Ректоры ВУЗов Тюмени против намаза

На модерации Отложенный

"Вузы Тюмени внезапно оказались в центре острого религиозного конфликта. Все началось в январе нынешнего года. Так, руководство местного нефтегазового колледжа предупредило третьекурсника Камиля Ходжиева о том, чтобы он прекратил совершать ежедневный пятикратный намаз во время занятий. Ходжаев отказался подчиниться.
Корреспонденту «Свободной прессы» свои действия он пояснил так:

- Нас, читающих намаз, в колледже двое, я и Магомед Сайдуллаев. Мы не мешаем учебному процессу, совершаем намаз в закрытой от обзора мастерской, иногда под лестницей. Нас, молящихся, увидел один за преподавателей. Дирекция провела профилактическую беседу, пригрозила отчислением. С директором встретился муфтий Фатых Гарифуллин, чтобы убедить не препятствовать нам в молитвах, однако это не помогло. Директор непреклонна: здесь светское учебное заведение, а не религиозное, поэтому молитвы запрещены.

Впрочем, отчислить Ходжаева руководство колледжа пока не решилось. Однако в конце апреля в ситуацию счел нужным вмешаться Совет ректоров высших учебных заведений Тюменской области. Он уведомил мусульманские организации региона о решении запретить отправление религиозных обрядов на территории учебных заведений. По мнению ректоров, в вузах отсутствуют условия для положенных при совершения намаза гигиенических процедур. Ректоры считают, что и сам этот религиозный обряд противоречит требованиям безопасности, провоцирует конфликты и нарастание экстремистских настроений у «обучающихся других религиозных конфессий.., либо обладающих высокой степенью радикально-националистической ориентации».

Кроме того, по мнению руководителей высших учебных заведений, отправление намаза нарушает график учебного процесса, который не совпадает с графиком мусульманских ритуалов.

- Студенты-мусульмане омываются в туалетах, что вызывает недовольство других студентов. В Коране сказано, что мусульманин должен покарать того, кто помешает его молитве. Ректоры поняли: необходимо срочно вмешаться в ситуацию, - поясняет учёный секретарь совета ректоров высших учебных заведений Тюменской области Эмма Лимонова.

- Закон «Об образовании» устанавливает принцип светского обучения. Я согласна с требованием закона: вуз – место не для молитв, а для получения высшего образования, - говорит и.о. ректора Тюменского государственного университета, кандидат исторических наук Людмила Волосникова. – Для молитв и иных сакральных действий существуют специальные здания и церкви.

Председатель Кызыятского управления мусульман Тюменской области Фатых Гарифуллин считает, что прежде чем принимать такое решение, ректорам вузов следовало выслушать все стороны:

- Нужно было действовать согласно русской пословице: семь раз отмерь – один раз отрежь. Ректоры не соизволили даже встретиться с нами. Недавно мы убедили их в необходимости встречи, надеемся, она состоится в ближайшее время. Мы готовы предложить, например, такой вариант: читать намаз не в то время, когда его нужно читать, а дождаться окончания лекции. Мусульманин обязан выполнять намаз пять раз в день.

- Сколько студентов-мусульман в тюменских вузах?

- Точное число назвать не могу, несколько сотен.

- Все они читают намаз в учебных заведениях?

- Не все, несколько десятков. Намаз не читают многие этнические мусульмане, утратившие традиции. Они не знают текстов намаза, не держат пост. Они считают себя мусульманами, но в действительности ими не являются.

То же и у русских – многие носят крестики, но требований христианства не соблюдают.

Мы не понимаем, чем ректоров вузов пугает чтение намаза. Их не волнует курение и плевки студентов возле порогов вузов, не беспокоят девушки-студентки, проходящие по вузовским коридорам полуобнажёнными. Не трогают их и учащиеся, употребляющие в учебных заведениях пиво. А те, кто несколько минут совершают поклоны, их раздражают.

Начальник отдела по взаимодействию с религиозными организациями комитета по делам национальностей правительства Тюменской области Александр Шевелёв говорит, что федеральные законы, в том числе закон «Об образовании», не допускают деятельность религиозных организаций на территории учебных заведений, но намаз – дело индивидуальное:

- Закон «О свободе совести» предусматривает свободу вероисповеданий. Думаю, что не стоит запрещать студенту-мусульманину совершать молитву в вузе, если он своими действиями не нарушает права и свободы окружающих.

Социолог, кандидат исторических наук Дарья Халтурина считает, что из этой деликатной ситуации имеются два выхода:

- В учебных заведениях некоторых стран существуют специальные комнаты, где учащиеся могут совершить религиозные обряды. Почему бы не сделать их в наших вузах? Второй вариант: муфтии могут разрешить студентам читать намаз без поклонов. Ректоры, вероятно, опасаются, что после разрешения читать намаз придётся позволить кришнаитские обряды, затем – жертвоприношения.

Студентка Тюменского государственного университета Ольга Самойлова выражает недоумение позицией Гарифуллина: «Далеко не все учащиеся выбегают на перерывах курить и плеваться, многие остаются в аудиториях. Что ж им, уходить в коридор, пока там будут читать намаз?!»

Тем временем, похожий конфликт зреет в Ханты-Мансийском автономном округе. Недавно муфтий регионального Духовного управления Тагир-хазрат Саматов направил в адрес губернатора Югры Натальи Комаровой обращение с просьбой снять запрет на ношение платков ученицам-мусульманкам в школах Нижневартовска. Как выяснилось, такой запрет с начала года введен в школе № 15 этого города. Он уже привел к тому, что две ученицы по имени Айгун (6-й класс) и Тагира (11-й класс) одно время прекратили ходить на уроки из-за боязни нарушить мусульманский вероустав. Как сообщили родственники девушек, в адрес директора школы Зинаиды Ковригиной ранее направлялось письменное заявление с просьбой объяснить причину запрета посещать уроки в платках. Директор ответила, что новый устав школы запрещает это делать."

 

 Еще пару лет назад я не видела в своем городе женщин в длинных мусульманских одеждах, но когда прошлым летом я встретила на улице Тюмени черную паранжу, то сначала оцепенела, а потом поняла, что мир вокруг как-то внезапно изменился. Откуда они взялись так много и так сразу? Честно скажу, когда вижу женщин в мусульманских одеяниях и мужчин с внешностью членов Аль-Каиды, внутренне напрягаюсь. Причем мой первый муж был чеченцем, и я, соответственно, много их перевидала в то время. Но никогда они не выглядели так. Такое впечатление, что сейчас они даже не пытаясь интегрироваться в общество, бросают вызов ему. Но больше всего меня поражает скорость, с которой эти процессы разрастаются. Как будто этим умело кто-то руководит.