Баланс материального и духовного

На модерации Отложенный

Пока мы находимся в обусловленном состоянии, нас в одинаковой степени беспокоят как материальные обязанности, так и духовные. Когда я не выполняю свои материальные обязанности, страдают не только мои материальные планы, но и моя духовная жизнь, так как в разбалансированном состоянии просто невозможно быть счастливым. И соответственно, когда я не выполняю свои духовные обязанности, страдает не только моя духовная жизнь, но и мои материальные аспекты жизнедеятельности. Только великие души могут соблюдать баланс, полностью отказавшись от материальных обязанностей. Да, такие супер-люди есть, но это точно не мы.

Секрет исполнения обязанностей состоит в том, что это не только удовлетворяет мои потребности, а значит исполняет мои желания, но и делает меня счастливым. Да, это счастье материальное, но оно не греховное, так как основано на благочестивой деятельности, на выполнении наставлений священных трактатов. Жизнь не хочет нас замучить насмерть, она хочет, чтобы мы были счастливыми, но наш духовный уровень не позволяет нам постоянно испытывать счастье духовное, но никто и не препятствует испытывать счастье от исполнения своего материального долга. Почему мы должны его бояться. Это эмоции, которые разрешены человеку, как не греховные. Они показывают правильность выбранного пути, истинность наставлений ведических трактатов. Чём плохо счастье, которое испытывает человек, приняв омовение, почистив зубы и надев чистую одежду? Это счастье в благости и оно рекомендовано нам как часть садханы.

Закон защищающий

Когда я исполняю законы Бога, этот закон начинает меня защищать. А защищенность - это основа спокойствия и счастья. Посмотрите на это чудо: исполняя законы Бога для материальной жизни, я получаю веру в защиту от самого Бога, я начинаю видеть Его защиту, фактически я косвенно вижу самого Бога, или как минимум Его руку, защищающую руку Бога. Да, может быть мне трудно увидеть Бога через духовные процессы, может, я не вижу Его во время повторения своей молитвы, но я могу усилить свою веру, увидев защиту Бога исполняя свои материальные обязанности. Варнашрама - это тоже способ увидеть Бога.

Постоянная неудовлетворенность в материальном делает меня подозрительным и в духовной жизни. Если я не могу испытать счастье в простых вещах, в исполнении своих обязанностей, как мне поверить в более сложное счастье, которое так просто не увидишь, так просто не почувствуешь. Здесь мы можем вспомнить наставление Бхагавад-гиты, которое очень строго предупреждает нас о том, что лучше не пробовать исполнять чужие обязанности, даже если кажется, что это получается очень хорошо. Почему? Да потому, что как бы я хорошо не сделал работу, если она не входит в зону моих обязанностей, я не почувствую удовлетворения, я не стану счастливым, а значит я буду винить всех вокруг в своем внутреннем дисбалансе. Одним словом: когда я хорошо делаю чужое дело, я объявляю войну всем окружающим. Я превращаюсь в убийцу счастья, так как сам его не испытываю и не позволяю его испытывать другим, обвиняя окружающих в своих проблемах.

А самое интересное состоит в том, что когда я не чувствую счастья в результате своей деятельности, мне становится всё равно, какими способами добиваться результата. Я теряю чувство правильного и неправильного, я теряю понимание греха как такового, так как и в случае греховного способа выполнения деятельности и в случае негреховного я испытываю одно и то же неудовлетворение. А если можно сделать дешевле и быстрее, а это значит, что и греховнее, то почему я должен отказываться. Если результат одинаков, зачем платить больше?

Страсть современной жизни толкает человека на деятельность в противостоянии с другими. Человек сосредоточен не на выполнении своих обязанностей, а на том, чтобы сделать больше, чем другие. Один строит дом так, чтобы было удобно жить, а другой строит дом выше и больше, чем у соседей. Так происходит подмена ценностей. Вместо того, чтобы думать о своих обязанностях и о качестве их исполнения, я сосредоточиваюсь на чужих успехах и считаю их прямой угрозой или вызовом. Даже если этого вызова в реальности не было, я принимаю его в одностороннем порядке и так постепенно схожу с ума, думая, что все только и мечтают, чтобы выставить меня неудачником. Вспоминается знаменитый девиз из школьных времён: Догнать и перегнать.

Анекдот

Тюремный священник зашел в камеру к вору-рецидивисту:

- Не падай духом, сын мой! Когда тебя выпустят, я постараюсь тебе помочь...

