С чистыми помыслами
На модерации
Отложенный
Общеизвестно, что в конце девяностых российский президент Борис Ельцин стал всерьез подумывать о том, чтобы уйти на покой, но уйти так, чтобы его семью и его самого не преследовали в судебном порядке, а преследовать, кстати, было за что. Господину Ельцину надо было найти такого преемника, который бы гарантировал столь необходимую ему и его семье неприкосновенность. Сначала семья положила глаз на Сергея Степашина, которого Ельцин в апреле 1999 года назначил первым вице-премьером, а после отставки Примакова в мае Степашин стал премьер-министром. Но вскоре выяснилось, что Степашин не годится в преемники. Семья решила, что для этой роли лучше подойдет Владимир Владимирович Путин, которого семья к тому времени уже неплохо знала и была уверена, что это тот самый человек, который сделает все как надо.
Подходящий семье человек 9 августа 1999 года был посажен в кресло премьер-министра, и в тот же день в телеобращении к россиянам Борис Николаевич назвал его своим преемником. А 31 декабря того же года, до официального истечения своего президентского срока, господин Ельцин в прощальном телеобращении к россиянам объявил о своем уходе с первой должности в стране и о назначении исполняющим обязанности президента господина Путина, который сразу же после этого заявления Ельцина обратился с новогодним поздравлением к российскому народу, и, самое главное, подписал в тот же день указ, гарантирующий его предшественнику защиту от судебного преследования, а также значительные материальные льготы ему лично и членам его семьи. Указ указом, но чтобы гарантии были понадежнее, Владимир Владимирович, став 30 августа 2000 года полноценным президентом страны, внес в Госдуму законопроект «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи», где черным по белому сказано следующее: «Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия проводятся в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента Российской Федерации». Этот законопроект, встреченный с одобрением депутатами-единороссами, получил статус закона РФ. Вот так произошла эта передача власти по немудренно циничной формуле: «ты - мне, а я – тебе». Но, как видим, за полученное от Ельцина нынешний лидер нации справил гарантии не только ему, но и себе, так что налицо его несомненный двойной выигрыш.
Россияне за десять предпутинских лет хорошо узнали, что представляет собой господин Ельцин, а сегодня и личность господина Путина для многих наших соотечественников уже не тайна за семью печатями. О Путине, его поведении, поступках, манерах, характере, высказываниях известно уже столько, что у многих сложилось совершенно определенное мнение о нем как о человеке и политике, причем эти мнения могут быть разными в зависимости от симпатий или антипатий к Владимиру Владимировичу, но характерно, что и те, кто симпатизируют Путину, и те, кто не питают к нему никаких симпатий, не склонны отрицать наличие у этого человека такого качества, как цинизм. Симпатизирующие видят в цинизме Путина его сильную сторону, нечто сугубо прагматичное, рациональное, начисто лишенное какой-либо сентиментальщины, полагая, что российский президент просто не может не быть циником при той огромной ответственности, которая возложена на него конституцией страны, при той неимоверной психологической и физической нагрузке, которую он каждодневно испытывает: ведь недаром же он сравнил свой президентский труд с работой раба на галере, которого, как известно, приковывали цепями к месту его работы. Те россияне, которые не склонны сочувствовать лидеру нации, несмотря на его откровение о галерном характере президентского труда, видят в цинизме Путина то, что его, безусловно, не красит в глазах большинства нормального российского народонаселения, а именно: дeмoнстрaтивнo прeнeбрeжительное, нигилистическое отношение к нормам общественной морали, к общепринятым правилам нравственности, допущение в речи и поведении проявлений нескромности, бесцеремонности, непристойности, грубости, бесчестности и непорядочности. Есть и такие, которые рассуждают, откуда и почему у лидера нации этот цинизм: возможно, это у него врожденное, наследственное, но, скорее всего, приобретенное: эти чекисты известны своим особым прагматичным цинизмом. Но какая, в сущности, разница, откуда у Путина цинизм, ведь главное в том, что этот его цинизм не для употребления в узком домашнем кругу, его цинизм распространяется на миллионы граждан страны, в которой Владимир Владимирович работает президентом.
