Если не Путин, то...

На модерации Отложенный

Демократические лидеры заботятся о том, чтобы их дело продолжил достойный политический наследник. Уж какими выторитарными и харизматичными были Черчилль и де Голль, но все знали, что на смену первому придет верный ученик и соратник Энтони Иден и убежденный единомышленник Жорж Помпиду.

В демократическом обществе вокруг стареющего лидера ходят молодые честолюбивые волчата, которые только и ждут, когда Акела промахнется, чтобы занять его место.

Недемократические вожди не только велики, гениальны, но и незаменимы. Вместо одного «законного наследника» их окружает несколько грызущихся примерно равных по силам «сподвижников».

Ленин перед смертью с тоской перебирал имена возможных преемников и с ужасом видел, что тот талантлив, но ненадежен, тот хамоват и коварен, а тот начетчик и схоласт. И ближайшее окружение Ильича разделяло его страх:

- Если не Ленин, то кто же? Некому…

Товарищ Сталин со свойственной ему мудрой простотой сказал: «Незаменимых у нас нет», однако предполагалось, что единственным Незаменимым навеки останется он сам:

- Если не Сталин, то кто? Молотов, Маленков, Хрущев, Жданов, Берия – как можно сравнивать любого из них с Великим, Ужасным, Вождем Народов?! Его уход обернется чудовищной, непоправимой катастрофой, жизнь остановится, время прекратит течение свое…

Потом Великим, Ужасным и Незаменимым стал Хрущев:

- Да, простоват, даже примитивен, да, ошибок наделал, но если он, то кто же? Суслов, Козлов, Брежнев, Подгорный? Не смешите меня, это фигуры совсем не того масштаба.

А уж каким Незаменимым долгое время оставался Брежнев:

- Каков ни есть наш Дорогой Леонид Ильич, а все эти старые маразматики еще хуже…

То, что Ельцинский режим не был настоящей демократией, доказывает тот факт, что выбор наследника опять же оказался такой мучительной проблемой:

- Гайдар и Чубайс умные ребята, но не избираемы, Черномырдин – опасен, да и староват. Так кто же – Немцов, Титов, Степашин?

В результате из заднего кармана была извлечена серая мало кому известная мышка, выборных постов никогда не занимавшая. Другими словами, сегодняшний наш Великий, Ужасный и, главное, Незаменимый.

Именно его серость, обычность, заурядность помогла его успеху: ура-патриоты и либералы, сторонники сильной руки и приверженцы сближения с Западом – все увидели в нем, эдаком Крошке Цахесе, своего парня (о чем так забавно рассказали «Куклы» Виктора Шендеровича). Казалось бы, вывод ясен: если Великим и Ужасным умелые пиарщики могут сделать любого, значит, данного конкретного Великого и Ужасного можно с легкостью заменить другим, не менее Великим и Ужасным.

Прошу понять меня правильно. То, что на вершине власти в России оказался человек более или менее заурядный, звезд с неба не хватающий, а не титан воли и гений интеллекта, я не расцениваю как факт отрицательный. Брехт говорил, что несчастна не та страна, в которой нет героев, а та, которой герои позарез нужны (для нормальной жизни, если не для продолжения существования). Более или менее заурядными людьми были, например, президенты США Кулидж, Трумэн, Эйзенхауэр, Форд, Картер, младший Буш. Ну, и что? Да ничего. Оказалось, в США такое здоровое общество, что может обойтись и без Великого, Ужасного и Незаменимого.

Возможно, Великий и Ужасный, Корифей Всех Наук и Гений Рода Человеческого на посту Президента России в 2000- 2008 г. и Премьер-Министра в в 2008-2012 сумел бы не только поднять Россию с колен, развеять миф о непобедимости чеченских боевиков, разгромить вооруженную до зубов Грузию, но и преодолеть коррупцию, приструнить обнаглевших ментов и ФСБшников и осуществить ряд других заветных народных чаяний.

Но не виноват же Путин в том, что он не гений рода человечества и не отец народов!

Он вполне заменим.

Попробуйте – убедитесь!

И не будем торопиться обвинять Путина в том, что он возомнил себя незаменимым. Представьте себя на его месте – поймете, что нужно быть выдающимся человеком, чтобы устоять перед бурным потоком лести, славословий,

С Путиным все ясно. Скажем два слова о той свите, которая играет этого короля. Я имею в виду не приближенных чиновников и олигархов, а русских так называемых интеллигентов. Это они, литераторы и деятели театра, эстрадники и киношники в немалой степени несут ответственность за создание мифа о Незаменимом Национальном Лидере. Привычка лизать начальственный зад так прочно укоренилась в нас с царско-советских времен, что многие испытывают растерянность и отчаяние, когда таковой зад вблизи не обнаруживается. Если у Никиты Михалкова задолизание еще может быть оправдано прагматическими соображениями, то, например, у Александра Проханова, насколько я могу судить, стремление всячески ласкать Великий Державный Зад гораздо сильнее, чем расчет оным задом быть ласкаемым (т.е. бескорыстно).

Еще раз сошлюсь на Брехта: барин есть настолько барин, насколько позволяет ему слуга. Позволю себе переиначить: каждый Великий и Незаменимый незаменим постольку, поскольку находятся охотники, любители и мастера лизать ему зад.

Если не Путин, то кто угодно: любое ничтожество станет Великим и Незаменимым - были бы рядом интеллигенты вроде…. Эх, нет под руками списка его доверенных лиц!