Украина – не Галичина (окончание)

То, что Украина – это одно, а Галичина – совсем другое, окончательно выяснилось в годы Первой мировой войны.

Можно было сколько угодно тешить себя кабинетными иллюзиями, что галичане и украинцы – единый народ, просто живущий в разных империях и только разделенный рекой Збруч, но выстрел в Сараево доказал иное. Украинцы (по тогдашней терминологии – малороссы) бодро пошагали на призывные пункты за веру, царя и отечество, а галичане с не меньшим энтузиазмом кинулись в сечевые стрельцы, «за найяснішого цісаря». Галичина поддержала Австро-Венгрию, Украина – Российскую империю. На полях сражений столкнулись два мира, две цивилизации и два разных племени, еще не подозревавшие, что в далеком 1939 году товарищ Сталин объявит их одним народом, устроив такую «злуку», от которой до сих пор морозец по коже.

Показательно, что в первом же сражении небезызвестные «усусы» (так, вопреки всем языковым нормам, галичане сокращенно называли своих сечевых стрельцов) столкнулись с кубанскими казаками Русской императорской армии – то есть с прямыми потомками запорожцев. На всех националистических картах начала ХХ века Кубань рисовали как неотъемлемую часть «Великой Украины» от Карпат до Кавказа. Но история доказала обратное – самое западное племя этой гипотетической страны сошлось на поле битвы с самым восточным! Это случилось в конце сентября 1914 года. Пикет 2-й Кубанской дивизии напоролся на сотню «усусов» у села Сянки в Карпатах. Кубанцы подстрелили пятерых галичан в голубых австрийских кепи и удрали, оставив на память о себе какую-то клячу. Летописцы боевых подвигов стрельцов утверждают, что это якобы была боевая лошадь одного из казаков. Но я в этом сомневаюсь. Скорее всего, веселые кубанцы просто бросили впопыхах крестьянскую лошадку, которой разжились в местном галицком селе – своих лошадей казаки любили и берегли, а эту, захваченную накануне в «плен» в мародерском угаре, было не жалко. Так анекдотически начал реализовываться лозунг: «Схід та Захід разом!».

Впрочем, ни о каком объединении Галичины с Украиной тогда вообще речи не шло! Официальное требование, выдвинутое галицкой Головной Украинской Радой, возникшей на второй день войны 2 августа, было не объединение с русской Украиной, а автономия в составе Австро-Венгрии. То есть речь шла о какой-то другой, своей, а не НАШЕЙ Украине! Это правда. И против нее, как говорится, не попрешь.

Ладно, скажете вы, шла война, просто обстоятельства так сложились для «украинской идеи»… Воевали же и поляки тогда в разных враждующих армиях. Одни – в русской. Другие – в германской и австрийской. Правильно, воевали. Но как только закончилась Первая мировая война, они сразу же слепили на развалинах империй ОДНУ Польшу и слились в рядах ОДНОЙ польской армии. А западенцы и схидняки по доброй воле даже после распада Австро-Венгрии и царской России все равно создали ДВЕ Украины, ДВЕ армии и пошли ДВУМЯ противоположными историческими дорогами. Широко разрекламированная «злука» УНР и ЗУНР начала 1919 года в реальности оказалась только декларацией о намерениях. После подписания ее между двумя «украинскими государствами» все равно осталась граница с таможнями по тому же Збручу, а Галицкая армия и «Дієва армія УНР» остались абсолютно независимыми друг от друга военными структурами. Причем первая из них в конце того 1919 года признала верховенство (держитесь крепче в седле!) белой России генерала Деникина, а потом вообще перебежала к красным, став ЧУГА (Червона Українська Галицька Армія). А вторая – вместе с Петлюрой пошла на союз с Польшей, расплатившись… Галичиной, населенной такими выдающимися «зрадниками» Украины и идеи соборности!

На бумаге, повторяю, до 1914 года было одно, а в действительности получилось совсем другое! Министр иностранных дел гетманской Украины Дмитрий Дорошенко именно во время «визвольних змагань» написал о галичанах, испытав внезапное озарение: «Тепер тільки розкусив їх. Дійсно, то зовсім інші люди, з іншою психікою, іншою етикою, іншим світоглядом». Хорошо бы, эти слова принадлежали какому-нибудь неграмотному жлобу, а то ведь потомственному аристократу, одному из самых корректных украинских историков и рафинированному интеллигенту, который галстук-бабочку снимал, только когда ложился спать!

И не один Дорошенко это этническое различие заметил! Евгений Чикаленко – крупнейший украинский меценат и издатель газеты «Рада» – записал в дневнике 6 марта 1921 года, подытоживая итоги так и не получившегося слияния двух племен: «Ріжні історичні та політичні умови виробили у галичан та наддніпрянців ріжні психології, ріжні орієнтації, і ми одні одних не розуміємо… Я казав Петрушевичеві (диктатору Западно-Украинской народной республики. – О.Б.) – добивайтесь ви самостійності Галичини, а до Наддніпрянщини не втручайтесь, бо ви її не знаєте і не розумієте».

