К вопросу о свободе и равенстве

На модерации Отложенный

Штурм Бастилии

Великая французская революция (1789 – 1799) имела огромное историческое значение, и не только своими политическими, социальными последствиями, но и формированием новой идеологии, которая была выражена в лозунге «Свобода, равенство, братство». В данной статье опишу свое видение основного лозунга французской революции.

Из истории революции известно, что лозунг «Свобода, равенство, братство» - впервые был провозглашен в рамках Декларации прав человека и гражданина 26 августа 1789 года. Статья 4 Декларация провозглашала: «Свобода заключается в возможности делать все, что не вредит другому. Таким образом, пользование каждого человека своими естественными правами не должно встречать иных границ, кроме тех, которые гарантируют другим членам общества пользование теми же правами. Эти границы могут быть определены только законом» /Антология мировой политической мысли в 5 т.; т.5 стр. 69. М. «Мысль» 1997/.

В 1793 году во Франции в качестве основного законодательного акта была провозглашена новая Декларация прав человека и гражданина. Декларация 1793 года провозглашала: «Все люди равны по природе и перед законом». И далее шло объяснение понятия равенства. «Все граждане на равных правах имеют доступ к общественным должностям. Свободные народы не знают иных оснований для предпочтения при избрании, кроме добродетелей и способностей» /Антология мировой политической мысли в 5 т.; т.5 стр. 72. М. «Мысль» 1997/. А вот, что было сказано в декларации о продолжении к понятию «свобода». «Закон должен охранять общественную и индивидуальную свободу…».

В связи с вышеизложенным возникает вопрос: совместимы ли в экономическом отношении провозглашенные понятия «свободы» и «равенства»?

Конечно, на первый взгляд все выглядит вполне демократично, особенно учитывая провозглашение равенства всех перед законом. В свете так называемых «двойных стандартов», когда чиновник, обладающий властью, уходит от ответственности за преступное деяние, а обыкновенный гражданин за аналогичное деяние получает тюремные сроки, Декларации 1789 и 1793 годов имеют положительную тенденцию, и являются прогрессивными нормативно-правовыми актами. Однако, если рассмотреть понятия «свободы» и «равенства» под экономическим уклоном, то становится очевидным их противоречие. Действительно, если свобода, то он должна быть и экономической, а если полное «равенство», то и оно должно быть и в экономической сфере. А это есть противоречие. Для того, чтобы было более понятным, рассмотрим «свободу» и «равенство» на небольшом примере.

Двое рабочих выполняют одинаковые функции, к примеру, ткут ковры. Первый за 8 часов рабочего времени делает 8 ковров. Другой за те 8 часов – 10 ковров. Вопрос: должны ли они получат по принципу «равенства» одинаковую зарплату или по принципу «свободы» второй рабочий должен иметь больший доход, чем первый? Пусть этот вопрос решит каждый из Вас каждый для себя.

Суть экономической свободы человека впервые сформулировал известный французский политик, публицист, социолог и социалист Пьер Жозеф Прудон (1809 – 1865) в своей, ставшей крылатой фразе: «От каждого по его способностям, каждому – по его труду». Но, если так, то равенство само по себе противоречит главному постулату экономической свободы. Труд для каждого человека ценен только тогда, когда он видит результат трудовой деятельности, который лично для него выражается, в первую очередь, денежным вознаграждением. И здесь возникает еще понятие – «СПРАВЕДЛИВОСТЬ», которая также не совместима с понятием «РАВЕНСТВО», в силу различий между людьми по их способностям, умениям навыкам.