Автор этой статьи, возможно, как и другие россияне, свои первые впечатления о цинизме Путина получил в августе 2000 года, когда произошла трагедия на российской атомной подводной лодке «Курск» в Баренцевом море. День за днем упускались еще остававшиеся возможности спасти тех, кто уцелел после взрыва. Помнится, меня тогда не оставляла мысль, когда же он все бросит и поедет к месту трагедии и когда же они хоть что-то реальное сделают, чтобы спасти людей, обреченных на медленную смерть на 100-метровой глубине. Но Верховный главнокомандующий не прервал своего отпуска в Сочи и не отправился в Североморск, где его присутствие было необходимо хотя бы только для того, чтобы показать родным и близким попавших в беду подводников, что они не одиноки в этой беде. Лишь через семь дней к спасению моряков были привлечены норвежские специалисты, но, конечно, было уже поздно. В России 23 августа был объявлен национальный траур. Госкомиссия непосредственной причиной трагедии назвала «самопроизвольный взрыв торпеды, повлекший за собой взрыв всего торпедного отсека». Это были дни, когда миллионы людей во всем мире увидели не только поразительную некомпетентность, но и редкостное безволие российских военных и политиков во главе с Путиным вкупе с их высокомерием и лицемерием. Завершающий аккорд этой драмы, прозвучавший из уст лидера нации на вопрос небезызвестного Ларри Кинга из CNN о случившемся с подлодкой «Курск», был столь же циничным, как и все происходившее до этого интервью. Владимир Владимирович сказал с едва заметной улыбкой на лице: «Она утонула». Что тут, мол, говорить: лодки и есть лодки, обычно они плавают, но время от времени тонут.
Еще одна весьма циничная страница биографии лидера нации приходится на 1991-92 годы, когда он еще не восседал на вершине своей вертикали власти, а работал в мэрии славного города Санкт-Петербурга под началом Анатолия Собчака в должности председателя комитета по внешним связям. Запасы продовольствия в городе были на исходе, вводились продуктовые карточки, ситуация напоминала блокадникам события полувековой давности. Питерское правительство решило продавать за рубеж сырье и на вырученную валюту закупать там же продовольствие, а претворять этот план в жизнь поручили Путину. Казалось бы, Владимиру Владимировичу выпала редкая возможность совершить большое и благородное дело, войти в историю человеком, спасшим родной город от голода в постсоветское лихолетье, по сути такой же поступок, какой в свое время совершили народные герои Минин и Пожарский. Но Путин решил, что ему не нужна такая слава. Его деяниям вообще не нужна была какая-либо огласка. Он предпочел, по укоренившейся в нем профессиональной привычке, оставаться «героем» невидимого фронта.
Убедив мэрию Петербурга, что лицензии на продажу сырья может выдавать не только Москва, но и возглавляемый им комитет по внешним связям, Путин всего за один год своей плодотворной деятельности выдал таких лицензий более чем на 93 миллиона долларов США, причем лицензии от Путина получали компании, чей уставной фонд составлял всего лишь несколько тысяч долларов, а некоторые из них вообще не имели права заниматься международными торговыми операциями. Эти компании-посредники, осчастливленные лицензиями за подписью Путина, получали за свое посредничество не обычные несколько процентов от стоимости контракта, а прямо-таки сказочные от 25 до 50 % комиссионных! В среднем на их счетах осело 37 % от общей суммы экспортной квоты, что составило более 34 миллионов долларов.
Но эти комиссионные не такой уж большой грех по сравнению с занижением в контрактах цен на редкоземельные металлы в среднем от 7 до 2000 (!) раз. Например, 1 кг скандия оценивался в 72,6 дойчмарки, в то время как на мировых биржах минимальная цена за тот же килограмм этого редкоземельного металла составляла тогда не менее 2000 долларов (!). Но самое циничное во всей этой истории о том, как Владимир Владимирович спасал от голода жителей родного города, заключается в том, что продовольствие в Питер так и не поступило. Металлы продали с неплохой выручкой и, казалось, почему бы и не купить петербуржцам чего-нибудь пожевать, как и планировали, ну хотя бы для отвода глаз, для отчета, чтобы не попрекали, не совестили. Ан нет, не купили, получилась очень циничная игра в одни ворота.
