Михаил Казиник: "Музыка, это великий договор с Творцом"

«Я не популяризатор музыки или какого-либо другого вида искусства. Я не рассказываю ни анекдотов, ни шуток, не пытаюсь упростить восприятие музыки. Те, кто занимается этим, уничтожают ее. У меня совершенно иная задача – духовно настроить человека на ту волну, на то излучение, которое исходит от творений искусства: поэзии, музыки, литературы… Всякое великое искусство – это передатчик, а человек, который не настроен на его частоту, – испорченный приемник. Я его ремонтирую».

М. Казиник


Михаил Казиник — музыкант, искуствовед, педагог, писатель, режиссёр, Академик Славянской Академии, член Международной комиссии искусств, пропагандирует классическую музыку и искусство. В последние годы его деятельность направлена на Россию и страны пост-советского пространства - Латвию, Литву, Болгарию, Молдову, Украину. Концерты и выступления Михаила Казиника собирают полные залы от Москвы до Софии, от Камчатки до Риги и Кишинёва.

 Михаил Казиник родился в 1951 году в Санкт-Петербурге. Детство и часть юности провёл в Витебске.

 С 1991 года живёт в Швеции, где был профессором Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, ведущим экспертом Нобелевского концерта, вёл музыкальные передачи на AXESS TV. В 1999 году режиссёр Петер Мейер снял фильм "Казиник, Бог и Дьявол, или Огненная душа Швеции", который в Скандинавии признан одним из трёх лучших документальных фильмов перехода в новое тысячелетие.

.....

"Не существует непреодолимой границы между эмоциональным и логическим познанием, между гуманитарными предметами и естественными науками. Ее просто нет, она выдумана. Вся проблема физиков и лириков высосана из пальца. Писатель Замятин по образованию инженер, и он строит повествование по многим инженерным, математическим, геометрическим принципам. Его роман «Мы» - гениальный синтез математики и литературы.

Логика существует в великих книгах, в по­строении музыкальных форм. И чем больше я углубляюсь во все предметы, тем больше понимаю, что связано все и со всем: и Эйнштейн, для которого Моцарт и Бах были основой для построения его теорий, и химия с ее ранними опытами, где аккорды музыки проверяются как вещества.

Со временем на каком-то уровне это может быть соединено. Я могу очень долго рассказывать, почему композитор Бородин добился таких успехов в музыке как химик и в химии как музыкант. Я могу показать, как он выстраивал башенные аккорды как смеси различных веществ, в результате чего рождается новое качество. Это уникально. Или как Бах разрабатывал грандиозные математические структуры, соединение религии и математики, эмоцио и рацио. У Баха нет ни одного случайного звука, а в результате рождается идея об идущем на Голгофу Христе. Но все это выверено до предела - даже рисунок нот показывает восходящий путь, наверху крест и так далее. Представьте себе, что Бах создает чертеж. На уроке физики может звучать музыка Баха, на уроках математики будут изучать построение фуг и гармоний. Но это уже отдаленное будущее. Я не хочу пока пугать, хотя это не так страшно и сложно. Я уже проверял эту концепцию на одном учителе математики. Я ему объяснил простейшие идеи музыкальной гармонии, и он, осознав в течение одного дня, к вечеру написал несколько замечательных гармонических задач. Нет пока еще у нас такой школы, в которой математика, музыка, история, география и литература будут частью одного целого. А человеку уже 14-15-16 лет. Как он может себе помочь, чтобы проникнуться этой идеей более глубоко? Что ему читать, что ему слушать, что смотреть?

Я бы посоветовал начинать с Роберта Шекли, Рэя Брэдбери, Клиффорда Саймака. Американские писатели фантасты выдавали потрясающую, очень глубокую философию, просто очень хорошо закамуфлированную. Это была когорта великих мыслителей. Они писали не о том, как там люди в космосе живут - на самом деле, это все время о нас с вами, о нашей с вами жизни. То, что их перестали читать, - это тоже результат всеобщего отупения. Шекли - вообще сверхгений! Один из величайших писателей всех времен. Вспомните «Билет на планету Транай» - это же всем коммунизмам кукиш был показан, гениальная антиутопия. Или «Обмен разумов» - это сюрреализм самого высочайшего разлива. Чем дальше читаешь, тем делается совсем непонятно. И чем больше непонятно, тем больше понятно. И незабываемая концовка: «наконец он понял, что вернулся на Землю из Искаженного мира. Мать как всегда исправно несла яйца, отец пас крысиные стада». Вот мы живем в Искаженном мире! И фокус в том, что сейчас Шекли абсолютно объективен. Он 40 лет назад очень точно дал диагноз планете, и в частности нашей стране. И все это с юмором, с таким лихим остроумием. Это надо как Библию держать на столе и все время перечитывать. Когда Марвин Флинн обратился к сыщику, сыщик ответил, что ему очень повезло: «Я завалил 157 дел подряд. Такая полоса неминуемо должна кончиться! Скорее всего, я теперь могу сидеть у себя в кабинете, сложа руки, а преступник сам найдет ко мне дорогу!». В этом и теория вероятности, и методы счисления. Шекли смеется и над математиками, и над прагматиками, и над неопозитивистами, и над экзистенциалистами. Это энциклопедия философских направлений XX века, настоящая энциклопедия мышления.