О памяти советских военнопленных, погибших в Нововилейском концлагере

Прошел ровно год со дня моей первой публикации в "Литовском курьере", рассказывающей о концентрационном лагере для советских военнопленных "Кошары", который находился в Ново-Вильне. «Кошары» в переводе с польского Казармы. – Прим.авт.)

Информация о том, что такой лагерь находился неподалеку от Вильнюса, ни у кого не вызывает сомнения. Подтверждением этому служит памятный комплекс, сооруженный на месте захоронения советских воинов. 22 небольших кургана, расположенных на территории мемориала, обозначают те самые ямы, заполненные трупами советских военнопленных. В центре братского кладбища - памятник, на котором на русском и литовском языках написано: " На этом месте похоронено около 4 500 советских военнопленных, замученных немецкими фашистами в 1941 - 1943 гг." Неподалеку небольшая мраморная плита с надписью: "Мемориал восстановлен на средства Российской Федерации посольством России в Литве в 2006 году".

А вот информация о том, что там "похоронено около 4 500 советских военнопленных" - не соответствует истине, мягко говоря - неправда. Эта цифра появилась на свет в 1973 году. "Справка о наличии на территории Литовской ССР воинских кладбищ и отдельных могил воинов Советской армии, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период с 1941 по 1945 годы с указанием количества захороненных", которую 25 июля 1973 года подготовил Военный комиссариат Литовской ССР, действительно утверждает, что количество советских солдат, уничтоженных в Нововилейском концлагере, не превышает четырех с половиной тысяч. Но как и почему, для чего и для кого появился на свет этот "документ", сегодня установить невозможно и остается только гадать.

В "Сообщении Чрезвычайной государственной комиссии о преступлении гитлеровских захватчиков в Литовской Советской Социалистической Республике" от 18 декабря 1944 года, в разделе "Истребление советских военнопленных" об этом лагере говорится следующее: " Осенью 1941 года немецко-фашистские захватчики организовали лагерь для советских военнопленных на территории военного городка города Науйойи Вильня. Одновременная загрузка этого лагеря составляла не менее 20 тысяч человек. Свидетель Туманов А.А. рассказал комиссии об истязаниях , которым подвергали немцы заключенных в этом лагере: "Пленных пытали до потери сознания, подвешивали их на цепях за ноги , затем снимали, обливали водой и снова повторяли тоже самое".

Смертность военнопленных здесь никогда не была ниже 150 человек в сутки. Умерших закапывали на кладбище в 200 м от лагеря.

На основании многочисленных показаний свидетелей, жителей местечка Науйойи Вильня Л.Л.Галевского , Р.Н. Галевской, К.А. Козловского, А.И. Туманович, С.Н. Бублевича, А.А. Гульбинского , К.О. Кондратович, комиссия установила преднамеренное систематическое массовое истребление в этом лагере советских военнопленных путем голодного режима, изнурительного и непосильного труда, истязаний и расстрелов. Общее число жертв, истребленных гитлеровцами в этом лагере, составляет свыше 60 тысяч человек".

Вот вам и другая цифра, которая во много раз превосходит число погибших, указанное на памятнике. Выводы комиссии, председателем которой был Н.М. Шверник, а среди участников были академики АН СССР И.П.Трайнин и Б.В. Веденеев, знаменитая летчица В.С. Гризодубова и митрополит Киевский и Галицкий Николай, никто не отменял и пока не опроверг.

Немецкие историки в своих работах о концентрационных лагерях на территории Литвы в период Второй мировой войны отмечают, что в Нововилейском концлагере было истреблено 17 - 20 тысяч советских солдат. Опять же, не "около 4 500 военнопленных", согласно утверждению Литовского комиссариата от 25 июля 1973 года, а всего-то в 4-5 раз больше! И это согласно немецкой статистике, которая явно занижала число жертв в фашистских концлагерях.

Под грифом "Сов.секретно"

В прошлом году мне выдалась возможность в архивах КГБ Литовской ССР ознакомиться с документами о лагере для военнопленных "Кошары". Это произошло совершенно случайно, ибо я работал над темой, которая ничего общего не имела с концентрационными лагерями. Среди предоставленных дел мое внимание привлекла папка, внешне ничем не отличающаяся от других, с привычным для этого архива грифом "Сов.секретно", но в то же время она выглядела как-то по-особому. Мое предчувствие подтвердилось - в ней были собраны документы о злодеяниях фашистов на территории Литвы во время оккупации и, в частности, достаточно подробно показана сеть немецких концентрационных лагерей. Был среди этих лагерей и Нововилейский лагерь.

В "Справке по материалам расследования о зверствах немецко-фашистских оккупационных властей и массовом истреблении военнопленных Красной Армии в лагере военнопленных в г. Новая Вилейка", составленной 5 сентября 1944 года на имя Уполномоченного Государственной Чрезвычайной комиссии Союза ССР тов. Зуварова, говорится что этот лагерь был создан в конце1941 года для массового истребления советских военнопленных и в нем за время его существования было уничтожено более 100 000 человек! Вот вам и еще одно мнение и при этом достаточно аргументированное.

Во время расследования комиссия опросила десятки свидетелей. Их показания, датируемые августом 1944 года, хранятся в той самой папке, которая случайно попала мне в руки.

