К вопросу о советской внешней политике в 1939 году

На модерации Отложенный

Внешняя политика Советского Союза в 1939 - 1941 годы была весьма противоречивой и двойственной. С одной стороны советское правительство вело переговоры с Великобританией и Францией. С другой - втайне готовило соглашение с фашисткой Германией.  Итогом этого политического курса стал Советско-германский договор о ненападении. Однако кроме обычного договора к нему прилагались секретные протоколы.

Здесь не собираясь оценивать действия Сталина. Эту возможность предоставляю вам, уважаемые читатели. В данной статье привожу лишь, опубликованные на сегодняшний день архивные материалы, в том числе тексты злополучных протоколов, с прилагаемой к ним картографией, с подписями И.В. Сталина и министра иностранных дел Германии Риббентропа.

Многие конечно усомнятся в их подлинности, скажут, что это чистая подделка, что их на самом деле их не существуют. Убеждать убежденных не собираюсь. Каждый из нас имеет право на свою точку зрения. В данном случае я оперирую только документами. А оценку же им давайте сами.

Документ 1. Секретный дополнительный протокол

При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопросы о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату:

1.В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обеими сторонами.

2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарва, Висла и Сан.

Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимого Польского государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития.

Во всяком случае, оба Правительства будут решать этот вопрос в порядке дружественного обоюдного согласия.

3.Касательно юга-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.

4.Этот Протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете.

Москва, 23 августа 1939 года

По уполномочию               За Правительство  

Правительства СССР        Германии

В.Молотов                          И. фон Риббентроп

(секретные документы особых папок // Вопросы истории – 1993. - №1 – стр.6)

Документ 2. Разъяснение к «Секретному дополнительному протоколу» от 23 августа 1939 года

В целях уточнения первого абзаца п.2-го «Секретного Дополнительного Протокола» от 23 августа 1939 года настоящим разъясняется, что абзац следует читать в следующей окончательной редакции, а именно:

«2.В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нисса, Нарева, Вислы и Сана».

Москва 28 августа 1939 года

По уполномочию               За Правительство  

Правительства СССР        Германии

В.Молотов                          Ф.

фон Шуленбург

(секретные документы особых папок // Вопросы истории – 1993. - №1 – стр.7)

Документ 3. Германо-советский договор о дружбе и границе между СССР и Германией

Правительство СССР и Германское правительство после распада бывшего Польского государства рассматривают исключительно как свою задачу восстановить мир и порядок на этой территории и обеспечить народам, живущим там, мирное существование, соответствующее их национальным особенностям. С этой целью они пришли к согласию в следующем:

Статья I

Правительство СССР и Германское Правительство устанавливают в качестве границы между обоюдными государственными интересами на территории бывшего Польского государства линию, которая нанесена на прилагаемую карту и более подробно будет описана в дополнительном протоколе.

Статья II

Обе стороны признают установленную в статье I границу обоюдных государственных интересов окончательной и устраняют всякое вмешательство третьих держав в это решение.

Статья III

Необходимое государственное переустройство на территории западнее указанной в статье линии производит Германское правительство, на территории восточнее линии – Правительство СССР.

Статья IV

Правительство СССР и Германское Правительство рассматривают вышеприведенное переустройство как надежный фундамент для дальнейшего развития дружественных отношений между своими народами.

Статья V

Этот договор подлежит ратификации. Обмен ратификационными грамотами должен произойти возможно скорее в Берлине.

Договор вступает в силу с момента его подписания. Составлен в двух оригиналах, на немецком и русском языках

Москва, 28 сентября 1939 года

По уполномочию               За Правительство  

Правительства СССР        Германии

В.Молотов                          И. фон Риббентроп

(Правда. – 1939 г.- 29 сентября)

Таких протоколов было несколько. Они составлялись в 1940 и в 1941 годах. Почти все они сегодня опубликованы в журнале «Вопросы истории». Их тексты также можно найти и в интернете.  

А вот и фотодокументы

Подписание Договора о дружбе и границе с Германией

Подписание Договора о дружбе и границе с Германией. 28 сентября 1939 года

После подписания пакта о ненападении 

После подписания пакта о ненападении с Германией. Сталинский тост за здоровье Гитлера. 24 августа 1939 года

Карта о разделе Польши

Трагедия Польши. Сентябрь 1939 года. Подписи Сталина и Риббентропа на карте-приложении к советско-германскому Договору о дружбе и границе