"Мастер и Маргарита" - кто главный герой романа? Продолжение
На модерации
Отложенный
Так и написала Тусе после ее категоричной статьи Мастер и Маргарита - кто главный герой романа?
- Боюсь не уложусь с моими мыслями в коммент.
Знаменитый роман Булгакова сейчас изучают в школьной программе . Я гораздо старше Туси и когда училась в школе однажды получила двойку за ответ у доски на уроке литературы по “Войне и Миру”. У меня было свое видение образа Наташи Ростовой которое я и изложила под всеобщий хохот и поднимающиейся от удивления брови училки. Двойка конечно запомнилась на всю жизнь и тоже захотелось начать с моего знакомства с “Мастером и Маргаритой”.
Ни одна прочитанная книга не попадала ко мне таким долгим и таинственным путем. Мне было лет восемь, когда позвонили из городской библиотеки им. Маяковского. Дома была только я, так что по телефону попросили передать моей старшей сестре следующее:
- Срочно приходите за романом сегодня. Если не придете - вычеркиваем из списка и звоним следующему по очереди.
Один этот звонок заинтриговал меня. В то время, чтобы прочитать редкую книгу нужно было записываться в библиотечную очередь на неё и ждать по полгода... Конечно я передала все сестре и она успела взять роман. Помню как потом я наблюдала за ее хихиканьем во время чтения. Когда наконец сестра закрыла последнюю страницу, я с любопытством спросила:
про что книга?
- Про меня. Только не знаю кого мне не хватает - Чёрта или Мастера.
Я сразу отстала подумав про себя: Вот ведьма! - вечно что-то заумное скажет... Но название запомнила. В моем детском сознании сестра была ведьмой больше из-за того что обладала способностью снимать руками головную боль и облегчать многие другие "болячки".
Намного позже моей институтской подруге дали почитать всего на два дня самодельную книгу, сшитую вручную. Это была ксерокопированная журнальная публикация романа. План у нас был такой: одна ночь её, другая - моя. Но когда честно пошли возвращать в срок прочитанный роман, владелица подпольного издания уехала из общаги на начинающиеся каникулы. Мы с подругой тоже поехали домой и таким образом, за неделю каникул в моём городе "Мастер и Маргарита" была прочитана ещё несколькими друзьями.
Удивительно, что читая один и тот же роман, разные люди в разное время понимают и видят разное. Моя сестра, я и моя институтская подруга, профессиональные литературные критики, все кто участвовал в обсуждении и отвечали на Тусин вопрос: Кто главный герой романа?
Например, в одном попавшемся в руки издании на оборотной стороне мягкой обложки была аннотация критика с главной мыслью: весь роман посвящен Понтию Пилату, в которого Булгаков вложил скрытый образ Сталина. На моей бедной головушке волосы буквально встали дыбом от такой интерпретации как когда-то у моей учительницы по литературе. И я в уме поставила ему двойку. Видеть Сталина в Прокураторе кажется мне жестокой, непростительной ошибкой по отношению к самому Булгакову.
Частенько и я грешу, выдумывая собственную семантику слов и целых понятий, тайно вкладывая в них своe понимание, которое шифрую в разной сложности метафору. Поэтому и задаю себе вопрос: есть ли смысл продолжать совершенствовать и без того виртуозно отточенные слова автора и писать рецензию? Он сказал только то, что хотел сказать и именно теми словами которые мы все читали. Как мы поймем - вобщем только наш выбор.
Не буду о героях из заголовка Маргарите и Мастере, возможно напишу о них когда-нибудь потом. Сейчас только о Пилате и Га-Ноцри и Воланде.
С годами самой любимой главой романа для меня стала вторая. На мой взгляд первая глава - гениальная завязка, гипотеза. Вторая это тезис романа, последующие - его блестящее литературное доказательство несколькими способами остальных сюжетных линий романа. Я знаю его наизусть, но не люблю цитировать, лишь советую прочитать тем, кто еще не читал, а смотрели только кино-версию.
