ТРАГЕДИЯ В НОВОЧЕРКАССКЕ: вчера, сегодня, завтра

50 лет назад в Новочеркасске 1-3 июня 1962 года было осуждено 122 человека. Они получили от 2 до 15 лет. Семеро приговорены к расстрелу.

В период с 1991 по 1999 год по инициативе фонда "Новочеркасская трагедия" все они были реабилитированы.

Вот как рассказывает об этом сегодня «Российская газета»: «Когда 1 июня по заводскому радио прозвучало объявление о снижении расценок на работы, стальцех залихорадило. Директор завода Курочкин произнес ставшую знаменитой оскорбительную фразу: "Не хватает денег на мясо, жрите пирожки с ливером". Рабочие остановили станки, вышли на улицы, перегородили железнодорожные пути и остановили пассажирский поезд Ростов - Саратов. Но до прямого столкновения в тот день не дошло. А ночью в город пригнали танки...»

На следующий день:

«2 июня я как обычно спешила на работу, - говорит Валентина Водяницкая. - И тут случилась жуткая вещь. Я не успела зайти в заводские ворота, как они захлопнулись прямо передо мной. Потом считалось так: кто попал на завод, - те законопослушные, а кто оказался за воротами – бунтари».

«Первые выстрелы пришлись по кронам деревьев. Пули срезали детей, забравшихся туда, чтобы посмотреть на происходящее. В дело включились снайперы: стреляли с крыш, потом раздались автоматные очереди. Над майданом повис многоголосый на высочайшей ноте крик. На раскаленном асфальте спекалась кровь. 26 человек тогда были убиты наповал, еще 90 ранены. По Новочеркасску ползли слухи, что город собираются затопить или полностью сравнять с землей. Потом начались аресты и судебные расправы».

Отношение в трагедии:

«Отношение к расстрелу рабочих в Новочеркасске неоднозначное. Горожане до сих пор разделены на два лагеря. Одни говорят, что в людей стрелять было нельзя, другие пытаются как-то оправдать действия властей. Есть и еще одна прослойка - те, кто вообще боится этой темы или пытается ее замолчать. Бочарова называет это явление «новочеркасским синдромом».

Все попытки журналистов попасть на НЭВЗ и побывать в стальцехе, где зародился протест, закончились неудачей. Председатель заводского профкома Алексей Милосердный «объяснил свою позицию следующим образом: «Сомневаюсь, что есть смысл эту тему сейчас поднимать. Мы воздерживаемся от комментариев. У нас было множество славных дел, а то, что произошло в 1962 году... Тогда было сделано много ошибок с обеих сторон. Нет, комментировать это мы не хотим».

Во время поездки корреспондентов «РГ» в Новочеркасск завод готовился к празднованию своего юбилея. «На заводе приподнятое настроение: идет активная подготовка к празднованию 75-летия предприятия, ожидается приезд высоких гостей, - сказали сотрудники пресс-службы. - Мы чтим память о тех событиях, но не афишируем их и не очень ими занимаемся. Эпизод в истории завода нехороший, неблагодарная это тема…».

НЭВЗ не пригласил участников трагедии на предстоящий праздник, видимо, торжества не предусматривают присутствие на них Валентины Водяницкой, Николая Степанова, Александры Пекуш...

Сегодняшняя оценка событий

Вот как об этом пишет «РГ»:

«Сегодня основная масса молодежи, надо признать, далека от истории. В кафе напротив Новочеркасской администрации компания юных менеджеров заказывает бизнес-ланч. Вопрос о событиях, разыгравшихся в городе полвека назад, вызывает у них искреннее недоумение: "Так это еще до революции было, разве нет?" Тут же возникает версия, в которой смешались и кровавое воскресенье, и поп Гапон, и танки, которые в советские времена проходили как раз мимо этого уютного ресторанчика, чтобы усмирить заводчан...

Соображения сегодняшних молодых людей звучат неожиданно, а порой и парадоксально. Группа приятелей-менеджеров, перекусывавших в кафе неподалеку от Атаманского дворца, вызвалась показать мне улицу Московскую.

По дороге обсуждают, что за обед заплатили недорого - по 170 рублей с носа, а летом хорошо бы съездить в Италию, если автобусный тур, то "это реал, потянем". Они отнюдь не яппи. Их родители не олигархи, но никто из них не сидел за свои убеждения, все работают и могут помочь детям в случае чего. Да и сами они не бездельники. Это то самое "непоротое поколение", у которого уже подкопился жирок благополучия и комфорта…

Реакция у молодых людей одинаковая - возмущение и недоумение. Возмущены жестокостью тех, кто подавлял бунт. А недоумевают по совершено неожиданному поводу:

- Почему рабочие, услышав о повышении расценок, не ушли с завода? Почему не открыли свое дело, не наладили бизнес? Ведь вариантов тысячи...»

Но сегодняшний день заставляет нас рассматривать новочеркасскую трагедию со всех сторон, поскольку одной из главных её причин, если не самой главной, было абсолютное неумении или нежелание Власти прислушаться к своему народу. Что ждёт Новочеркасск завтра, когда вступить в силу новый закон о митингах, когда вновь поползут вниз цены на российскую нефть, а цены на коммунальные услуги взлетят до небес? Когда наша сегодняшняя Власть преднамеренно не слышит своих граждан, выходящих на улицы.

Что мы имеем в перспективе, хотя бы по отношению к нашей возможности выразить протест против ущемляющих нас «нововведений» партии Власти, стремящейся «загнать в стойло разбушевавшуюся скотину народа»? Грозят ли нам завтра расстрелы или пока Власть ограничится разорительными штрафами и небольшими (до 5 лет лишения свободы) сроками?

Вот как об этом говорят те, кто знает все аспекты появления нового закона о митингах, внесенного в Госдуму «Единой Россией».

Депутат Госдумы от «Справедливой России» Дмитрий Гудков прокомментировал внесенный в нижнюю палату законопроект о штрафах за нарушения на митингах. «Закон - адский ад, добро пожаловать в Северную Корею» написал он в своем блоге.

В доказательство этого эсер привел высказывание одного из авторов документа - единоросса Александра Сидякина, демонстрируя, что может попасть под действие закона: «Свадьба попадет, если ее превратят в политический перформанс, в результате которого произойдет нарушение общественного порядка».

Бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин раскритиковал данный законопроект, назвав его попыткой ограничить политическую активность россиян. Он также предложил снизить размер штрафов за нарушения на митингах, отталкиваясь при их назначении от средней зарплаты по стране.

«Эти штрафы должны быть посильными и не должны ограничивать активность граждан. Нужно, чтобы было более четко прописано, кому, в каких случаях и сколько предъявлять», считает А.Кудрин. (Источник: http://top.rbc.ru/politics/30/05/2012/652826.shtml)

Но, конечно, Кудрину виднее, однако лично мне штраф в 300000 рублей равен расстрелу, ибо для его выплаты мне придётся 4 года отдавать в казну всю пенсию и жить на милостыню, собираемую на церковной паперти. Боюсь только, что и на паперть меня не пустят, пока господин Гундяев будет оставаться патриархом, а господин Путин - президентом России...

ПОРА МЕНЯТЬ ВЛАСТЬ, А ТО ОНА, СДУРУ, МОЖЕТ И СТРЕЛЯТЬ НАЧАТЬ…