Необходимо отметить, что в справке от 18 декабря 1944 года за подписью Н.М. Шверника и в справке на имя Уполномоченного от 5 сентября 1944 года фигурируют те же самые свидетели, т.е.

это одни и те же люди и, соответственно должны были бы быть одни и те же показания. Так вот в отношении зверств и насилия, их форм и методов в рассказах свидетелей расхождений нет. А вот в отношении количества погибших в справках расхождение почти в два раза. Хотя свидетели в один голос утверждали, что ежедневная смертность в лагере не была ниже 150 человек (это отмечено в обоих документах), а в некоторые дни, особенно зимой, доходила до 500 пленных.

Немцев можно понять - они сжигали трупы, закапывали их пепел, применяли другие ухищрения, чтобы невозможно было определить количество жертв, замученных в этом лагере. Свидетель Казимир Кондратович рассказывал: "В первые два года, 1941 и 1942, в зимнее время военнопленные не успевали рыть могилы ввиду того, что они физически не могли долбить мерзлую землю. А трупов умерших от голода скопилось много, поэтому немецкие оккупационные власти, в целях скрыть от населения большое количество трупов русских военнопленных, трупы сжигали. Я видел, как немцы на это место, где могилы, складывали большие груды трупов, обливали их какой-то жидкостью и поджигали. На этом месте я видел большие груды пепла, которые немцы весной закапывали". В своих отчетах фашисты преднамеренно занижали цифры погибших военнопленных.

Кому это нужно?


Но чем можно объяснить такое отношение к учету погибших со стороны советской власти? Вначале, 5 сентября 1944 года - более 100 000 тысяч погибших, далее, 18 декабря 1944 года - более 60 000, а 25 июля 1973 года - всего лишь около 4 500 человек. Почему нас пытаются убедить в том, что в Ново-Вильне погибли лишь 4 500 советских военнопленных? Ведь из вышеперечисленных документов видно , что советским властям истинное положение дел было хорошо известно. Но в то же время …

Количество погибших советских граждан в Великой Отечественной войне постоянно корректируется, со временем их число становится все больше и больше. Ежегодно поисковые отряды находят останки погибших советских бойцов на территориях различных областей России. Об этом пишут газеты, про это рассказывает телевидение, в этом принимают участие общественные организации, этим интересуется президент России. Но это в РОССИИ.

А у нас почему-то не хотят признавать того, что существует на самом деле, хотя есть документы, подтверждающие, что погибших здесь захоронено значительно больше, чем написано на гранитной плите. В чем вина десятков тысяч советских воинов, которые вот уже 65 лет безымянные и к том уже не учтенные лежат в нововилейской земле? "Де факто" - они здесь на братском кладбище в Ново-Вильне. А "де юро" - их нет. Они вычеркнуты из списка погибших своими же советскими руководителями. За что? Чтобы занизить потери в войне? Чтобы уменьшить роль этого захоронения среди памятников жертвам Великой Отечественной войны, расположенных в Вильнюсе и вокруг его? Вряд ли в Литве найдется сегодня еще такое место, которое так обильно полито кровью советских солдат, замученных в фашистских застенках. Пусть они будут безымянными, но давайте восстановим истинное число погибших здесь военнопленных.

Кто этим должен заняться?

Со дня моей первой публикации на эту тему прошел ровно год. За это время было несколько телефонных звонков от жителей Ново-Вильни, которые что-то слышали от своих дедушек и бабушек о том времени и о лагере. Они поделились своими воспоминаниями и рассказали, что воинские могилы есть и в других частях их городка, но со временем все стало забываться, могильные холмики выровнялись и о захороненных здесь погибших военнопленных забыли. Они предлагали свою помощь в поисках утраченных захоронений и их услуги были бескорыстны. Им не нужны были деньги. Им нужна историческая правда и справедливость. Но это было только несколько звонков от частных лиц.

А почему молчат русские общественные организации Литвы? Ведь их более 60 - союзы, объединения, общества, клубы, фонды, дома, движения и т.д. и т.п. Никому из них нет дела до тех СТА тысяч человек, отдавших свою жизнь за то, чтобы члены этих организаций могли сегодня мирно жить и работать.
А почему молчат общественные организации других бывших советских республик, которых в Литве сегодня немало. Ведь среди 100 000 сложивших голову военнопленных были представители различных национальностей.

Отношение к памяти соотечественников - это составная часть культуры той или иной нации. Выходит так, что мы русские, живущие сегодня в Литве, предали память СТА тысяч наших соотечественников. Чтобы это восстановить, необходимо сделать лишь одно изменение на гранитной плите в Ново-Вильне. Вместо "около 4 500" написать истинное число жертв "около 100 000". Если у нас для этого нет ни средств, ни желания, то давайте обратимся к России. Может быть тогда восторжествует справедливость и мы вспомним о всех погибших на этом куске земли под названием "Кошары". Смерть каждого человека - трагедия. Здесь же в Ново-Вильне объединена трагедия 100 000 советских людей.

Я не претендую на истину в последней инстанции, в мои планы не входило докопаться до ответа на вопрос, почему все так случилось. Моя задача как журналиста поделиться с читателями вполне достоверной информацией, а уж выводы из прочитанного читатель должен сделать сам.

Николай Жуков

http://old.kurier.lt/?r=13&a=588