В поисках термина
Владимир Глинский. «В поисках термина»
У меня было ощущение, что меня обокрали. Причем, как и все приличные люди, они сделали это деликатно и подперли это всей мощью литературоведческого дискурса. Термин, который я вынашивал в течение последнего года, и которым я собирался обозначить то направление в литературе, которое должно было, наконец, прийти на смену безнадежному петлянию среди пост- и нео- «измов», вдруг оказался уже задействован, причем задолго до меня.
Сочувствие и сопереживание, как ответ на массовую индивидуализацию
Да, именно таким мне виделось то новое направление, что должно было бы вывести нас из этой зазеркаленной комнаты смеха, по которой устало ковыляет современная литература. И это направление высчитывалось мною спекулятивным способом, так же как некогда Адамс и Леверье математически высчитали необходимость присутствия в нашей солнечной системе Нептуна. Исходной точкой являлся мой тезис об ортогональности искусства по отношению к экзистенциальной реальности.
«То есть, если жизнь излишне засушена и мало эмоциональна, то искусство неминуемо должно стать эмоциональным и полным страстей. Если жизнь суетлива, то искусство должно стать медлительным и обстоятельным. Если в жизни нет действия, значит, это действие должно появиться в литературе, театре, изобразительном искусстве. И если в жизни нет сочувствия, значит, этим сочувствием к другому/иному должно наполниться все содержание искусства», – предположил я.
Все это наводило меня на мысль, что новая литература должна стать не взглядом вовнутрь себя, не очередным уходом в раковину индивидуальности, в то же время не растворением в коллективном и не отказом от личных эмоций. Если сформулировать в двух словах – автор, принадлежащий к новому направлению, в противовес рациональности и бездуховности современного мира, должен попытаться обрести единство с этим миром, напитав его своим сочувствием и сопереживанием.
Конечно, тут же мне на память пришел сентиментализм, который когда-то стал ответом на дидактичную размеренность и некоторую социальную гиподинамичность века Просвещения. Сегодня мы имеем диктат рационального и ситуацию остановки социальных лифтов. Вернее, лифты носятся как угорелые, только кнопки вызова почему-то не работают. В результате происходит накапливание человеческого материала, нереализованного и неосознанного посредством социокультурных (к которым относится и искусство) инструментов.
Вспомним несколько основных черт русской литературы сентиментализма: уход от прямолинейности классицизма, подчеркнутая субъективность подхода к миру, культ чувства, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий. Внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не великие идеи. Не возникает ощущения, что именно новой «Бедной Лизы» не хватает нашему читательскому сердцу? Новой «Бедной Лизы», но реализованной инструментарием, который уже прошел обжиг в плавильных печах модернизма и закалку в холодных струях постмодернистской иронии. Возможно ли это? А почему нет? Ранее ведь удавалось. Достаточно посмотреть на преемственность темы «Бедной Лизы» в нашей литературе – Карамзин-Достоевский-Чехов-Шукшин… А вот за Шукшиным образовалась искусственная лакуна: зайдя однажды в комнату смеха постмодернистских зеркал, русская литература уже которое десятилетие никак не может выйти из сладостного состояния ловли мимолетных ярких глюков.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Комментарии
Отправил приглашение на всякий случай, вдруг заинтересует!
Комментарий удален модератором
Рассуждения автора логичны, предложенный термин вполне подходит для обозначения намеченного литературного направления. Петра Храмова не читала - надо восполнить пробел.
Спасибо, Дмитрий, весьма интересное чтение...
Комментарий удален модератором
Автор поднимается от критической статьи к историко-литературной, находя закономерности в литературном процессе, и далее - к литературоведческой. В самом деле, когда придёт время собирать камни? Когда мы выйдем из лабиринта постмодернистского Зазеркалья?
Мне рассуждения и наблюдения автора кажутся весьма интересными и логичными. Давно задумываюсь о дальнейшем пути русской литературы...
Комментарий удален модератором
И призывов в статье нет - есть анализ и прогноз...
Комментарий удален модератором
Потому позвольте остаться при своем прежнем мнении. Знаю, оно с мнением автора статьи не расходится и ему не противоречит
Комментарий удален модератором
Ортогональность искусства по отношению к экзистенциальной реальности - это сильно.
Не все владеют математической терминологией. Равно не все знают Кьеркегора.
Почему не сказать "перпендикулярность искусства существующей реальности"? Или оно не так "звучит"?
Я передам автору. Но вы можете и сами в корректной форме сообщить ему об этом, под статьей в журнале есть форма комментарием.
А вы уверены что все знают, что такое перпендикуляр?
Кстати, ортогональный здесь употребляется в смысле непрямого отражения. Вот зеркало отражает жизнь впрямую(буквально ваше лицо параллельно стеклу, тогда вы видите отражение)
Принято сравнение что искусство как зеркало жизни. Глинский о том, что искусство перестало отражать жизнь, а отражает ортогональную реальность, не прямую реальность, а преломленную сознанием как сентиментальность. Боюсь что это опять будет сложно
Глинский один из наших сильнейших авторов. Естественно на него станут нападать в сообществе троллей и эльфов. Это тоже своего рода ортогональность, кстати. Он именно об этом. Как же вам не заволноваться? он для вас подсознательно становится врагом. Зато беспомощная бредятина типа какой-нибудь Аллы Баян идет в журнале на ура
Нынче не стесняются своего невежества, а собрав кружок равных быстро идут в атаку. Но на таких как я или Глинский - кишка тонка
Ортогональность кривых зеркал? Ну-ну...
А о перпендикуляре неужели в современных и не очень школах не учат? Нас вроде в 5 или 6 классе учили...
Спасибо за толкование Глинского. Куда уж нам до Ваших высот. Ликвидируйте народную неграмотность.
- это скорее диктаторская попытка объявить иррациональное рациональным (для несогласных социальные лифты стоят или даже стремительно движутся вниз; а некторых так и вовсе досрочно хоронят - верх мафиозного "рационализма" по отношению к полит.противникам)