Хотя на самом деле за этим скрывается «ностальгия» властей по отобранной три года назад «Башнефти»
Башкирская этнократия не простила федеральному центру, что три года назад он лишил ее самого лакомого регионального «куска» – республиканского нефтяного и нефтеперерабатывающего комплекса. «Башнефть» и связанные с ней единой цепочкой предприятия, правда, тогда были отнюдь не отобраны, а выкуплены у клана Рахимовых (тогдашнего президента Башкирии Муртазы и его сына Урала Рахимовых) «заезжим» московским олигархом Владимиром Евтушенковым (владельцем АФК «Система»), причем выкуплены явно не по дешевке. Да и клан Рахимовых внакладе не остался: в прессе фигурировали миллиардные (в американских долларах) суммы «отступных», которые получил Урал Рахимов.
Но все это, включая щедрую компенсацию, в прошлом. А республиканский-то ТЭК для местной элиты потерян, прежнего золотого дождя уже нет. Вот она и начинает бить в колокола.
23 мая глава Башкирии Рустэм Хамитов в интервью Reuters (!) «предостерег» Москву о возможности социального взрыва в республике, вызванном сокращениями персонала в нефтяной отрасли. Далее Хамитов (кстати, человек, гораздо более лояльный Кремлю, чем его предшественник Муртаза Рахимов) открывает свой личный блог в «ЖЖ» для комментариев читателей, возмущенных поведением «московских олигархов». Ну а те уж и вовсе «пужают» Москву восстанием по сценарию казахстанского города Жанаозена. Читаем:
«В Казахстане уволенные рабочие устроили бунт-расправу. Доигрались буржуи нефтяные. Все им денег мало.
У нас, в «Башнефти», в 2010 году уволены 1049 человек. Московские буржуи лицемерно называют это «оптимизацией численности». Увольнения-сокращения-«оптимизация» продолжаются до сих пор. Потихоньку сокращают рабочий народ в «Башнефти». Огромное сокращение идет в «Башкирэнерго». Еще большее сокращение в «Башкирэнерго» запланировано в 2012 году. Также сокращают рабочий народ и в башкирских НПЗ. Вся нефтянка стонет и плачет от бездарной, безумной, бездушной политики московских буржуев. Бедная наша республика, доколе будут пить кровь твоего народа московские хищники?..
Жадность и бессовестность – вот что характеризует ныне наш олигархат и наш т. н. бизнес, крупный бизнес. Так нельзя. Если власть не может надавать по рукам этим мерзавцам, тогда народ сам сможет начать наводить порядок.
Если завтра люди выйдут громить московских буржуев, то лично я не буду призывать народ одуматься. Предел есть всему…».
Аналогично – и в других комментариях, оставленных читателями блога главы Башкирии.
Ну что же, что касается жадности и бессовестности доморощенного олигархата, с этим спорить трудно. Вот только встает вопрос: а что, при Рахимовых прибыль от эксплуатации недр Башкирии разве не шла преимущественно в карманы местных элит? Кто-то, конечно, тут возразит: зато большему количеству наемных рабочих от этого перепадало! Ну что же, быть может, это в действительности так. Но, во-первых, подавляющая масса населения все равно ни гроша зарплаты от «Башнефти» не получала. А во-вторых, «щедрость» клана Рахимовых в отношении найма максимального числа работников на предприятиях, которыми они фактически владели, преследовала лишь одну цель – создать максимально возможную (не в ущерб своим дивидендам) прослойку лояльного к тому же клану Рахимовых населения. Это неминуемо привело, правда, к снижению экономической эффективности всего комплекса «Башнефти», которая начинала понемногу проигрывать своим конкурентам на нефтяном рынке страны. Но если ты владеешь таким крупнейшим в регионе активом, то на какие только издержки не пойдешь, чтобы сохранить общий контроль над ситуацией! Так что Рахимовы в этом не мелочились.