И доныне так остается! Мой киевский приятель Густав В-ка, побывавший когда-то в УНСО, а потом ударившийся в православие и советскую ностальгию, однажды в сердцах воскликнул: «Но ведь мы же с галичанами всегда воевали по разную сторону фронтов! Ни одной войны нет, где наши и их деды были бы в одной армии!»

Действительно, у любого «пересічного» галичанина (есть, конечно, и исключения!) глаза наливаются телячьей радостью, когда он видит портрет Бандеры и слышит святые для него слова: «схрон», «УПА», «усуси», «дивізія СС "Галичина"». Покажи ему любую ржавую жестянку с галицким львом или австрийскую бляху, он умрет от восторга, как умирала его прабабка при виде «доброго цісаря» Франца-Иосифа, посетившего Львов! А для схидняка святым будет совсем другое – Бородино, Брусиловский прорыв, даже Порт-Артур в далеком Китае, – потому что там его предки кровь проливали. И кресты зарабатывали – георгиевские и деревянные. «Сталинград» для нас, схидняков, значит в тысячу раз больше, чем миллион каких-нибудь гор Макивка, на которой эти самые «усусы» отбивались якобы от орд москалей. Потому что мы знаем: среди этих мифических москалей как минимум половину составляли потомки казаков Богдана Хмельницкого в широких русских погонах. И с этим ничего не поделаешь! Любому галичанину придется принять это как факт, ибо и я принимаю его любовь к его предкам и готов уважать ее. Но только в том случае, если он поймет и примет мою любовь к моим дедам в русской форме. И ко мне самому, в молодости эту форму носившему и отрекаться от себя не собирающемуся. А иначе нас опять ждут новые Макивки и Броды с Первым, Вторым, Третьим и Четвертым Украинскими фронтами.

Ведь мы же, схидняки, не виноваты, что товарищу Сталину пришла в голову еретическая мысль объединить нас с галичанами в одной державе! Мы его об этом не просили. Это была, скорее, ваша, галицкая, фантазия, которой он проникся, не приняв к сведению особое мнение украинских националистов Чикаленко и Дорошенко.

Концовку этого эссе неожиданно подсказала сама жизнь. Политическая. В конце прошлого года депутат от Партии регионов Юрий Болдырев предложил ампутировать Галичину – «как нарост на теле Украины». Сказано это было на приеме в Российском посольстве. То есть, место Болдырев выбрал максимально предусмотрительно – чтобы рассуждения этого отнюдь не самого влиятельного члена правящей партии услышали наверняка.

А некоторые, наиболее «догадливые», чтобы еще и задумались: не вдохновляют ли Болдырева из самого Кремля? Прямо из Спасской башни?

Лихое заявление регионала-благотворителя, пустившегося раздавать наследие короля Данилы, приобретенное для нынешней бюрократической Украины Сталиным, накалило дискуссию по «галицкому вопросу» до предела. Ему тут же ответили. Причем письменно. Устами еще одного галицкого интеллектуала Константина Бондаренко – недавнего соратника Сергея Тигипко по партии «Сильная Украина». И Бондаренко, и Болдырева я знаю лично и обоих, не скрою, считаю людьми остроумными и выдержанными. Но, видно, тема настолько горяча (дело ведь идет ни много, ни мало, а о центре националистической Вселенной!), что тот же Бондаренко ответил оппоненту чуть ли не в стилистике репрессивных 30-х: «Як люди типу Болдирєва потрапляють у партійні списки і який реальний коефіцієнт корисної дії від їх діяльності? Для тієї ж Партії регіонів, наприклад. Але свої божевільні є у кожному селі, як кажуть у народі. Якщо ж мова йде про фракції парламенту, то їх чисельність зростає порівняно з селами… Болдирєв – це яскрава ілюстрація необхідності запровадження спеціальної експертизи для кандидатів у народні депутати. З залученням психіатрів та фахівців з інтелектуального розвитку. І чим швидше Партія регіонів позбудеться від наростів на своєму тілі у вигляді Болдирєва, інтегрувавши його в Російську Федерацію, тим більше користі буде і для самої партії, і для влади, і для України в цілому».

Кажется, Бондаренко сам не понял, что сказал. Если Болдыреву, по бондаренковской «методике», действительно назначить психиатрическую экспертизу, то начинать нужно все-таки по алфавиту. Не с буквы «Б», а, как положено, с «А». То есть, с фамилии «Андрухович». Неужели Бондаренко при его памяти профессионального историка и политического комментатора забыл, что именно этот галицкий литератор-грантоед задолго до Болдырева, еще в прошлом году, предложил отделить от Украины Донбасс и Крым во имя создания истинно национально-свидомой страны? Цитирую слова Андруховича из тогдашнего интервью агентству УНИАН от 22 июля 2010 года дословно: «Если еще когда-то произойдет такое чудо, что в Украине опять победят, условно говоря, оранжевые, то НУЖНО БУДЕТ ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ КРЫМУ И ДОНБАССУ ОТДЕЛИТЬСЯ… Политически это другая нация. Я уже сейчас этнических моментов не касаюсь, только политических. Политически это часть российской нации».

