, священник Православной Церкви. Автор брошюры “Христианство и социализм” и многих других. Творческий путь С.Н. Булгакова принято делить на три этапа: до 1903 – марсистский (преимущественный интерес к политической экономии), 1903-1925 религиозно-философский (в духе теории всеединства В.С. Соловьева), после 1925 – богословский (неортодоксальный, повлекший за собой обвинение в ереси). (4)
Основная мысль христианского социализма состоит в том, что между христианством и социализмом может существовать положительное соотношение. Христианство дает для социализма недостающую ему духовную основу, освобождая его от мещанства, а социализм является средством для выполнения веление христианской любви, он исполняет правду христианства в хозяйственной жизни.(2)
“Безбожному” социализму с его максимой “единым хлебом жив человек” он (С.Булгаков) противопоставлял “вдохновение любви и социального равенства” социализма христианского и с этим последним до конца дней своей жизни связывал чаяния о будущем Отечества.(1)
Справедливости ради отметим, что ищущий дух Булгакова не нашел успокоения и в православной догматике; его искания осуждались как ортодоксами российского православия так и зарубежного. Вот что мы можем прочесть в изданных посмертно очерках учения православной церкви отца Сергия. “Каково же собственное отношение Православия к социализму? Оно не дало доселе вероучительного определения по этому вопросу, да оно и не нужно, потому что это есть вопрос не догматики, но социальной этики. Однако в православном предании, в творениях вселенских учителей Церкви (свв. Василия Великого, Иоанна Златоуста и др.), мы имеем совершенно достаточное основание для положительного отношения к социализму, понимаемому в самом общем смысле, как отрицание системы эксплуатации, спекуляции, корысти. Разумеется, реформа социального идеала, есть вопрос не только принципа, но и практической целесообразности. Каждая хозяйственная организация имеет свои плюсы и минусы, которым приходится подводить практический учет. И русский коммунизм показал с достаточной очевидностью, каким безмерным бедствием он является, будучи осуществляем как жесточайшее насилие с попранием всех личных прав… Однако возможен иной, так сказать свободный или демократический социализм, и, думается нам, его в истории не миновать”.(1)
Очевидная близость социально-экономических идей социализма общественным идеалам христианства и их не менее очевидная предпочтительность с этой точки зрения “идеалам” капитализма неоднократно подчеркивалась различным христианским мыслителям. Так С.Н.Булгаков в своей работе “Христианство и социализм” пишет: “Капитализм есть организованный эгоизм, который сознательно и принципиально отрицает подчиненность хозяйства высшим началам нравственности и религии; он есть служение мамоне… Никогда еще в истории не проповедовалось в жизни такое безбожное, беспринципное служение золотому тельцу… Одним словом, мы должны, не обинуясь, сказать, что социализм прав в своей критике капитализма, и в этом смысле надо прямо и решительно признать всю правду социализма”.(3)
Сегодня, когда раздаются голоса о необходимости придания социализму “человеческого лица”, только леность сердца и ума может помешать услышать трагический и провидческий голос Булгакова в спорах о судьбах России.(1)
Христианский социализм в наши дни.
В Латинской Америке популярна такая идея, как теология освобождения. Она часто понимается как форма христианского социализма. Теология освобождения ставит перед собой задачу ответить на вопрос, стоящий перед христианами Латинской Америки: как быть христианами на угнетенном континенте? Как сделать так, чтобы вера не отчуждала, а освобождала? Многие священники и духовные наставники разделяют и практикуют положения теологии освобождения в разных странах Латинской Америки.
Сторонником теологии освобождения является и президент Венесуэлы Уго Чавес: “Он (Иисус) был со мной в трудные времена, в самые страшные моменты жизни. Иисус Христос, несомненно, был исторической фигурой — он был повстанцем, одним из наших, антиимпериалистов. Он восстал против Римской империи. Ибо кто мог бы сказать, Что Иисус был капиталистом? Нет. Иуда был капиталистом, взяв свои сребренники! Христос был революционером. Он восстал против религиозных иерархий. Он восстал против экономической власти того времени. Он предпочел смерть для защиты своих гуманистических идеалов, и он жаждал перемен. Он был нашим Иисусом Христом.”
Уго Чавес пообещал объединить христианство и социализм. Такое заявление президент Венесуэлы сделал в ходе своей начавшейся избирательной кампании. По мнению Чавеса, социализм — это проект Христа на земле, поскольку основан на справедливости, равенстве и мире. Большинство населения страны — католики, поэтому политологи не исключают, что Чавес будет часто в своей кампании прибегать к христианской теме. При этом президент опирается не на Ватикан, который постоянно критикует его, а на так называемую Реформированную католическую церковь. Она создана в Венесуэле пять лет назад, лояльна как к Чавесу, так и к своим священникам и прихожанам: от священнослужителей не требуется безбрачия, допускаются разводы и однополая любовь (чего русские социалисты категорически не одобряют) .
Уго Чавес находится у власти два президентских срока, с 1999 года. Очередные выборы назначены на 7 октября 2012 года. По конституции Венесуэлы, глава государства может быть переизбран неограниченное количество раз. Сообщает Русская Служба Новостей 15/11/2011
В истории России есть пример того, как некогда богоборцы большевики “сменив курс” прекратили гонения на православных священнослужителей и русскую культуру, что способствовало подъему патриотизма. Это происходило во время Великой Отечественной Войны и коммунисты прекрасно понимали, что далеко не все готовы умирать за идеи Маркса и Ленина.
