АДАПТИВНАЯ АРХИТЕКТУРА. 10 ЛЕТ СПУСТЯ.
Объективная реальность меняющейся экономической ситуации неожиданно, как оказалось для некоторых экономистов, перестала зависеть от наличия собственного эмиссионного центра. На мой взгляд, благополучие и не зависело от того, печатал ли местный станок купюры или публиковал хвалебные оды экономистам, ратующим за «возрождение» экономики. Ещё в СССР закрытость общественного строя, железный занавес, уголовная ответственность за торговлю валютой и прочие методы госрегулирования слабо помогали исключить влияние прочих эмиссионных центров на экономику страны. Но когда политика в конце прошлого века резко изменилась и началась международная интеграция, собственнические интересы печатающих деньги стали перевешивать идеалистические интересы глобального характера. И весы опять качнулись в сторону жёсткого приоритета национальных интересов, а тот факт, что лучшие умы планеты, нобелевские лауреаты говорили о необходимости общемировой денежной единицы (что с большей вероятностью гарантирует мир и стабильность на планете), как то забылось. Проявления гуманности стали выражаться в редких визитах знаменитостей в регионы бедствий, раздачи конфеток голодающим деткам и бесплатных советов правительству кризисного региона. Однако успех национальной экономики в условиях отсутствия национального эмиссионного центра возможен, как мы видим на многочисленных примерах, которые несложно найти в интернете. К слову – отказ от национальных ядерных ракетных сил быстрого реагирования – вот ключевой момент, после которого говорить о независимости в силовом противостоянии в принципе невозможно. Полумеры как в классической басне тянут общество в разные стороны и если уж отказались от ядерного щита, то зачем тогда армия? Ведь если у вас нет головы – то вам не нужна и шляпа…
Но не об экономике я задумывал эту статью – об архитектуре вычислительных систем, вот только взаимосвязаны научные достижения, технический прогресс и экономическое развитие. Десять лет назад я пробовал анализировать динамично изменяемые логические структуры и хотел назвать статью, опубликованную тогда в журнале «Беларуская думка» - «Конфигурируемая архитектура». В процессе работы стало понятно, что название не отражает способность получившихся структур к самоорганизации и самосовершенствованию – поэтому правильнее было назвать статью «Адаптивная архитектура», но получилось так, как получилось. Надежды были на скорое воплощение национального варианта, реализованного в микропроцессоре где то на Интеграле, например. Но интриги, противостояния, безденежье – и как результат полное отсутствие результата. Не верю я теперь в то, что талант пробьёт себе дорогу без денег – талант без денег способен только на организацию массовых протестов, если конечно поставит такую задачу. Талант без денег, вынужденный зарабатывать на пропитание физическим трудом, постепенно превращается в циника, тупеющего от ещё более тупого окружения и хамства… Но вернёмся к нашей архитектуре.
Ключевым и революционным моментом в первой моей статье была фраза о превосходстве над Неймановской логикой предлагаемой теоретической модели, в основе которой (без ложной скромности) теорема Гаврука, которая некоторыми расценивается как частный случай теоремы Шеннона. А теорема Котельникова и принцип Неймана, уже много десятилетий прослуживший человечеству, постепенно станет школьной арифметикой. За 10 лет скелет идеи оброс «мясом» - возможностями, открываемыми его использованием для классификации информационных потоков, оптимизации обменов информацией между системами, возможностями прогнозирования и прочими. Однако цивилизованный спрос на неё (имею ввиду не стащить идею у автора и пользоваться под грифом секретности) пока отсутствует, что для меня полностью объясняется недостатками рыночной экономики. Критиковать, конечно, легче, но уж извините, если ваша критика игнорируется – то остаётся только занять позицию философа Диогена… Я из отчаяния залез было к себе на дачу и не пользовался даже сотовым, но активная жизненная позиция всё же возобладала и как результат – блог в интернете…
Взгляд со стороны на нашу общечеловеческую культуру (с точки зрения преимуществ упомянутой выше идеи) может привести в уныние – чтобы устранить только одну из многих всем очевидную и понятную проблему, никак не связанную с необходимостью отказываться от национальных культур, сокращения национальных армий или введения платных услуг и акцизов, необходимо колоссальное количество ресурсов на переделку всей техники, программного обеспечения и самое сложное – психологического освоения социумом.