- Спасибо, отец, - ответил растроганный вор. - Но это Вам не под силу. Воровство - дело сложное, тут необходима большая практика и особенная подготовка.

Почему исполнение обязанностей делает меня счастливым? Да потому, что наши сегодняшние обязанности - это то, что я не исполнил в своей прошлой жизни, чтобы достичь счастья и духовного развития. Исполнение обязанностей это своего рода досдача студенческих "хвостов" перед тем, как приступить к экзаменам. Счастье совсем рядом, как дипломы, хранящиеся в кабинете ректора, но прямо их взять невозможно, туда ещё не вписана наша фамилия,  не поставлена печать. Для этого необходимо сдать экзамены, которые и состоят из исполнения предписанных обязанностей. А отказ от обязанностей - это попытка выкрасть дипломы или купить их в метро...

Кроме того, чтобы не обмануться, надо понимать, что современное счастье человека - это не больше не меньше его болезненное состояние психики, его маниакальная стадия состояния сознания, после которого начинается стойкая депрессия. Когда человек занимается своим делом, когда он исполняет свои обязанности, его интересует процесс, а не результат. Ему хочется становиться всё лучшим и лучшим специалистом, ему хочется всё больше и больше понимать то дело, которым он занимается. Если же это не моё дело, тогда меня всё больше и больше будет интересовать результат, который меня просто никогда не сможет окончательно удовлетворить. Так и в проповеди, если моё сознание соответствует этому виду передачи знания, я буду заботиться о качестве его передачи, а если нет, если это просто модно, я думаю только о количестве результата и финансовом вознаграждении...

Как понять свою природу, а значит и свои обязанности?

Конечно, это вопрос не простой, и  самоанализ всегда несёт в себе желание выставить себя в нужном свете и в своих глазах и перед другими. Все хотят быть брахманами, думая, что это положение одним своим названием приносит наслаждение. Однако сразу хочу разочаровать, брахман – это, с одной стороны, человек находящийся в счастье духовного поиска, а с другой стороны, человек неудовлетворённый, так как его сознание находится в постоянном поиске совершенства, которое в этом мире в принципе достичь невозможно. Хотите быть брахманами - готовьтесь к двойственности счастья найденного пути к Богу и неудовлетворённости от недостигнутого совершенства. Кшатрий победил - и доволен, вайшья продал - и доволен, шудра получил зарплату и спрятал её от жены - вообще счастье, а у брахмана всё очень сложно.

Тест по опасности

Но всё же если быть честным перед самим собой, можно сделать некоторые выводы по признакам, которые раскрывают нашу природу. А природа раскрывается в шоковых ситуациях, когда мы не можем контролировать ту роль, которую привыкли играть. И в этот момент наша природа выходит на свет и её можно увидеть, пока она не спряталась в дебрях подсознания. Она как крыса первая бежит с корабля, который начинает тонуть, осталось просто посмотреть, кто выскакивает из нашего сознания в момент опасности затопления.

Одним словом, как я веду себя в момент опасности, тем я и являюсь на самом деле, а не тем, кого я из себя корчу в спокойной ситуации. Например: брахман в такие моменты начинает философствовать, пытается понять смысл происходящего, он думает, это не спроста лекционный зал загорелся во время лекции Патита Паваны, наверно он что-то не то сказал. Он ищет знаки и пытается их разгадать, тем самым поняв смысл божественного плана. Брахман ценит знание, приходящее от Бога.

Кшатрий не попадает под эмоциональное воздействие ситуации, а сразу начинает руководить всеми окружающими. Его сознание не возбуждается от опасности, а протрезвляется, обостряется и концентрируется. Он способен быстро принимать решение и брать на себя всю ответственность. Признаком кшатрия является отсутствие страха в опасной ситуации, он чувствует, что это его час, когда он может полностью проявить свой героизм. Кшатрий ценит то, что ему Господь поручил организовать.

Вайшья спасает товар и деньги, иногда это даже не его собственность, но он не может видеть, как что-то пропадает бесплатно. Он ко всему материальному относится как к своему собственному и его приводит в ужас нерациональное его использование. Вайшья ценит то, что ему Господь поручил сохранять и  преумножать.

А шудра спасает сам себя, своих родных, близких, знакомых и быстро убегает, но, оказавшись в безопасности, он начинает спасать всех остальных. Он ценит родственные связи, данные ему от Бога, и готов положить свою жизнь за их спасение. Но когда все его родные оказываются в безопасности, он понимает, какое горе будут испытывать те, кто могут потерять своих близких и это вдохновляет его на подвиг.

