К какому государству стремился Император Николай I?
На модерации
Отложенный
К какому государству стремился император Николай I.
Франц Крюгер. Портрет императора Николая I. 1852. Фрагмент
«Дай Бог, чтобы мне удалось сдать тебе Россию такою, какою стремился я её поставить: сильной, самостоятельной и добродающей – нам добро, - никому зло».
«Переправа» спрашивает Бориса Николаевича Тарасова – профессора, ректора Литинститута, историка и филолога, немало трудов посвятившего исследованию эпохи Николая I: к какому государству стремился этот великий монарх?
О том, к какому самодержавию стремился Николай I, можно судить по его обращению к своему наследнику: «Дай Бог, чтобы мне удалось сдать тебе Россию такою, какою стремился я её поставить: сильной, самостоятельной и добродающей – нам добро, - никому зло». Для этого и должно было служить уваровское триединство православия, самодержавия и народности, истоки которого можно усматривать в «Записке о древней и новой России» Н.М. Карамзина. В «Записке» составленной ещё в 1811 году, по словам Пушкина, «со всею искренностью прекрасной души, со всею смелостью убеждения сильного и глубокого», он критиковал «либералистов» за беспочвенность и отвлечённость предполагавшихся преобразований, за игнорирование вековых устоев и живоносных традиций, формировавших совокупную личность народа. Подчеркивая полезность заимствований в науках и художествах, он отмечал, что подражание иностранным державам во всем строе гражданской и нравственной жизни становится опаснее, чем при Петре I.
Между тем, настаивал автор "Записки", законы народа должны вырастать из его собственных духовных ценностей, понятий, традиций и исторических обстоятельств, опираться на трезвое и мудрое знание человеческой природы. "В мире мало агнцев, мало и злодеев, а больше добрых и худых вместе". И любое социальное реформаторство оказывается мнимым или даже вредным, если оно создает условия для развития и укрепления не лучших (благородно-возвышенных), а худших (корыстно-эгоистических) душевно-духовных качеств человека. Следовательно "не формы, а люди важны". Поэтому в живой действительности, где правят не бумаги, а люди, важно "искать людей" для совершенствования имеющегося строя, а не ломать и перестраивать его с помощью чужеземных уставов или денег ("за деньги не делается ничего великого"), поощрять людей с разумом, честью и совестью.
С точки зрения Карамзина, подобные исторические и этические воззрения лучше всего укореняются и развиваются не в республиканских учреждениях и министерско-бюрократических установлениях, а при самодержавном правлении и сохранении живоносных традиций. По убеждению автора "Записки", монархия, более всего приспособленная для эволюционных, а не революционных преобразований, всегда обеспечивала процветание и могущество государства (оно есть "палладиум России"), а ее ослабление приводило к возникновению анархии, усилению аристократии или созданию олигархии.
Карамзин особенно подчеркивал внутреннюю связь самодержавного принципа верховной власти с православной верой и нравственным духом народа. Царь как помазанник Божий и надсословная сила должен руководствоваться не только юридическими законами и интересами политических партий и конкурирующих групп, а исходить из любви к добру и правде, опираться на "закон Божий" и "единую совесть", что его реально и объединяет со всем народом. Именно сила духа и веры, нравственное могущество государства, которое для его безопасного развития едва ли не важнее материального, соединяли все слои общества в нераздельный союз во времена тяжелых испытаний.
«Записка о древней и новой России» содержит в зародыше ту программу, которая в царствование Николая I будет развернута и акцентирована в триаде "православие - самодержавие - народность" и которая основана на убеждении в том, что общественно-политическая жизнь не может быть надлежащим образом устроена без опоры на религиозный фундамент. В XIX веке Россия оставалась практически единственной страной, в которой достаточно целеустремленно культивировалась устойчивая связь государства с народом в свете христианского самосознания. Причисленный ныне к лику святых митрополит Филарет, весьма представительная для эпохи Николая I фигура, в день празднования восшествия царя на престол возглашал: "В наше время многие народы мало знают отношение государства к Царству Божию, и, что особенно странно и достойно сожаления, мало сие знают народы христианские... Им не нравится старинное построение государства на основании благословения и закона Божия, они думают гораздо лучше воздвигнуть здание человеческого общества в новом вкусе, на песке народных мнений и поддерживать оное бурями бесконечных распрей. Их новые построения никогда не достраиваются, каждый день угрожают падением, часто действительно рушатся".
Единство веры, государства и народа предполагало в идеале такое развитие всех сторон социальной, экономической и политической жизни, при котором разные слои общества не утрачивали бы её духовного измерения, свободно и добровольно умеряли бы эгоистические страсти и корыстные интересы в свете совестного правосознания и устремления к общему благу. Следует подчеркнуть, что именно свободное и добровольное движение «вперёд», осознанная солидарность и активность граждан, сочетание элементов внешнего прогресса с лучшими традициями и человеческими качествами скрепляют монархию как высшую форму государственного правления, которой отдавали дань и выдающиеся представители русской культуры (Пушкин, Жуковский, Гоголь, Тютчев, Достоевский и др.). В противном случае, как отмечает И.А. Ильин, монархия таит в себе опасности властного произвола, чрезмерной опеки чиновничества над народом, погашение личностной самодеятельности и творческого почина, необходимых для преодоления вечно подстерегающего застоя и для расцвета плодотворной жизнедеятельности. Подобных опасностей, как мы видим, не удалось избежать и Николаю I, хотя в своих намерениях и планах он исходил из идеальных представлений и синтезе православия, самодержавия и народности. Идеальные задачи в единстве Православия, самодержавия и народности изнутри ослаблялись их несовершенным воплощением, отмеченными выше недостатками складывавшейся административной системы. К тому же неизбежное, как Вы замечаете, усиление буржуазии, направляло неуклонный ход истории новейших народов, говоря словами Н.И. Тургенева, по «грязной дороге» эгоизма и корысти и расшатывало духовные основы жизни.
Комментарии
Сей суд и сие наказание, по принятым мерам обнимая зло, давно уже гнездившееся, во всем его пространстве, во всех его видах, изтребит, как Я уповаю, самый его корень, очистит Русь святую от сей заразы, извне к НАМ нанесенной, смоет постыдное и для душ благородных несносное смешение подозрений и истины, проведет навсегда резкую и неизгладимую черту разделения между любовию к Отечеству и страстию к безначалию, между желаниями лучшаго и бешенством превращений; покажет наконец всему свету, что Российский народ, всегда верный своему ГОСУДАРЮ и Законам, в коренном его составе также неприступен тайному злу безначалия, как недосязаем усилиям врагов явных; покажет и даст пример, как изтреблять сие зло, и доказательство, что оно не везде неизцельно.
Всех сих благотворных последствий МЫ имеем право ожидать и надеяться от единодушной приверженности к НАМ и Престолу НАШЕМУ всех состояний.»