В чем же тезис романа?
Прокуратор блистательным умом образованнейшего человека своего времени почти мгновенно оценивает арестованного как равного, достойного и наивно мудрого и духовного человека. Не находя выхода для физического спасения Га-Ноцри, Понтий решает спасти поразившую своей гуманностью идею о новой вере. Неслучайное появление ласточки по ходу диалога Понтия и Иешуа (присутствие Святого Духа?), каждое слово, каждая описанная деталь - буквально все пронизано верой в Бога.
Литературно гениальная версия библии?
Михаил Булгаков писал свой роман с 1929, переписывая и совершенствуя рукопись практически до своей смерти в 1940-ом. Почему, зачем Булгаков в который раз пересказывал, хоть и в своей оригинальной версии всем известные библейские события Нового Завета? В разгар безбожества своего времени свято верил? Хотел донести до читателя, которому со всех сторон кричали что Бога нет - на все Божья Воля?
Вспоминаю наши ночные разговоры с подругой по комнате в институтском общежитии. Она не понимала почему Булгаков предоставил вершить правосудие дьявольщине и почему навязывает читателю симпатию к самому черту.
Дьявол - тень Бога? - все это очень трудно переваривается.
Мы пришли с ней только к одному точному выводу: что попроще не было бы так необычно, таинственно и чертовски интересно читать.
Хотела еще написать о двух кино-версиях романа, но наверное это уже перейдет границы не только коммента, а даже этой темы. Добавляю эту ссылку на гениальные рисунки Нади Рушевой. Быть может ее штрихи больше помогут в понимании “Мастера и Маргариты”. Еще в совсем нежном возрасте - в шестнадцать, в 1968 году она нарисовала то что увидела, свое прочтение.
Вполне разделяю послевкусие и массу вопросов Туси. Я и сама здесь задала множество вопросов. Но мне кажется в этом вся прелесть романа и предлагаю продолжить разговор в комментариях.
Комментарии
Михаил Булгаков.
Автор.
И только.
На этом романе, как на оселке, оттачивается наш характер, наше отношение к жизни, наше отношение к пророкам своего Отечества.
!
Комната с секретной дверью,
когда оказываешься в закрытом пространстве,
а проводник говорит, мол, сейчас пройдем...
Куда?
И открывается дверь шкафчика,
а там - потайная дверь...
И входим в эту самую комнату Михаила Булгакова...
Знаменитые надписи на стене...
А потом гаснет свет, и вдруг в темноте через огромное стекло зеркала начинают проступать неясные тени...
И это видят все, кто забрел сюда...
Андреевский спуск - Алексеевский спуск...
Что ж, присылайте. Но учтите, я профессионал, и очень ревнива к русскому слову. Скажу все, что думаю. Но в рамках великого и могучего.
Не очень верю в самодеятельную литературу, однако в потоке графоманских текстов изредка бывают исключения. Надеюсь, что Ваш роман - исключение...
В "личку" хотите прислать? Если да, то сообщу адрес почты.
А все, что ни написал З.Прилепин и С.Шергунов, например,-
это детский лепет даже в легком сравнительном анализе с произведением Н.Островского "Как закалялась сталь".
Ну а если серьезно...
То заходите на ресурс Проза.ру, автор Владилен Лех.
Разрабатываю новый жанр - информационный роман.
Есть книга, изданная тиражом аж 40 экз.
На ресурсе есть главы из этого ... шедевра...
Ну так вот, потихоньку копаемся на своем огороде...
потому что в Киеве был недолго.
Но дом М.Булгакова реально изумительный.
Вот так и художник должен стоять: где-то на склоне,
уцепившись всеми своими кирпичами за правду и глядя пристально вокруг в несусветность этого мира...
.
Назовите мне пару цитат из романа, которые в "ходу", стали крылатыми фразами, и я признаю свою неправоту.
.
Попробую ответить - потому, что кто-то первый сказал, что это здорово.
