Крысы в искусстве. Истоки Гельмановщины. Ч.1.
На модерации
Отложенный
Недавно, в связи с вопросом о духовной дегенерации, я вспоминал кардинала Хуана де Торквемада (был такой инквизитор)...
Но, некто М. ЖУКОВ уже догадался, набрался смелости и выдал замечательную статью об истоках Гельмановщины. Я даже удивился поначалу...
<cite>(Источник: www.narodsobor.ru/events/culture/9168-krysy)</cite>
Вот сама статья:
Почему уродливую мазню выдают за «гениальные» шедевры живописи и продают за баснословные суммы
"Они сбиваются в стаи, когда чуют добычу, и сообща нападают на слабых. Больше всего на свете они любят золото и серебро, которое хранят в мрачных подземельях, где прячутся от света солнца. Они крадут и продают с пользой, удивительной для честного труженика. Убивают и мошенничают, честных людей подстрекают к преступлениям, содержат притоны и трактиры, куда завлекают не только простолюдинов, но и благородных сеньоров, чтобы, обольстив' их, сделать рабами грязных похотей и подчинить своей воле... Награбленные сокровища они дают в рост, отнимая за долги детей и жен... Им сопутствуют голод, мор, войны и нашествия, и тогда они собираются под знаками таинственных превращений...
Коварные и мрачные существа эти владеют силами почти человеческого ума, как его полный, хотя и не настоящий образ... В их глазах бесстыдство, в устах лесть, клевета и наветы... Порождение дьявола, в насмешку над Божьим творением, они охотно рассуждают об искусствах и науках, но мягкостью речи своей и хитросплетением словесного блуда вводят в заблуждения и ереси. Говоря о творениях искусных мастеров, они твердят: "примитивно, невыразительно, скучно и безвкусно..."
Порою они и сами любят рисовать, но картины их, составленные из грубых мазков и обрывков линий никак нельзя назвать изящным искусством, и даже ребенок может лучше изобразить любой предмет... Людей они выставляют уродливыми и безобразными, природу - лишенной пропорций и гармонии... В их картинах бесстыдство и бесовское наваждение выставляется напоказ..."
Эти строки взяты из знаменитого средневекового трактата "О крысах", принадлежащего перу монаха из Севильи Хуана де Мендоза, который преподнес его королеве Кастилии Изабелле в честь победы над маврами под Гранадой. Есть версия, однако, что подлинным автором трактата был духовник Изабеллы, Великий Инквизитор Томас де Торквемада, который использовал псевдоним "Мендоза", выполняя обет, данный им в юности. Трактат этот полон аллегориями и, как всякое творение Духа, не подвластен времени.
Мы можем убедиться в этом сами, пройдя по картинным галереям и выставочным залам Москвы, где проводятся "вернисажи современного искусства": На полотнах и витражах изображены либо примитивные геометрические фигуры, либо самая настоящая мазня, которую вполне можно принять за "творчество" сумасшедшего, либо за "художества" хулиганов на стенах общественных туалетов. Здравомыслящий человек вряд ли заглянет на подобную выставку "современного искусства", а потому, чтобы дать читателю представление о предмете нашего разговора, мы приведем здесь несколько примеров подобных шедевров.
"Картина" эта принадлежит Юрию .Хоровскому, чья выставка состоялась " в 1991 году в Галерее Марата Гельмана, представляемого нашим телевидением как выдающегося искусствоведа, с мнением которого должен считаться даже Президент России, планируя реставрацию исторического облика Санкт-Петербурга. А кто же такой Хоровский ? Может быть это просто психически больной человек (в последнее время наше телевидение чacтo пропагандирует "творчество" душевнобольных)? Отнюдь! Вот что можно прочитать о нем в каталоге, который выпущен Центром научно-инженерных проблем и Московским агентством "Арт-сервис" при советско-американском фонде "Культурная инициатива": "Юрий Алексеевич Хоровский, член Союза художников СССР с 1970 г. С 1965 года выставлялся в Советском Союзе, в частных коллекциях в СССР и за рубежом".
А "искусствовед" Татьяна Чистова в аннотации к каталогу пишет: "Юрий Хоровский аккумулирует вокруг себя поле абсолютно свободного поиска, продолжает сохранять приверженность к фигуративному воспроизведению мира... Метафоры, символы, аллегории, мифологемы, реминисценции древнего и нового искусства составляют основу живописной структуры его картин и пространственных рельефов-инсталяций... Он отказался от накопленного технологического опыта, пожертвовав демонстрацией высокого профессионального мастерства во имя доминанты живого интеллекта и умственных концепций художника и человека... В картинах Хоровского слиты воедино смятение и покой, драматичность и комедийность. Он бежит от бессмысленных попыток демонстрации вселенской мудрости, вульгаризует библейские мотивы. соприкасается с элементами современного мифа..." Читатель, ты понял, что-либо из этого высокоумного панегирика пошлой мазне? ~ Совсем как у Мендозы "... хитросплетением словесного блуда вводят в заблуждения и ереси".