Речь о «маленькой» неоптимальности – цифры у каждого народа звучат, а иногда и пишутся по-разному. Но начинать глобальную оптимизацию, актуальную из-за всё более высокой степени интеграции мирового сообщества только лишь ради совершенствование символьного обозначения как то неразумно. Заодно было бы неплохо в одном технологическом цикле решить проблему аппаратной привязки кодировки символов и исключить проблемы несовместимости систем, базирующихся на 32 или 64 разрядной логике, предусмотрев динамическое назначение системы счисления для локальных вычислений, путём адаптации программной части к особенностям архитектуры, устранить множество других алогизмов. Не исключено, что будет существовать параллельно несколько групп служб и потоков, обрабатываемых в разных системах счисления на одном компьютере. Это станет возможно после глобального пересмотра базовых принципов построения информационных систем и ориентацию их на работу с сэмплерными базами, которые в некотором смысле можно назвать алфавитом системы искусственного интеллекта. На начальном этапе национальные суперкомпьютеры могут пользоваться разными (в том числе специализированными) алфавитами и соответственно по результатам выявится наиболее разумный из них. Эволюционные процессы в этом случае могут быть достаточно продолжительными и даже с учётом нарастающего темпа технического прогресса составить не одну сотню лет (что в сравнении с временем развития и эволюции языков человеческого общения – около 50 тысяч лет - не так уж и много). За последние десятилетия взаимопроникновение терминов из других языков свидетельствует о движении в сторону формирования единого языка международного общения, на что такими темпами уйдёт не менее нескольких тысячелетий, однако не исключено, что человечеству в этом поможет искусственный интеллект и мы заговорим на едином Земном языке гораздо раньше.
Для любителей русских матрёшек приведу вариант «информационной матрёшки», которой приходится пользоваться в сетевой модели взаимодействия. Я вхожу в 64 разрядную Win7, затем запускаю из-под неё виртуальную 32 разрядную XP и после этого запускаю архиватор для распаковки документа, после чего вхожу в документ офисным приложением, не задумываясь, оптимально ли это и продолжаю писать эту статью. Сейчас «модным» стало обходиться вообще без традиционных инсталляций, запуская так называемые «portable» файлы. Метод работает «железно», но, на мой взгляд, этот вариант использования не предусматривает оптимизации средствами операционной системы, позволяющими сделать функционирование приложения более интеллектуальным. Аналогично может выглядеть ситуация с приложениями, разработанными в разных системах счисления. Такой же «матрёшкой» могут стать простенькие для начинающих программистов программные среды и языки, рождаемые в муках российской стороной: например в 2000 году работоспособная версия под рабочим названием УРАГАН (Универсальный Русский АлГоритмический Аппаратно Независимый). Сейчас – это ПРОФТ 5, имеющий собственный интерпретатор и что важно для новичков – бесплатный и полностью русскоязычный. Конечно же, ПРОФТ - нечто совершенно иное, чем системы искусственного интеллекта (как запускаемый из под WINкалькулятор в сравнении с ПРОФТ), но от этого ПРОФТ не становится ненужным. В данной «матрёшке» внешняя оболочка (искусственный интеллект) может с помощью предварительного целеуказания анализировать создаваемые внутри ПРОФТ программы и давать советы программистам по их написанию и оптимизации, использованию уже существующих модулей, интерактивно обучать начинающих. Но данные возможности определяются всё же аппаратной платформой – много раз на своём старом компьютере я получал сообщения, типа «Операция невозможна. Недостаточно аппаратных ресурсов». Надежда на то, что теперешних 3 ТБт и шести ядер по 3,3 ГГц хватит – постепенно тает из-за экстенсивного развития форматов видео или старого «Неймановского» подхода к исполнению кодов. По сведениям антивирусных лабораторий некоторые хакеры способны разработать собственный язык программирования (что неудивительно, поскольку тем же занимаются криптографы и шифровальщики) и эффективно используют его для взлома. Спрашивается – как пробить броню чиновников, самостоятельно не способных разработать для страны систему, о которой идёт речь, не желающих финансировать тех, кто может, не уступающих место более компетентным (но не желающим конфликтовать) специалистам. Может, как советовал профессор Жванецкий, подъехать к нему на танке и через окошко спросить – «Как выполняются планы информационной оптимизации?»…
Комментарии