Даже не вспомнила бы вздор
Про суперматического царевича,
Но четвертый сгорел монитор,
Квадратный как все у Малевича.
Черно-кубически в нем отражается
Антицветное и радужно-главное.
Затем обрамление подключaется:
Белый цвет - нечто неявное.
.
Что изменится от того, что мы сейчас добавим десяток версий о сути романа к сотне существующих?
Автор ничему не учит и ни на чем не настаивает, и вообще вопросов глобальных никаких не ставит. Но читая, я лично нашла себя в каждом из герое, а все их внутренние противоречия - в себе.
Любить - не любить, отдавать - оббирать, страдать - пресмыкаться, жить - существовать...
И еще много-много вопросов выбора, которые уже сделаны и придется сделать каждому...
Когда Ильич балдел в Женеве,
Пан Казимир в студио, бывшем хлеве,
Не то, чтоб плакал, но весьма грустил,
По поводу упадка всяких сил...
...Дрожала кисть, и колер не ложился
И т.д, ...из всех цветов в наличке был один аспидный цвет...
Комментарий удален модератором
Привет, Таня, давно не виделись...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
"Осетрина бывает только первой свежести". За абсолютную точность цитат не ручаюсь, но за смысл ручаюсь абсолютно.
Комментарий удален модератором
Вспомните Серпилина, например, и время, в которое был написан этот замечательный персонаж!
.
Мы любим делать богов из обычных слабых человеков, к которым и писатели относятся, вот и молимся на созданный нами же образ. А в его творениях есть только то, что там есть и ничего больше.
пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно
ничего из того, что там написано, я не говорил."
По сути, Булгаков написал еще одно Евангелие.
Я бы здесь обратил внимание на то, в каком ряду и в какое время творил Булгаков. Заметьте," Хождение по мукам" например, книгу совершенно меня потрясшую глубиной проработки героев и созданную целиком на фактическом материале здесь никто не обсуждает. "Мастер и Маргарита", святотатствую, легче! Ну а коли вспомнил здесь А. Толстого, то предложу и любимую мною цитату, которую осмелюсь примерить и на Михаила Афанасьевича: "Очень, очень способный человек....Необыкновенный человек...Задатки гения...Человек с чудовищной фантазией...Гениальному человеку больше, чем кому бы то ни было, нужна строжайшая дисциплина. Слишком ответственно."
Комментарий удален модератором
М.А.Булгаков Мастер и Маргарита
Просто одни заявляют об этом как о ЕДИНСТВЕННО правильном для всех и гениальном для данного автора.
Грубо говоря, Булгаков - выпендрежник, типа : а я на вас на всех ложил!... Но с другой стороны, он никого не осуждает и не призывает "уверовать" в свои ценности: по большому счету, ему читатели - по-барабану...
Боюсь, что истинное свое Я мы видим только в своих снах, но к сожалению, редко их помним, особенно, главные из них. Не всякое произведение заставляет ИМЕННО в СЕБЕ копаться, а не в авторе...
И может, именно поэтому Булгаков - не мой любимый автор ?...
Поэтому таков был мой вопрос.
И, кстати, про вас мы тоже ничего не знаем.
Моё мнение формировалось в т. ч. в контексте с событиями в стране, которые считаю катастрофическими.
Каждое время требует своих героев. Ничего не имея против романа, полагаю, что в школе, для формирования жизненной позиции, гораздо больше подойдут принципиально другие. Простите мой тон, если он показался Вам менторским.
Какое у вас мнение по этому вопросу, если вы знакомились с изысканиями Задорнова?
2"Не бойтесь, королева, кровь давно ушла в землю. И там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья."
Цитировать далее, или достаточно?
Вы правы в том, что роман возможно и раскручен, как в своё время и Солженицына "ГУЛАГ.", но от того не стал в глазах почитателей Булгакова менее популярен, а наоборот, с годами приобретает всю большую популярность, если роман даже внесли в школьную программу сейчас, хотя и раннее прочтение романа чревато для ещё не сложившейся психики молодого читателя. Поторопилось общество с экзальтацией молодого поколения.-)))
Ну Вы вопрос провоцирующий задали однако по теме романа, вот и получили комментарии. Иван? Верно?