Фактически именно потому, что марксизм мимикрировал под христианство, он приобрел определенную популярность в России и тем обеспечил себе сравнительно продолжительное существование.(7) Знаменитый сталинский тост на победном банкете – “За великий русский народ” – как бы подвел окончательную черту под изменившемся самосознанием власти, сделав патриотизм на ряду с коммунизмом официально признанной опорой государственной идеологии. Православному читателю будет небезынтересно узнать, что ни Гитлер, начиная роковую для него войну с Россией, ни Сталин, завершая ее столь знаменательным тостом, вероятно, понятия не имели о пророчестве, еще в 1918 году произнесенном в Москве блаженным старцем, схимонахом Аристоклием. “По велению Божию, – говорил он, – со временем немцы войдут в Россию и тем спасут ее (от безбожия. – Прим.авт.) Но в России не останутся и уйдут в свою страну. Россия же затем достигнет могущества больше прежнего”.(5)
Христианский социализм является одной из форм русского социализма. Более того, православие является частью русской идентичности. Христианский социализм – вместе с тем и социализм национальный. Не в смысле национальной исключительности, а в смысле мессианского призвания, в смысле исполнения предназначенной народу воли Божией. Христианский социализм, конечно же, – идеал всемирный, предназначенный всем народам. Но народа русский должен первым проложить к нему дорогу. И мы верим, что национальные особенности русского народа, если взять их идеальную сторону, в наилучшей степени способствуют выполнению своей миссии.
Поэтому реализация христианского социализма должна основываться на ценностях, традиционно исповедуемых русским народом. Прежде всего, в построении христианского социализма должна активно участвовать Русская Православная Церковь. Для этого РПЦ должна превратиться из маргинальной организации, исповедующей личное спасение, в подлинного духовного лидера русского народа, способного осуществить его мессианское призвание.(6) А пока РПЦ является системной организацией наши взоры будут обращены к нонконформистским течениям в православии.
Не чужды были социальные идеи таким течениям в православии, как “бегуны” (“странники”, “подпольники”). Так “странники-безденежники” почли лицемерством не признавать в деньгах той же печати антихриста, которая признается в паспорте. Посему они положили, что для спасения неотменно нужно избегнуть и на деньгах находящейся, по их мнению, печати антихриста, т. е. денег не брать (откуда и произошло их название “безденежники”). Образовав (в первой четверти XIX столетия) новый толк, они решили сами себя перекрестить, и странников-денежников, как приявших печать антихриста, приходящих в их согласие, положили снова перекрещивать. Но так как без денег жить нельзя, то за странников берут деньги странноприимцы и снабжают их всем необходимым. Основателем этого толка, выделившегося из поморского толка в конце XVIII столетия, признается некто старец Евфимий, родом из Переяславля, Владимирской губ. “Странниками” этот соглас называется потому, что требует от своих членов прервать всякую связь с гражданским обществом, т. е. не писаться в ревизии, не платить государственных податей, не иметь паспортов и находиться в странствовании, на том основании, что в мире ныне спасение невозможно. Отсюда же они получили и название “бегунов”. Странники, принимая все начала беспоповщины, смотрят на Русскую Церковь, как на еретическую, и веруют, будто антихрист уже пришел и царствует видимо на земле, в правительственной российской власти, а потому отвергают исполнение всех исходящих от повеления сей власти гражданских обязанностей. Они сделали исключение только относительно денег, хотя и видят на них печать антихриста. Держать деньги они признавали возможным потому, что деньги переходят из рук в руки и не составляют отличительной принадлежности того или другого лица.(8
У старообрядцев был свой подход к капитализму: “Еще отчетливей видна общинная природа раннего капитализма на примере русских старообрядцев. Старообрядческий капитал был сущностно коллективным и общинным, на часто записанным на одно лицо во избежание поборов, направленных против староверов. Более того, сами старообрядцы явно осознавали онтологически негативный характер капиталистических отношений. Они практиковали их в некотором смысле против никонианско-романовского отчужденного мира апостасии, как защитная реакция на десакрализацию этого мира. Десакрализация романовской Руси заключалась по мнению старообрядцев в разрыве общинных связей и поэтому вне самой старообрядческой общины (тщательно сохраняющей нормативы Святой дониконовской Руси в самой себе) отчужденно-капиталистический подход был морально и эсхатологически оправдан, хотя сам в себе и порочен.”(8)
Продолжение следует…..
1 – В.Н.Акулинин (Новосибирск). С.Н. Булгаков: христианский социализм (фрагменты)
2 – О.Сергий Булгаков. Христианство и социализм.
3 – А.Е. Молотков.сб. АКИРН “Русская нация и государство”. М., 2002 4 – А.В. Гулыга. Эволюция взглядов С.Н. Булгакова.
5 – из статьи “Национал-большевизм” Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)
6 – Н.В. Сомин. Христианский социализм как русская идея.
7 – М.И. Гельвановский. Проблемы формирования христианской экономики в современном контексте. Христианство и марксизм.
8 – сайт Радио Духовный Антихрист http://www.rda.evrazia.org
Комментарии