Разве настоящее искусство нуждается в подобных "разъяснениях"? Неужели полотнам Рембранта нужны подобные "пояснения"? Или Васнецов, Саврасов, Шишкин лишены "доминанты живого интеллекта и умственных концепций художника и человека"?
Чтобы дополнить представление о "художнике" Юрии Хоровском, упомянем только названия его некоторых "картин": "Систола кроткого сердца", "Красная черная река", "Ангелоиды против гуманоидов", "Спина для битья"... Даже названия эти напоминают бред сумасшедшего.
Да что мы все о Хоровском, он не уникален. . Пройдемся по выставочным залам и арт-галереям Москвы (а может быть и не надо этого делать) -имя им легион... В апреле 1996 года в галерее, уже упоминавшегося Марата Гельмана (претендующего на главного знатока "современного искусства) экспонировалась "выставка" Марины Колдовской под названием "Год согласия и примирения": четыре стеклянных панно размером метр на метр, на них пятиконечные и шестиконечные звезды, серп и молот, непонятные силуэты и издевательские надписи такого типа: "Православные всех стран СОЕДИНЯЙТЕСЬ!". Выставка, как это было указано в буклетах, посвящена Борису Николаевичу Ельцину, Геннадию Андреевичу Зюганову, слушаниям в Государственной Думе по вопросу возвращения советской символики и попу в красной рясе - участнику Съезда Народно-Патриотической коалиции.
Тут мы вправе спросить: " Ну, мало ли на свете сумасшедших? Зачем же писать о них и об их "творениях"? - И действительно, эти люди и их творчество не заслуживали бы нашего внимания, представляя, разве что интерес для психиатров, если бы "шедевры современного искусства" помещались в специальных аудиториях медицинских институтов, где студенты психиатрических отделений изучают течение различных душевных болезней.
Но нет! Полотна "современного искусства" заполняют выставочные залы и музеи Москвы и Петербурга, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга, Саратова и Новосибирска... Этим "шедеврам" уделяют особое внимание критики и искусствоведы, пропагандирует пресса и телевидение, творчество "живописцев", подобных Хоровскому, изучают в художественных школах и на уроках рисования. Кажется, что мир сошел с ума!
Да и если бы "современное искусство" ограничивалось лишь "живописью".
Так нет же, оно охватывает все области нашей культуры. Вот, что узнаем мы из обзоров прессы. "Театр Кирилла Ганина, называющего себя высокопарно "Российская- академия Современного Искусства", представил зрителям спектакль "Муха-Цокотуха". Название, полагаю, знакомо многим поколениям моих соотечественников... Так вот, скандально известный режиссер Ганин, отсидевший ранее полгода в Бутырке за пропаганду порнографии и выпушенный на свободу, вновь предался любимому, как видно, делу и сделал собственную версию популярной сказки Корнея Чуковского.
Итак, приготовьтесь, цитируем: "Основной интригой спектакля является конфликт между юной Мухой-Потаскухой и старой девой пчелой- Труженицей. Кульминация- звонок по телефону доверия в налоговую инспекцию от Пчелы с заявлением о том, что Муха не платит налога за клад ("денежку", которую нашла Муха). Как следствие - появление Паука-фискала, который, пользуясь служебным положением, "дефлорирует несчастную". Второе действие - панихида по поводу "безвременной дефлорации", организованная Пчелой, превращается постепенно в сатанинскую оргию..." Как здесь снова не вспомнить Мендозу: "Людей они выставляют уродливыми и безобразными, природу - лишенной пропорций и гармонии... В их картинах бесстыдство и бесовское наваждение выставляется напоказ..."
И еще цитата из прессы: "Литературное наследие Салтыкова-Щедрина-из неисчерпаемых. Сменяющие друг друга поколения периодически глядятся в него как в зеркало и черпают что-нибудь свое. Режиссер Марк Розовский, например, почерпнул целое "Глупов-шоу", которое поставил вместе с художником Сергеем Тюниным на сцене Центрального театра кукол имени С.В.Образцова. Тем, для кого кукольное шоу ассоциируется с весельем... на этот спектакль лучше не ходить... От Салтыкова-Щедрина остались литературные цитаты да имена некоторых действующих лиц: Органчик, генерал Бородавкин, Грустилов, Угрюм-Бурчеев. Более близкие к нам' времена представлены пионеркой, мрачными персонажами, напоминающими то Берию, то Сталина, то Брежнева, разнузданными попсовыми певичками, водкой "Смирнофф",словом "спонсоры" и тому подобной атрибутикой... Дебилизм - групповой и индивидуальный - в спектакле представлен весьма наглядно. Куклы, символизирующие народ, лиц не имеют вовсе - просто торчит нечто яйцеобразное на мощных плечах. Градоначальники разнообразны: у одного вместо головы что-то вроде садовой лейки, у другого - подошва солдатского сапога, у третьего - и вовсе голая задница. В общем, с самого начала понятно, кто мы и где живем..."