При всей иронии, которая на поверности, доступна любому,
в фильмах Л.Гайдая заложен очень глубокий смысл...
И не случайно Л.Гайдай так блистательно снял фильм
"Иван Васильевич меняет профессию" именно по пьесе Михаила Булгакова.
Михаил Булгаков великий художник, который писал не только романы, пьесы, но и заметки в газетку. Газетки были советские, других просто не было. Для того, чтобы Михаил Булгаков вошел в историю литературы, достаточно одного "Собачьего сердца". М.Задорнов вообще не писатель - а анекдот ходячий, чем и зарабатывает на жизнь. Тоже неплохо...
=
Это критика социализма. Поэтому роман был издан лишь спустя 25 лет после смерти автора.
Два раза промучил, пытаясь понять что-то, хватит. Это не мое, не пытаюсь даже жанр определить. Ходил к знакомому психиатру - Доктор, скажи, со мной все в порядке - в упор не вижу гениальности? - С тобой все в порядке...
.
Я не поставил ударение...
Это ее суждение,которому доверяю.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Очень точно, справедливо и исчерпывающе. Наверное, так можно сказать о восприятии любого литературного (и не только) шедевра. Слишком он емок и слишком многое в себя вбирает, чтобы не только отдельный человек, но даже одно поколение могли его исчерпать. Но есть ведь и аспект чисто человеческий, имея в виду, что создание подобного творения не есть нечто обыкновенное, а именно исключительное и судьбоносное даже для автора. Очень хорошо, что вы напомнили сроки писания романа, ведь существует семь его предварительных версий и та, что мы знаем тоже могла бы быть не последней, если бы судьба отмерила автору еще чуток жизни. Более того, мотивы многих ранних произведений писателя, как ручейки в реку, влились в этот роман-судьбу. И что последние исправления Мих. Афанасьевич делал уже будучи слепым, на слух, рукой Елены Сергеевны. Совсем необязательно читая любой роман, знакомится с биографией автора, но не в этом случае. Когда сама судьба претворяется в роман. И он жив до сих пор и расчленить его на секционном столе никак не получается.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Привет!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Привет Официальному Клону. Видел сегодня в кабачке. Когда вы сидели, меня уже там не было...
Комментарий удален модератором
А приходи на день рождения? Не помню что-то, звал я тебя, ай нет? Именинника ты, наверное, не знаешь, но его все равно сегодня нет пока, мы там со Змеем джин из горла пьем, и тебе чего-нибудь нарисую. На флюориты посмотришь...
http://gidepark.ru/user/1526119616/content/1357134
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Почему торговать? Я что ли, торгую? Я, например, полуслепой, да и разрешение у монитора оставляет желать лучшего; и мне приятно, когда я вижу лицо, а не фигурку непонятную...
Комментарий удален модератором
О главном герое. Саму постановку вопроса считаю некорректной. Что-то в этом роде и Тусе сказал. Что, в каждом романе есть главный герой? Ну-ка, а в "Войне и мире" кто? Андрей? Пьер? Наташа? Русский народ?
Само понятие романа подразумевает наличие нескольких сюжетных линий, в отличие, скажем, от повести, которая однолинейна. И в каждой линии - свой главный герой...
Про Войну и мир - точно упомянула не случайно - там тоже нет главного героя и тоже многоплановый эпопейный роман.
Комментарий удален модератором
Ну, насчет многоплановости я уже сказал.
А вот внизу появился Александр, и напомнил нам об идее Вечности в романе. Поговори вот с ним.
Комментарий удален модератором
Ты, стало быть, сегодня кузнечик? Прыгливо-скакливое настроение? А у нас еще не запели, позавчера снег был опять... Привет!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Мы стоим у порога вечности - и об этом есть, согласна.