За двенадцать лет россияне увидели немало проявлений путинского цинизма и даже стали привыкать и не очень удивляться. Характерная особенность этого цинизма состоит в том, что лидер нации говорит своему народу одно, а потом делает то, что противоречит сказанному ранее. Он, например, говорил на встрече со студентами, что возглавляемое им государство обеспечит молодежи лучшее будущее, а потом взял да и упразднил Госкомитет по делам молодежи, что было равносильно кардинальному уменьшению госфинансирования молодежных программ. Аналогичным образом проявился путинский цинизм и в отношении российских ученых, успехи которых Путин восхвалял и приветствовал на личной встрече с ними, а потом взял да и ликвидировал Министерство науки, что, естественно, привело к сокращению финансирования государством научных исследований. Встреча Путина с деятелями кино, его обещания возродить и поднять на новую высоту отечественный кинематограф обернулись в конечном итоге упразднением Госкино, что стало полнейшей неожиданностью для кинодеятелей, поверивших лидеру нации, и они даже собрались на митинг протеста. Верхом путинского цинизма до недавнего времени считалось заявление лидера нации об отмене выборов губернаторов сразу после трагических событий в Беслане, когда гибель трех сотен детишек была использована в качестве причины, по которой губернаторов стал назначать президент, хотя хорошо известно, что отмена выборности губернаторов, направленная на усиление личной власти президента и противоречащая конституции страны, была задумана и готовилась задолго до сентября 2004 года.
А совсем недавно россияне узнали, что Владимир Владимирович считает главной проблемой России шестнадцатикратную разницу в доходах «наиболее обеспеченных» и «наименее обеспеченных» граждан, причем по разрыву в доходах Россия обогнала США, где аналогичный разрыв в 15 раз, а по числу миллиардеров Россия занимает почетное второе место в мире, на первом пока США. Согласитесь, как-то странно слышать подобную обеспокоенность из уст того, кто создал такой огромный разрыв в доходах россиян, кто олицетворяет собой самую крайнюю верхнюю точку в доходах «наиболее обеспеченных» граждан, а по сути является самым богатым человеком в сегодняшней России, причем если принять за крайнюю верхнюю точку доходы именно этого человека, а не Абрамовича или Дерипаски, или кого-то еще из почти сотни российских долларовых миллиардеров, то вышеназванный разрыв будет не в 16 раз, а в гораздо большее число раз.
Столь же цинично прозвучала из уст Путина в Госдуме озабоченность неблагоприятным инвестклиматом в России, которая занимает 120-е место в рейтинге привлекательности для иностранных инвесторов по итогам 2011 года. Лидер нации поставил «задачу сделать сто шагов вперед и подняться со 120-го до 20-го места». А на 20-м месте сейчас Япония, то есть надо сделать Россию такой же привлекательной для инвесторов, как Япония. Вы верите, что такое возможно? Я не верю после того, что произошло с юристом Hermitage Capital Сергеем Магнитским и экс-главой «ЮКОСа» Михаилом Ходорковским. Часто слышишь: Ходорковский – вор, а вор должен сидеть на нарах. Хорошо, пусть сидит. А как же другие, приобретшие свои миллиарды точно таким же образом? Им-то почему поблажки? Мне понятно, почему: они вели себя послушно, смирно, не выказывали амбиций, как это сделал Ходорковский, не уразумевший по своей наивности или по другой причине, кто в России разрешает быть миллиардером. Циник Путин очень доволен посадкой Ходорковского: ведь это весьма рентабельное предупреждение остальным, посадил одного, а предупредил многих. Первый свой срок Ходорковский отсидел заслуженно за уклонение от уплаты налогов. Но Путину надо было, чтобы он сидел в тюрьме, пока лидер нации будет сидеть в Кремле, и было состряпано второе обвинение, абсурдность которого признали авторитетные экономисты и специалисты нефтяной отрасли, и Ходорковскому накинули еще один срок. Некоторые полагают, что Ходорковского скоро выпустят, и высказывают догадки, когда именно это произойдет. Нет, ребята, не выпустят, по крайней мере, пока господин Путин находится у власти. А зачем выпускать? Пусть сидит. Отношение лидера нации к Ходорковскому изрядно смахивает на заурядную месть, при этом вспоминается ставшее крылатым его выражение «мочить в сортире», сказанное по поводу борьбы с террористами. Мочить в сортире – это по-чекистски. Человек в сортире беспомощен, сидит себе на унитазе – в таком состоянии его замочить легко и просто. Сортир – уж точно не место для дуэли, где убивают благородно.