Тест по деньгам

Или посмотрите, как проявляет себя наше сознание, когда приходится сталкиваться с деньгами, а это тоже входит в разряд критических ситуаций. Брахман  удивляется, когда получает плату за свои услуги и стесняется этого процесса передачи денег. Обычно он даже в руки старается деньги не брать. Кшатрий обижается, когда ему дают деньги, он воспринимает это как открытое оскорбление. Вайшья же наоборот, всё время думает о том, сколько он конкретно получит за свою деятельность, поэтому он просто не может работать за зарплату. В его голове постоянно работает маленький "куркулятор", который постоянно пересчитывает доход, подставляя разные цены для своего товара. А шудре кажется, что ему постоянно дают меньше, чем он в действительности заработал, но в то же время он спокоен, когда сумма вознаграждения заранее определена и выдаётся ему точно вовремя. Задержка даже на один день может вывести его из себя, и поднять народ на баррикады.

Так меня всё время спрашивают, почему вы берёте определённые деньги за свою астрологическую консультацию, астрологи же не должны брать установленную сумму? Да, это действительно так, если к вам на консультацию приходят кшатрии, брахманы или вайшьи, но в наше время в основном приходят шудры, потому что шудры рассчитывают на чудо. А если шудре не сказать точно сумму оплаты, он или будет волноваться всю консультацию о том, сколько дать или просто не оценит то знание, которое ему даётся.

Тест по духовности

Тот, кто уже начал свой духовный путь, может провести анализ по тому, как он пришёл к своему методу духовного развития.

Брахманы ищут знание и абсолютную истину, истина временная их не устраивает, они задают вопросы и если не получают на них ответов, тогда идут дальше, пока какая-нибудь система не ответит на все их вопросы от начала до конца. Кшатриев интересуют возвышенные принципы жизни, настоящее благородство, возможность принести всему миру истинное духовное благо, желание совершить глобальный подвиг, самопожертвование, полное предание ради блага всех и каждого. Они хотят настоящей миссии, и там где её получают, там и остаются. Вайшья приходит в духовную жизнь, чтобы решить свои материальные проблемы, достичь лучшего благосостояния. А шудры приходят в духовную жизнь, убегая от страданий.

Да, наша духовная деятельность превосходит по определению варны, так как ни в одну варну не входит чистое преданное служение. Но мне всё-таки кажется, что наше эго заставляет нас гордо думать, что это положение вайшнава приподнимает нас над всеми четырьмя варнами вверх, как бы занимая пятую ступень, превышающую положение брахманов. Однако мне это видится не как шаг вверх, а как шаг в сторону. Да, мы занялись преданным служением, но параллельно мы находимся на том уровне своего сознания, которое соответствует нашей материальной карме, прарабдха карме. А она ещё пока никуда не делась. Прарабдха карма ещё намного стабильнее нашего желания вернуться назад к Богу.

Мы всё время действуем как материалисты, мы пытаемся победить всё вокруг и свою природу в том числе, однако победить свою природу не так просто. Это так же проявление материалистичного сознания, сознания контролирующего, сознания наслаждающегося. Я не контролирую свою природу, я - слуга Бога, с помощью задействования в служении своей природы. Я не наслаждающийся, я доставляющий Богу наслаждение с помощью задействования своей природы. Я задействующий, я использующий, и, понимая это, я могу стать счастливым.

Секрет духовного баланса

Далее мы должны понять, что если в материальной жизни отдых должен соответствовать труду, а это необходимо потому, что труд не приносит человеку отдыха, то в духовной жизни всё начинает понемногу меняться. Так как в самой духовной деятельности заложено наслаждение и не просто наслаждение, а высшее наслаждение, она перестаёт требовать отдыха как такового. И когда начинающий преданный видит этот эффект в жизни своего учителя или старшего преданного, он пытается имитировать этот уровень, чем совершает опасную ошибку. Его преданное служение ещё не на таком высоком уровне, чтобы совмещать в себе и отдых и работу. Вследствие чего он нарушает свой баланс, перестаёт отдыхать и в результате останавливает свой труд в виде преданного служения.

И уникальность нашего движения состоит в том, что здесь во всём можно предаваться на все 100%. Мы можем поработать на все 100, но и отдохнуть на все 100. В этом наш духовный баланс, фактически соответствующий духовной реальности.