Браво, Александр!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Не хочу умствовать, а всего лишь выразил свое внутреннее восприятие этого романа
Вопрос лишь в том какова причина написания произведения. У Булгакова, как я писал в предыдущем комментарии, чувствуется очень глубокое одиночество от которого он уходил, благодаря написанию своих произвежений. Даже то, что он очень долго переписывал роман говорит о том, что он жил с ним и как бы участвовал в описываемых событиях. И мы даже не думая и не понимая этого, чувствуем это его незримое присутствие в каждой строчке. Он показал нам мир мистерии, в котором он способен уйти от того, что вызывало в нем чувство тоски. Обратите внимание на то, что черные силы в лице Воланда и компании вызывают некую симпатию, а не страх И наказывают они в основном грехи людей, а люди всего лишь как оболочка этих грехов. А Булгаков в лице Мастера, как бы возносится над суетой пошлого мира, который окружает его.
=
рисунки рушевой - производят впечатление, хотя сам мастер - фигура маловыразительнаянная по роману и его "домысливает" художница. остальные образы - переданы рушевой гениально...
А если произойдет восстановление власти - значит роман опять надуется?
=
здулся не токо "мастер", но "12 стульяв", "как закалялась сталь", "молодая гвардия" - ваще почти фся классич. сов.литература
=
а надулись -"белая гвардия", гумилёв, и т.п. деникины-колчаки
=
вот кибальчиша к примеру - изъяли из публ. библиотек врашке...;-)
Интересно, из чего следует, что прокуратор был умным человеком. Возможно он был не глуп, но не более. Захотелось ему от безделья пообщаться с человеком, которого сегодня казнят. Поступок абсолютно в духе элитарного быдла. И Понтий действительно оценил арестованного, как целителя, который будет снимать ему головную боль. Йешуа - наивный мудрый и духовный? Один из признаков мудрости отсутствие в человеке наивности. Духовность же зависит от уровня самопознания самого человека, а максимально человек способен познать самого себя только в критической ситуации. Га-Ноцри же трясется от каждого удара как слизняк, как раб. Какую гуманную новую веру несет этот раб? Не бей меня добрый человек, я и так из за страха сделаю то что нужно. Лично мне противны оба этих персонажа.
Комментарий удален модератором
Какую гуманную новую веру несет этот раб? Не бей меня добрый человек, я и так из за страха сделаю то что нужно - непротивление насилию - единственный способ его перекатить, даже через личные страдания - для других. Помните: если ударят по одной щеке - подставь другую. Все это понял Понтий как возможная новая вера, а Га-Ноцри даже не подозревал о ней, ведь снимать головную боль могут многие... Моя сестра например умела это всегда.
Понтий Пилат ни сделал ничего, чтобы спасти Иешуа. Ему было достаточно сказать несколько слов на вроде: я еще не разобрался с этим делом, или я должен показать его кесарю. Но он не сделал этого, значит ему на Га-Ноцри по большому счету было плевать. А прекратить насилие можно только одним способом, дать адекватный ответ насилию, после чего перейти к переговорам.
Если брать Христа настоящего - то распятие ему было просто необходимо для утверждения новой религии. "Быть бы Христу забытым - мало ли их, пророков..." - помните? Так что объективно - и Иуда, и Пилат способствовали утверждению миссии Христа на земле. Субъективные их мотивы - не важны. Опять - диалектика.
Насчет остального - даже говорить не хочу. Какие в то время финансово-олигархические круги Европы? Какой Европы? Рима, что ли? Какие евреи -ростовщики? Что, все евреи Иерусалима занимались ростовщичеством и обирали бедных сирийцев, нубийцев и кого там еще? Там почти все были евреями, включая и самого Иисуса, и что?
Предупреждаю - насчет мирового заговора евреев ко мне даже не обращайтесь - в зубах понавязло и тошнит...
Для меня Ганди - это теория и практика гражданского неповиновения. У Ф.Рассела на этот мотив есть замечательная вещица "И не осталось никого" - популяризация "гандизма"...