Весь этот бум "современного искусства" и "культуры" только на первый взгляд представляется массовым безумием и хаосом. Недаром доминиканский монах из Севильи писал: "... Действия этих злобных тварей порой кажутся бессмысленными, но под завесой звериного хаоса скрыт коварный дьявольский замысел..." Под "высокоумные" рассуждения критиков и "искусствоведов" людям внушают (порой на уровне подсознания) представления о бессмысленности жизни, о равенстве прекрасного и отвратительного, добра и зла, чести и бесстыдства. И все это делается при мощной поддержке высокопоставленных чиновников от культуры, различных фондов и банков, телевидения и прессы.
Две тысячи лет назад Иисус Христос говорил Своим ученикам:"... Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геены, вдвое худшим вас...". По сути дела, это и есть основная цель "современного искусства" и всей "массовой культуры" от порнографических телевизионных передач "Про это" до пошлой рекламы: растление народа.
В деле растления сознания и морали "шедевры современного искусства" играют немаловажную роль. Во-первых, ни один уважающий себя художник не опустится до критики всяческой мазни. И уже это выводит хоровских и Гельманов из-под критики. Во-вторых, они пользуются финансовой поддержкой закулисных покровителей и в нашей стране, и за рубежом. Они снимают лучшие выставочные залы, с их мнением начинают считаться представители власти и чиновники от культуры. И со временем именно они начинают диктовать моду, определяя "общественное мнение". При этом теряются любые критерии оценки произведения искусства, кроме витиеватых заключений "знатоков". Простой квадрат, нанесенный Казимиром Малевичем на холсте, объявляется непревзойденным шедевром. Истинный же талант подвергается насмешкам и обструкции, лишается любой материальной и финансовой поддержки. И торжествующее безумие становится нормой культурной жизни общества. А народ, потерявший свою культуру, легко становится добычей врагов.
Читатель! Если ты, проходя по выставочному залу или художественной галерее увидишь рядом с полотнами мастеров грубую и пошлую мазню, смело скажи себе: "Вот оно, бесовское творение крыс". И не слушай никаких "знатоков" и "искусствоведов", которые "... хитросплетением словесного блуда вводят в заблуждения и ереси". И даже если тебе скажут, что за этот "шедевр" на аукционах Америки и Европы дают сотни тысяч и миллионы долларов, скажи себе: "Ну и что? Талант за доллары не купишь!" А талантами Русская Земля не оскудела, просто не терпят их крысы, прячут подлинные шедевры мастеров по норам своим, чтобы принимали люди их крысиную мазню за нечто великое и оригинальное. И денег для этого не жалеют.
И чтобы ни говорили нам "апологеты свободных рыночных отношений", есть вещи, поистине ценные, которые не купишь ни за какие деньги: талант и веру, любовь и дружбу, победу и благословение Творца.
В 1492 году испанцы осаждали последнюю твердыню мавров на Пиренейском полуострове - город Гранаду. Осада затягивалась, и христианское войско стало терпеть нужду. Тогда группа влиятельных иудеев и марранов, служивших ранее маврам, собрала 300 тысяч дукатов и решила преподнести эти деньги в дар Фердинанду и Изабелле. В зал, где происходила аудиенция, внезапно вошел Торквемада. Не обращая внимания на знатных гостей, не соблюдая дворцового этикета, он подошел к монархам, достал из-под сутаны распятие и гневно произнес: "Иуда Искариот предал своего Учителя за 30 сребренников, а Ваши Величества собираются продать Христа за 300 тысяч. Вот он, берите и продавайте!" С этими словами Торквемада бросил распятие на стол и стремительно покинул зал. Монархи были потрясены и отказались от дара тех, кто предал своих бывших хозяев.
Через два месяца Гранада пала, и Фердинанд с Изабеллой на великолепных испанских жеребцах, под, восторженные крики знатных сеньоров и простых солдат въезжали в роскошные сады дворца последнего эмира Гранады Абу Абдалы Мохам-меда Боабдиллы. Поистине безутешным было горе молодого эмира, вынужденного поспешно бежать из своего неповторимого дворца Альгамбра, а его мать, видя слезы на глазах своего сына, с укором бросила ему: "Оплакивай, как женщина, то, что не смог защитить как мужчина". На следующий день после падения Гранады, во время торжественного приема, скромный доминиканский монах из Севильи Хуан де Мендоза преподнес королеве Кастильи Изабелле написанный на плотном пергаменте трактат "О крысах"...
P.S. frozenAmig
Помните статью "Эффект крысиного короля в уничтожении общества" (http://www.liveinternet.ru/community/frozen_amigo/post194591260/) ?
Комментарии