Иосифо-Волоцкий монастырь, его основатель и РПЦ

На модерации Отложенный

Разместил на LiRu в своем блоге заметку по итогам посещения Иосифо-Волоцкого Монастыря, а она неожиданно в комментариях вызвала небольшую дискуссию.

Вот эта заметка.

Иосифо-Волоцкий монастырь мне уже довелось посетить в прошлом году, но тогда мы ограничились обходом монастырской стены и купанием в монастырском пруду.

Сразу скажу, что  описывая ту поездку, совершил фундаментальную ошибку, когда преподобного Иосифа, основателя монастыря, назвал «нестяжателем».
На самом деле с «нестяжателями» он боролся, и победа над ними явилась одним из  основополагающих  факторов становления РПЦ в том виде, в каком мы её знаем.
Что и обеспечило преподобному Иосифу  почет и уважение. 

Иосиф Волоцкий стоял у истоков объединения духовной и светской власти: он выдвинул теорию божественного происхождения великокняжеского престола, что способствовало укреплению идеологических позиций русского самодержавия.  Кстати, одним из проявлений единения церкви и государства явилось требование Иосифа, наряду с преданием анафеме со стороны церкви,  подвергнуть еретиков наказанию со стороны великого князя посредством сожжения оных на костре. Что и было выполнено.

Нужно заметить, что спор «нестяжателей»и  иосифлян сводился  к вопросу об отношении церкви к собственности и был лишь эпизодом в борьбе Иосифа Волоцкого против «ереси жидовствующих».

«Нестяжатели» проповедовали аскетизм, отказ от любой формы собственности в рамках церкви, в том числе на земли, крестьян и недвижимость. Их доктрина: отказ от мирского и служение Богу.

Иосифляне же отстаивали право церкви на владение всем этим.

С первого взгляда понятно, что бОльшую симпатию вызывает позиция «нестяжателей», особенно в свете последних скандалов вокруг РПЦ. Но не всё так просто в этом мире.

Сам Иосиф, ярый борец с «нестяжательством», был «гол как сокОл». Весь доход, который приносили земли, принадлежащие Иосифо-Волоцкому монастырю (в те времена, просто Свято-Успенский монастырь), шел на благотворительность: содержание сиротского приюта, больницы, поддержки неимущих…  А был этот доход немалым ,ибо, благодаря высочайшему авторитету монастыря и его основателя, постриг здесь считали за честь многие сильные мира сего.

А принимая постриг, они передавали свое имущество или его часть в монастырское владение.

И вот здесь уже есть повод задуматься, а что же правильнее: отрешенное от мира служение Богу скрупулезным соблюдением  церковных обрядов или активное участие в светской жизни посредством несения добра от имени Бога?

Беда в том, что добро, как и всё в мире, относительно, а тем более – мера добра, которую нужно нести. Мера, понятно, имеет денежный эквивалент. И соблазн перераспределения меры всегда присутствует.

Преподобный Иосиф Волоцкий канонизирован в святые не только за заслуги перед Православной церковью, но и за беззаветное, бескорыстное служение Богу, творя добро от его имени. Об уникальности такой жизненной позиции говорит и тот факт, что Иосиф долгое время провел в поисках того монастыря, в котором он мог бы реализовать свои устремления, но так и не нашел. Именно поэтому он и основал свой собственный монастырь, со своим монастырским уставом.

Вот ведь, какое длинное предисловие оказалось. А ведь хотел всего-то несколько фотографий показать… Да, многословие – это зло. Дальше буду краток.


Иосиф Волоцкий (1439-1515г.г.) основал монастырь в 1479 году

Иосифо-Волоцкий монастырь/3673959_1 (700x464, 129Kb)
Иосифо-Волоцкий монастырь. Вокруг монастыря три пруда. Пруды рукотворные, вырыты монахами.

Успенский собор Иосифо-Волоцкого монастыря/3673959_2 (700x464, 302Kb)
Успенский собор – строительство завершено в1696 году. На его месте стоял первый каменный храм монастыря.

Успенский собор и церковь Богоявления Иосифо-Волоцкого монастыря/3673959_3 (700x464, 142Kb)

Успенский собор и церковь Богоявления (слева) – самое древнее сооружение на территории монастыря, построена в 1530 году (из других источников – в 1504).


Все фотографии можно посмотреть здесь.