Зная сегодня насколько циничен Владимир Владимирович Путин в своих мыслях и поступках, нетрудно спрогнозировать, чем он будет заниматься в ближайшие шесть лет своего президентского срока. Он не будет решать вышеупомянутую главную проблему России, то есть не будет сокращать шестнадцатикратную разницу в доходах «наиболее обеспеченных» и «наименее обеспеченных» ее граждан, ведь для этого надо в первую очередь прекратить самому обогащаться и наступить на горло своим товарищам миллиардерам. А такое просто невозможно. Инвестиционный климат в России не станет таким же благоприятным, как в Японии. Демографическая ситуация в России тоже врядли улучшится. Владимир Владимирович произнес красивую речь при вступлении в должность президента России, пообещав сделать все, чтобы оправдать доверие россиян, «работать с верой в душе, с искренними и чистыми помыслами». А это значит, что помыслы его по-прежнему будут направлены на добычу углеводородов из российских недр. Весьма символично, кстати, что, будучи юристом по образованию, Путин защитил диссертацию не по специальности, а на тему планирования воспроизводства минерально-сырьевой базы (хотя воспроизводить минеральные ресурсы он, естественно, не будет), то есть в соответствии со своей новой деятельностью в качестве специалиста по опустошению российских недр с ученой степенью кандидата экономических наук.
Владимир Владимирович ничего нового в России создавать не будет. А ничего нового России и не нужно. В ней есть вертикаль власти, есть и суверенная демократия. Если кто-то не знает, что это такое, можно и пояснить. Название «суверенная» от слова «суверен». Этим словом обозначают лицо, которому без каких-либо ограничительных условий и в течение неопределенного срока полностью принадлежит верховная власть в государстве. Другими словами, суверен – это наш лидер нации, восседающий на вершине созданной им вертикали власти. И ничего нового не нужно. «Чистые помыслы» Владимира Владимировича лишь о том, чтобы сохранить в неприкосновенности в течение ближайших шести лет уже созданное им каждодневным галерным трудом. Он, видимо, всерьез решил не засиживаться в президентах, раз заговорил об одном шестилетнем президентском сроке и недопустимости двух таких сроков подряд. Уроки «арабской весны» не прошли даром? Очень может быть. Владимиру Владимировичу не хочется повторить судьбу Мубарака или Каддафи, которые пересидели в правителях все разумные сроки. Уж он-то постарается уйти по-умному, без последствий для собственного здоровья и всего нажитого галерным трудом. Не последнее дело – найти подходящего преемника, такого же обыкновенного циника, который своим указом сможет гарантировать ему, Путину, неприкосновенность, точно так же, как он, Путин, в свое время гарантировал неприкосновенность Ельцину. Это вполне реальная, решаемая задача. Да и времени, чтобы найти нужного человечка, предостаточно. Об этом и будут «чистые помыслы» лидера нации в ближайшие шесть лет.
Комментарии
Немногие догадываются, что этот ответ с подтекстом.
В одном из романов о Джеймсе Бонде героя, сотрудника спецслужбы её величества, бестактно спрашивают об обстоятельствах гибели его коллеги: "Что с ним случилось в Африке?"
На что следуеть безукоризненный ответ: "Он умер".
.
Ответ Путина, безусловно читавшего Яна Флемминга, это - парафраз цитаты из шпионского романа.
Путин дал понять телезрителям, что информация о гибели лодки закрытая.
.
Никакого цинизма здесь нет.
Комментарий удален модератором