Так что же такого принципиально нового изрек по сравнению с Андруховичем Болдырев? Предложил на том же банкете в посольстве, если верить тому же Бондаренко, определиться Востоку Украины на предмет принадлежности к российской нации? Так и Андрухович говорил, что это часть российской нации! Вот Болдырев и хочет, по-видимому, проверить на практике утверждение галицкого интеллектуала! Так кого после этого в дурдом? Первого? Второго? Обоих? А главврачом кого? Ответ: НИКОГО! Ведь не советские же времена на дворе! Нынче инакомыслие «дуркой» не лечат! И даст Бог, не начнут лечить. Потому что сегодня Бондаренко захочется Болдырева подвергнуть психэкспертизе, а завтра кто-то «весь в белом» вознамерится уже Бондаренко пощупать на предмет вменяемости. Мол, в здравом рассудке предлагал психэкспертизы проводить? Или тоже, пребывая по ту сторону разума?

По моему же мнению, и Андрухович, и Болдырев – абсолютно нормальные люди. Не лучше и не хуже других. А кое в чем и поумнее серой массы, которую они собираются «делить». Заявления их нужно читать между строк. Имея в виду не то, что они говорят, а то, что хотят. Причем хотят не для «соборной» Украины или «Русского Мира», а лично для себя.

У Болдырева главная проблема – попасть в следующий состав парламента и обеспечить себя и свой язык «работой». Он ведь давно работает в основном речевым аппаратом. Еще с тех пор, как Советский Союз валил, позиционируя себя как «профсоюзного деятеля» и «вождя» донецких шахтеров, с забастовок которых и начинался некогда на Востоке путь к украинской независимости.

Юрий Болдырев, повторяю, в Партии регионов – почти что «свободный атом». Из тех, что поближе к концу списка. Место в первых рядах ему не светит. Особенно при упавшем до 10-12 процентов рейтинге его партии. Других, более «весомых» регионалов нужно спасать! Значит, придется радетелю за свободу Украины от Галичины попытать силы на мажоритарке. Нужно привлекать к себе внимание, стараться запомниться «массам» – чтобы одни «ужасались», а другие – «восторгались». Вдруг не только Бондаренко в праведный гнев впадет? Но и вся Галичина. То-то избирателя в Донецке или Крыму прибудет! Еще бы лучше для Болдырева было, если бы какое-то СБУ возбудило против него дело за попытку ритуального расчленения страны. Сколько шума! Сколько пиара!

И в положение «письменника» Андруховича войти можно. Основную прибыль ему приносят не литературные произведения – унылые и неудобочитаемые, а подпись под тем или иным политическим воззванием, за чем следует новый грант. Книжки писать сложно. Хорошо продаваемые книжки писать еще сложнее. А тут ляпнул: «Давайте отделим Донбасс!» и уже внимание обеспечено. Еще один грантик, еще одна поездочка за рубеж, еще один бокальчик пивка. И втайне тоже мыслишка окаянная: вот бы родная СБУ преследовать начала! Как КГБ Солженицина! Не по-настоящему, как НКВД преследовало, Галичину к Украине присоединяя, а по-украински, вяло, спустив рукава, червоными и черными нитками вышитые. Вдруг «допреследовали» бы до самой Нобелевки? Уверен, есть в отравленном тщеславием и алкоголем мозгу Андруховича и такая «перверсия». Слава Галана, топором рубленная, ему ни к чему – быть Солженициным хочется! Тот тоже некогда Россию обустраивал и предлагал Прибалтику от СССР отделить – и ведь выгорело! И Прибалтика отделилась, и во фраке в Стокгольме покрасовался, Нобелевскую лекцию озвучивая.

Противостояние Галичина – Украина, как и противостояние Украина – Донбасс сходит на нет. Люди, однажды уже развалившие СССР, убедились, что счастья от этого не прибавилось. Кому-то хочется, конечно, валить и дальше, чтобы нарубить дровишек для своей персональной «буржуйки». Но это люди вчерашнего дня – отживающие свое. Большинство хочет не отделяться, а присоединяться. Кто к ЕС, кто к ЕЭП. Но так, чтобы и свою хату с краю сохранить – под украинской стрихой и с вывеской – «Украина». Отделишь Галичину, а с Закарпатьем что делать? Вдруг оно отделяться не захочет? Отпилишь Донбасс – откуда деньги взять, чтобы на референдум новым отделяющимся выделить? Получается, Украина – не Галичина. Но Галичина сегодня – тоже Украина. Точнее, часть Украины, ставшая ею чуть-чуть раньше Крыма – если быть точным, ровно на пятнадцать лет раньше, что для истории вообще не срок.

Вопрос необходимо ставить не так. Галичину нужно не отделять, а возвращать в Русь. Как и Украину. И столица этой Руси должна быть в Киеве.

Вы скажете, что это нереалистичная цель. Не согласен. Она такая же реалистичная, как воссоздание Руси после татарского погрома в 1240 году. Кто верил тогда, что наступит время, когда русские войска будут входить в Париж, Пекин и Берлин? А ведь они туда вошли! Еще воссияет крест в Константинополе над Святой Софией!

Олесь БУЗИНА