И НЕ ТОЛЬКО...ювенология.
О ЛЮБВИ и ЕЩЁ ЧТО-ТО.
В мире зла, глупостей, неуверенности и сомнений, называемых существованием, есть одна вещь, для которой еще стоит жить, и которая, несомненно, сильна, как смерть: это – любовь.
Г. Сенкевич.
Для любви- должно быть хорошее здоровье.
Что такое «ювенология»? Этот термин для новой отрасли науки предложил кандидат биологических наук М. Виленчик. По традиции он воспользовался латынью, на которой «ювенис» означает молодой. В отличие от геронтологии ювенология изучает не старение, а особенности молодого и зрелого организма, чтобы найти пути продления молодости. Дать человеку творческое здоровое долголетие.
— Известны ли науке факты, свидетельствующие, что у мозга есть резервы, которые способны увеличить его мощность?
— Нейрофизиологи насчитывают в мозгу 14—16 миллиардов нервных клеток. В творческом процессе у обычного человека участвует лишь 5—6 процентов. Вряд ли природа была столь неосмотрительна, наложив подобное ограничение. Очевидно, мы просто не знаем, как раздвинуть эти рамки. Возникает увлекательная гипотеза, что каждый человек наделен разносторонними способностями. Какой нужен импульс, чтобы пробудить их?
Я был участником многих экспериментов, убеждающих, что талантом может блеснуть и человек, который никогда не предполагал в себе особых способностей. Рас-i кажу об одном из них. В лабораторию пригласили Михаила Таля и человека, который весьма слабо играл в шахматы, да и не любил этой игры. Гроссмейстер быстро объявил несколько «матов» и заявил экспериментаторам, что у его соперника нет данных, чтобы как-то усовершенствоваться в игре. Через несколько дней Таля вновь пригласили встретиться за шахматной доской с этим человеком. О новых партиях экс-чемпион сказал: «Передо мной сидел совсем другой человек — энергичный, смелый, который играл на два разряда лучше». А все дело было в том, что испытуемому внушили, что он играет в шахматы как... Ботвинник.
— Старость обычно омрачена ревматическим артритом и «тысячью ударов, что поражают нашу плоть», как говорил Гамлет. Не получается ли, что, увеличивая продолжительность жизни, наука как бы увеличивает человеческие страдания?
— Ни в коем случае! Это значило бы признать, что старость начинается с момента рождения. И в основе ее лежит постепенное накопление повреждений в клетке.
— Природа экономна в своих решениях. Есть основания полагать, что все многообразие видовых сроков жизни от часов (бабочки-однодневки) до сотен лет (черепахи, вороны) установилось в ходе эволюции на основе сходных биохимических механизмов.
Вряд ли природа каждый раз использовала какие-то новые способы. Поэтому свойства продлевать жизнь человека могут обнаружить те же самые вещества, которые оказывают воздействие в экспериментах на животных.
=Хорошее настроение — основа творческой активности, оно создает наилучшие условия для здорового образа жизни. Не все представляют себе, что так называемый в обиходе «нервный срыв» — это не просто злые минуты, когда мы не в духе. За ними — длинный ряд тяжелых последствий и для нас, и для окружающих. Нервная вспышка, создав в мозгу отрицательный очаг возбуждения, резко меняет биохимическое равновесие организма. Результаты? Сердечно-сосудистые заболевания, гипертония, атеросклероз, нарушение обмена веществ, язвенная болезнь...
— Нервная система, так же как и мышцы, поддается тренировке. Медики давно отметили факт, что у пожилых людей, систематически занимающихся умственной работой, медленнее развивается атеросклероз, чем у лиц, предающихся «отдыху ради отдыха». Л. Н. Толстой работал над рукописями до глубокой старости, всемирно известный «Фауст» был завершен 82-летним Гёте. Академик В. А. Обручев до 93-летнего возраста сохранял удивительную остроту мысли. Его научное наследие огромно — многотомные труды по исследованию Сибири, Центральной и Средней Азии, учебники по геологии, географии, серия научно-фантастических романов. Оптимизация психической деятельности достигается сознательной и упорной тренировкой нервных процессов. Известный физиолог Н. Введенский говорил: «Изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают».
В теории мы все хотим долгой жизни, но на практике большинство из нас делают все, чтобы ее укоротить. А доказывает это третий парадокс ювенологии:
Аппетит — наш крест.
Что касается оценки различных модных диет, скажу попросту: питаться надо разнообразно, но без переедания. Как говорят жизнерадостные французы, вставать из-за стола с ощущением «еще бы чуть-чуть». Наше общество, наша медицина многое делают для продления активной жизни людей. Но многое зависит и от самого человека.
Единственное, что у нас осталось для жизни- научиться понимать свой организм. Ибо без этого никакой любви не получится.


Здоровое сердце!
Комментарии