Кстати, российская нефтянка (как, впрочем, и многие-многие другие отрасли) являет собой нагляднейший пример деградации в сравнении с нефтянкой советской по такому важнейшему показателю экономической эффективности, как производительность труда.
Подводя в начале 2000-х итог десятилетних «реформ», авторы труда «Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001» под ред. С.Г. Кара-Мурзы привели вот такой наглядный график:
По данным известного российского экономиста Сергея Глазьева, которые он приводил в 2003 году, за четыре года показатели производительности труда в нефтяной отрасли упали в четыре (!) раза, а объем добычи сократился на треть. «Зато количество занятых в отрасли увеличилось более чем втрое. Теперь на одного с сошкой приходятся семеро с ложкой. На одного рабочего, который действительно добывает нефть, сегодня приходятся 10 человек в компаниях в Москве, в Лондоне, в разных странах мира».
Ну а в ситуации с «Башнефтью» времен Рахимовых к этим издержкам еще добавлялась «щедрость» по отношению к местной лояльной прослойке, которую надо было как-то подкармливать. А тут «Башнефтью» завладел «заезжий» московский олигарх, который эту статью расходов быстро прикрыл. Местной этнократии в самую пору бить во все колокола!
При этом превозносить эффективность методов управления нефтяными активами Башкирии группой г-на Евтушенкова никто не собирается. Все мы прекрасно знаем истинную цену этой «эффективности». И можно даже согласиться с критиками нынешних хозяев «Башнефти» в том, что новые собственники природных ресурсов республики – отнюдь не самые лучшие хозяева и управленцы. Но все это не меняет главного – того, что за нынешним «наездом» на «Башнефть» отчетливо проглядывают интересы местной этнократии, которая три года назад лишилась поистине золотоносного для себя актива.
Критика главой Башкирии нынешних собственников «Башнефти» также «удивительным образом» совпала с решением Роснедр по нефтяным месторождениям им. Требса и Титова (два месторождения с общими запасами в 150 млн тонн нефти, которые считались последними нераспределенными богатейшими углеводородными площадками в России), к разработке которых неожиданно не допустили «дочку» «Башнефти» в результате «изменившейся политической конъюнктуры».
«Башнефть» получила лицензию на месторождения им. Требса и Титова в 2010 году по итогам конкурса, сообщает «Накануне.ру». При этом на месторождении находились законсервированные скважины ЛУКОЙЛа, через месторождение проходит принадлежащий компании нефтепровод к экспортному терминалу «Варандей», на ее месторождениях есть свободные энергетические мощности, которые могли бы быть использованы при разработке Требса и Титова. «Башнефть» выкупила принадлежащие ЛУКОЙЛу скважины и внесла их в совместное предприятие «Башнефть-Полюс», на которое была переоформлена лицензия. Заплатив 4,8 млрд руб., ЛУКОЙЛ получил в нем 25,1%. Сделка была закрыта в декабре 2011 года.
Однако уже в марте 2012 года у компаний начались проблемы. Ряд миноритариев указали, что лицензия передавалась «Башнефть-Полюсу» как дочерней компании, но СП с ЛУКОЙЛом таковой не является, т. к. компании принадлежит в нем более 25%. Кроме того, более 70% акций ЛУКОЙЛа торгуются на рынке; соответственно, при доле компании в СП более 25% доля иностранного капитала в СП превысит 10%. А месторождения Требса и Титова относятся к категории федерального значения, и по российскому законодательству участие в их разработке иностранных инвесторов с долей более 10% должно согласовываться правительством.
И вот на днях Роснедра отозвали лицензию у «дочки» «Башнефти» и вернули ее материнской компании. Но проблема в том, что самостоятельно небольшая региональная компания не в силах освоить столь крупное месторождение. «Башнефть», таким образом, «зависла в воздухе», что тоже дает главе региона повод вмешаться в ситуацию. Впрочем, история с аннулированием лицензии «Башнефть-Полюс» на два крупнейших месторождения – это уже сюжет из совсем другой «оперы», носящей название «Бесконечный передел рынка».
Комментарии