«Супреджет» – если и сделали, то всё равно не то…

 

 


Посмотрел я публикации на сайте и увидел, что про «Суперджет»-то почти ничего нет…

Нет, я не про катастрофу. С катастрофой понятно – это трагедия, по какой бы причине она не произошла.

Я про другое. В связи с катастрофой необычайно оживилось обсуждение «Супреджета» как такового – и как машины, и как коммерческого проекта. И тут точно есть о чём поговорить.

Хотя, если говорить со всеми подробностями, пусть даже только теми, которые можно прочитать в открытых источниках, то не хватит и десяти постов, и двадцати. Надо ограничиться одной темой; для меня главная – как можно называть «Суперджет» надеждой отечественного авиапрома?

Если кто забыл, этот проект поначалу назывался RRJ Российский региональный реактивный (самолёт). И сделать его на «Сухом» обещали без копейки государственных денег.

С деньгами не получилось – вы удивлены? Общая стоимость разработки оценивается в $3,5 млрд. У «Бомбардье» м «Эмбрайером» подобные самолёты разрабатываются за сумму в 0,6 – 1 млрд. Но даже не это главное. Главное, что в миллиардах «Суперджета», по разным оценкам, от $1,2 до $2 млрд государственных денег.

Собственно, в этом и объяснение того, почему «Суперджет» проталкивали с такой страстью, что ради него загробили Ту-334 и почти не выпускают Ан-148. Когда есть мощный поток госденег, всегда найдутся многочисленные и талантливые лоббисты…

Но, опять же, я сейчас не об этом.

Из аббревиатуры RRJ безусловная правда лишь «J» – аэроплан действительно реактивный. А теперь возьмём первое «R» – российский.

Возьмём его в самом пафосном аспекте: что это, мол, первый самолёт, сделанный с нуля в постперестроечной России. Что, мол, новая Россия смогла создать самолёт мирового уровня. И эта прорывная машина не только прорвётся на мировой рынок, но и вытянет за сбобй весь российский авиапром.

Однако все сходятся на том, что «Суперджет» на 85% состоит из иностранных комплектующих. Причём доходит до… не будем говорить «смешного», скажем – непонятного.

Можно предположить, что многое из авионики на Западе делают лучше, чем у нас. Хотя истребители-то Сухого очень ничего себе летают с нашими ЭДСУ (электродистанционными системами управления). Ладно; но зачем зарубежная система вентиляции? Зачем иностранская вспомогательная силовая установка? Инженеры на «Сухом» плюются: неужели мы не можем сами сделать шасси?! Нет, приглашают «Месье-Даути». На нашей резине садятся многотонные и отнюдь не тихоходные Ту-160 – но на «Суперджете» стоит «Гудрич».

Почему, чёрт возьми, комплект дверей и люков фюзеляжа надо покупать у «Боинга»?! По $2 млн за комплект! Что, истребительная фирма не умеет делать пассажирские двери? Так взяли бы у Туполева, если блажите, что «Супреджет» – локомотив российского авиапрома. Кстати, те же «туполя» строят весь планер самолёта за $3 млн – сравните с боинговскими дверями.

Авиапром – это не только и даже не столько те, кто делает «коробку» планера. Этих, «планеростроителей», заводов и КБ вместе взятых, штук 20 наберётся, ну 30, включая мелочь. А остальных, от двигателей до той же системы вентиляции и резину для колёс – многие тысячи, и это и есть авиационная индустрия.

Впрочем, вы это и сами знаете… «Супреджет» – это чужой самолёт, не росавиапромовский.
Теперь про второе «R» – региональный.

Не может летать по регионам, то есть по сотням аэродромов в нашей глубинке самолёт, у которого воздухозаборники отстоят от земли на 42 см. Полосы там не ремонтировались лет по …дцать, краешки плит, небось, пообломаны, – вот полетят камешки в вентилятор…

А ещё круче: массовый самолёт, массовые пилоты… Не все же всегда филигранно пилотируют. И вот маааааааленький такой крен над полосой, перед самым касанием… Порыв бокового ветра…

42 см – это меньше, чем у любого другого лайнера в мире. Во всяком случае, так пишут.

Да ладно воздухозаборники. А оборудование? Это в Европе, да, хорошо обслуживать борт, на котором всё «ихнее». А у нас что делать? Срочно обучать наземный персонал в Алыкеле и Игарке? Срочно закупать для всех аэропортов необъятной Родины комплекты контрольно-поверочного оборудования для всех этих многочисленных иностранских приборов?

И кто это будет делать? Перевозчики, которые купят «Суперджеты» для работы на внутренних российских линиях? Нет, не купят, это просто бешеные бабки. А тогда как же будут летать бедные «Суперджеты»?

А никак! Не будут они летать, потому что перевозчики не будут их покупать.

Тот «Супреджет», который до индонезийской катастрофы был надеждой отечественного авиапрома, а в начале программы ещё и надеждой российских местных авиалиний – того «Супреджета» нет, и он НЕ ПЛАНИРОВАЛСЯ.

Эта машина зачата благодаря страсти к надувания щёк. Ни чем иным её появление объяснить не могу. Равно как и жертвы, ради неё принесённые: Ту-334 и иже с ним. А уж когда плод завязался, пошли делится клетки – тогда уж нашлись люди, которые на этом ох как славно поимели.

Ну на кой чёрт им Ту-334, разработанный за жалкие $100 млн?!

Ладно, это опять я не в свою тематику полез. Мы это дело оставим; лучше заходите ко мне на блог, там я говорил о многих аспектах, сюда не попавших.

Силь ву пле сюды!

Специально для BOHN – Владимир Мейлицев, bwana.ru