"С. - Н.Т." - "Свобода - это "нет", и точка!"
За эти годы многие люди прочитали этот роман. Многие считают религиозного бога, что это Всевышний. На самом деле настоящий Бог-Вседержитель-Высший Разум (не Иисус).- Главный Организатор реальности и Главный Учитель наших душ.
Тёмный и злой земной религиозный бог - дъявол, который насаждает по Земле своё тёмное дело, зомбируя земных доверчивых людей. Люди живут в иллюзии, которую он искуственно навевает через подсознание людей. Кто восхищается главным героем из этого романа, тот подключается к тьме автоматически. И служит тьме.
Но уже пришло время Света и Истины, чтобы разрушить иллюзии, снять пелену с глаз людских, пробудить от зомбического сна человечество.
Читайте книгу Владимира Вестника "Правда обманутому человечеству".
Комментарий удален модератором
А Вы что-нибудь еще читали вот так - в машинописной версии? Я - нет.
А мне тут в одном комменте написали что из публичных библиотек теперь изъяли Кибальчиша...:)))) Как на Ваш взгляд - кандидат для самиздата?
Недаром кодовая фраза романа: "Рукописи не горят."
Кто писал, тот поймёт, кто не поймёт, тот - читатель.
Хотя конечно это настоящий роман-судьба.
Зашел как-то последний в ( или "на", о, сейчас это тоже политика, предлоги) Ареопаг и предложил: "Граждане Афиняне-ареопагисты, а давайте-ка проголосуем на предмет того, чтобы льва называть зайцем, а зайца львом". - ??? - "Мы же демократическая держава! Мы же выбираем стратегов голосованием из кого-угодно".
Мудрецы из древне-греческой думы, ясное дело, пропустили это промеж ушей. И более тота..., пардон, организованная Спарта сокрушила диктатуру демократических Афин, затем более организованная Македония сокрушила и Спарту, а далее более организованный Рим и Македонию. И наконец Рим сокрушен совершенно " не организованными" толпами варваров.
Вывод: Некто "наверху" из тех, кто дергает, - совершенно неисповедим.
Или "большой путаник", - А ........
http://www.ladoshki.com/26963-books-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0-%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0.htm
А вот кто самый обаятельный, полагаю, согласятся многие - Кот.
))
Но ведь и ДЬЯВОЛ у Михаила Афанасьевича также дает шансы: только в виде предупредительных актов - деньги с неба, предложения контрамарок, валюты, визитов посыльных :))! Это ведь всю жизнь происходит с человеком: альтернатива продаться или остаться при своих! Просто мы, люди пыжимся и пытаемся представить этот акт продажности как нечто особенное и редкое в жизни явление. На самом деле вот это самое проявляется пррактичесмки каждый день и человек по мелочи продает свою душу, все надеясь, что вот-де наступит момент истины, когда тебе предложат крупную сделку, и, вот тут уж я не подведу!?! Ан нет, не всем и не всегда! Да и человек, привыкая продоваться по частям за гроши, может не заметить того типа "главного момента!
И ещё советую почитать http://www.ogoniok.com/archive/1999/4626/39-30-35/
Там очень оригинальная, но вполне возможная версия истории с Иисусом Христом.
Он живописует и обостряет картины до совершенства.
Только пробывать не советую! С Богом!
Воланд предупреждает:" Люди, не будьте столь самонадеянными, пытаясь изменить божий замысел". Это ответ на известное выражение: "ученые до сих пор объясняли мир, наша задача изменить его". Ключевая фраза романа - " Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но разлила его", что равносильно поговорке "человек полагает, а Бог располагает'.
Дальнейшее повествование иллюстрирует эту мысль с присущим Булгакову юмором и фантазией, что и привлекает читателя.
---
Если Сатана по Булгакову не может нарушить закон гармонии не считает ли автор что тьма всетаки подчинается свету? - Богу?
Да, вижу как Вам повезло с преподавателями, догадываюсь что Вы и сами учительница. Мне не так повезло, выдающихся педагогов среди моих учителей не было, но свою работу они выполняли хорошо, сейчас всем очень благодарна, особенно по математике - был очень строгий почти до самодурства учитель, он часто повторял поговорку применительно к своему пердмету: волос долог - ум короток. Мне он поставил за 5 лет математики три пятерки всего, но я знала математику лучше всех благодаря ему и всегда пыталась ему это доказать... Зато потом в институте - были одни пятерки.
Булгакову именно не давали печатать роман - а это, как он и пишет словами Мастера - смерть для писателя , его фактически убили при жизни. Он переписывал и дополнял роман долгие годы до самой смерти. Не автобиогафичность пожалуй, но аналогия Булгакова с Мастером чувствительна в романе, безволье Мастера вижу как крайнее отчаяние и в тоже время - понимание о скором пороге вечности.
Удивительно глубокое наблюдение для школьницы.
:))))
Самое удивительное - что в школе за действительно самостоятельное мнение о литературном произведении "прорабы" от обучения снижали оценки. Именно из этих "учителей" выросли авторы ЕГЭ.
Так, достоевского успел прочитать раньше, чем его "проходили". А войну и мир сначала "прошли" - потом читать уже не мог...
заученные штампы далеко не всегда справедливы, даже если они идеологически выдержанны...
:)))
А если нет вдохновения в учителе - он не сможет вдохновить учеников.
очень много зависит от преподов.
у хорошего препода любая система работает, у херового - самая передовая не поможет.
Твое восприятие романа близко мне очень. Тоже знаю его практически наизусть, но не перестаю время от времени перечитывать, кусками, отрывками, главами. Нельзя сказать, что всякий раз по-новому понимаю, но что-то меняется в мыслях, восприятии, оценке происходящего на страницах. Интересно, что я буду думать о романе в старости? ))))
У тебя не будет старости... Какой возраст ты сейчас считаешь началом старости? Мне почти 48 а я чувствую себя как в 25. Даже моложе иногда. Рада что нравится этот роман, у меня - самый-самый любимый.
Просто чуть ниже по веткам я на вопрос Тамары Пузановой о рисунке - с видом знатока ответила, что это, как будто, Нади Рушевой рука.
А только потом увидела, что ты в посте даешь ссылку на ее работы. Потому решила уточнить с очередностью прочтения. Иначе выходило бы, что я твой пост читала по косой диагонали )
Я прочитала роман лет в 13 или 14. Впилась в книгу глазами и руками, Мамуля так и не смогла меня уговорить лечь спать в ту ночь )
И сейчас к нему отношусь так же. Несмотря на то, что свежести уже нет - помню все назубок.
Удивляет глубина... Обычный человек... откуда такие мысли? Да еще в такой форме выраженные. Чудо просто. Писатель с большой буквы.
***
В обыденном круговороте
Стремимся значимыми быть,
С апломбом, на высокой ноте
Всё обсудить, всех осудить.
С достоинством особ монарших
На всё готовы дать ответ...
Но... на скамье у Патриарших
Маячит странный силуэт...
Во всевселенском самомненьи
Нам невозможно отказать:
Вершиной миросотворенья
Привыкли мы себя считать.
Властители умов и мира,
Хозяева земных страстей!..
Но... "нехорошая" квартира
На бал полночный ждёт гостей...
Прожектов сонмы в бесконечность
Уходят длинной чередой,
Как будто бы для жизни вечность
Нам уготована судьбой:
Покуда Солнце не погасло
Планируем вершить дела...
Но... Аннушка купила масло.
И ненароком пролила.
Коровенков (с)
шивается 12 стульев и Гоголь. Пожалуй и все
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Замечательные, похожи чем-то на видение моей сестры. Дла нее глвные герои романа Воланд, Мастер и Маргарита (или она сама в ее образе). Мы очень много потом беседовали на эту тему, почти как здесь.
А ведь правда замечателная дискуссия получилась!
---
"Королева в восхищении" - сказала бы сейчас моя дорогая сетрица:)))