Неумение управлять

На модерации Отложенный

Обсуждение темы «Абакано-Черногорской агломерации» в Хакасии приняло своеобразный оттенок. Появилось большое количество «верующих», для которых вера в реалистичность проекта куда важнее всех и всяких аргументов. Безусловно, мне хорошо известно, откуда берутся эти «верующие» и какова их связь с правительством Хакасии. Это весьма специфические круги людей, которые берут на веру любую инициативу руководства и убеждены в ее реалистичности.

И у которых не хватает собственного опыта и познаний, чтобы подвергнуть инициативу критическому анализу. Эти люди живут в своем полуфантастическом мире, который время от времени рушится под напором суровой объективной реальности. Отличительная черта этих людей состоит в том, что они не учатся ни на чужом, ни на своем собственном опыте, не расширяют своих познаний об окружающем их мире, и всякий раз разбивают лоб об одни и те же углы, всякий раз удивляясь, что это их горячая и искренняя вера так и не оправдалась. Им оказалось мало моей предыдущей критики проекта «агломерации», и потому имеет смысл ее продолжить.

Что такое агломерация?

Разговор об агломерациях стоит начать с того, что в России единой методики определения агломерации, как социально-экономического явления, до сих пор не сложилось. Есть различные подходы Института географии Академии Наук, ЦНИИП градостроительства, НИИ территориального развития и транспортной инфраструктуры, МГУ. Они несколько разнятся между собой. Официально же, агломераций в России нет, и Росстат не ведет никакого их статистического учета.

Суть этих оценок агломераций состоит в следующем. Группа городских поселений выделяется в качестве агломерации, если население наибольшего из образующих её городов-ядер составляет более 100 тысяч человек, а в пределах полуторачасовой транспортной доступности от него расположено ещё как минимум два города или посёлка городского типа, тяготеющих к центру. Это определение, выработанное в МГУ. На его основе выделено 22 агломерации с населением свыше 1 млн. человек и 11 агломераций с населением свыше 100 тысяч человек.

На мой взгляд, это определение больше отражает градостроительный подход, а также некоторые амбиции, чем реально сложившееся положение дел, особенно в сравнении с зарубежными агломерациями. Удивительно, что специалисты МГУ, работающие в крупнейшем мегаполисе Европы и одной из крупнейших агломераций в мире, остановились только на этих критериях, хотя у них есть все возможности для непосредственного изучения агломерационный процессов на примере Москвы и Московской области.

Агломерация - это экономическое явление, тесно связанное с плотностью населения города. Крупнейшие агломерации имеют плотность свыше 4-5 тысяч человек на квадратный километр. В рамках капиталистической экономики это приводит к резкому удорожанию земли и строительства в черте города, что приводит к следующим явлениям. Во-первых, в рамках агломераций наблюдается отток населения от центра к окраинам, а также подавляющая часть прибывающего населения оседает на окраинах, где наиболее дешевое жилье. Стоимость жилья выталкивает население на окраины и в близлежащие города. Во-вторых, на окраины и в пригороды вытесняются все производства, оптовая и розничная торговля, тогда как в центре городов концентрируется сфера услуг, не требующая больших площадей. В Москве, к примеру, на МКАД и за МКАД выехали все оптовые базы, крупные логистические центры, крупные торговые центры. В-третьих, концентрация сферы услуг в центрах городов порождает спрос на рабочие руки, которые можно взять только с окраин и пригородов. Услуги - отрасль весьма трудоемкая. Этот фактор порождает устойчивую маятниковую миграцию трудящихся, для которой время в пути становится одним из определяющих факторов.

Таким образом, в агломерациях складывается положение, когда хозяйственная жизнь городов-спутников и пригородов оказывается целиком и полностью зависимой от мегаполиса. Говорить о самостоятельности таких городов-спутников Москвы, как, например, Химки, Мытищи, Королев и других, можно лишь в административном смысле. Все города, в радиусе примерно 50-60 км от МКАД, подчинены московской экономике, а влияние прослеживается и дальше, вплоть до радиуса 120-150 км.

Так вот, основными признаками агломерации можно назвать высокую плотность населения мегаполиса, полную хозяйственную зависимость городов-спутников и пригородов и сложившиеся транспортные связи между мегаполисом и пригородами. Транспортная доступность определяет размеры агломерации, но не ее сущность.

 Абакан не тянет на агломерацию

Есть ли такие условия в Абакане? Очевидно, что нет. Плотность населения Абакана составляет 1450 человек на квадратный километр или в 7,3 раза меньше, чем в Москве, или в 4,1 раза меньше, чем в Токио. Этого слишком мало для агломерационных процессов.

В Красноярске плотность населения составляет 2825 человек на квадратный километр, но и этого мало, и не хватает, чтобы «притянуть» к городу, например, Емельяново, Сосновоборск и Железногорск.

Правительство Хакасии считает, что в «Абакано-Черногорской агломерации» есть маятниковая миграция. Действительно, из Черногорска примерно 12-15 тысяч человек ездят на работу в Абакан, это около 40% трудоспособного населения города. Однако, это в первую очередь надо связывать с закрытием в Черногорске целого ряда предприятий. Для сравнения, Подольск, расположенный в 35 км от Москвы, дает примерно 20% ежедневной маятниковой миграции в Москву (около 18 тысяч человек). При этом, в городской экономике занято около 90 тысяч человек, работает целый ряд предприятий, и на эти предприятия ежедневно приезжает около 10% рабочих (около 9 тысяч человек) из других соседних населенных пунктов. Данные не слишком точны, поскольку по оценкам миграционной службы, реальное население города на 22% превышает списочное, а это 54 тысячи человек, из них около 30 тысяч трудоспособных.

Иными словами, если маятниковая миграция в Черногорске вынужденная, то в Подольске она обусловлена экономическими условиями. Если в Черногорске будет восстановлены рабочие места прежней численности, то маятниковая миграция исчезнет.

К тому же, Москва за счет маятниковой миграции получает дополнительно 26-30% рабочей силы, по данным на 2004 год это 1,7 млн. человек (сейчас значительно больше), тогда как Абакан получает прибавку в рабочей силе в 18%. Как видим, «притяжение» Абакана не столь сильное и сформировано последствиями экономического кризиса.

Потому, говорить об «агломерации» еще очень и очень рано. Для того, чтобы реально стать агломерацией, Абакану нужно значительно вырасти в численности населения и приобрести гораздо более высокую плотность населения. Миллион человек в нынешнем Абакане - вот тот уровень, с которого Абакан реально станет центром агломерации.

План «Абакано-Черногорской агломерации» не только не увеличивает плотность населения, а сокращает ее в три раза против нынешней. Если взять планы, то в этой «агломерации» плотность населения составит всего лишь 508 человек на квадратный километр. В 10 раз меньше, чем средняя по мировым агломерациям плотность населения.

Интеллект и услуги - основа экономики агломераций

План «Абакано-Черногорской агломерации», конечно, очень удивительный. Правительство Хакасии считает, что его экономической основой должно стать производство рядового кирпича, песка, гравия, асфальтобетона, стеновых панелей, производство мяса и рыбы, расфасовка картофеля, добыча угля.

Если сравнить с мировым опытом, о котором в правительстве, похоже, ничего не знают, нельзя не впасть в гомерический хохот. Экономическая основа любой агломерации составляет сфера услуг, занимающая 60-70% в ВВП этой агломерации. Это финансы и банки, образование, научная деятельность, культура, туризм, общественное питание, розничная торговля, и тому подобные отрасли.

Скажем, возьмем образование. В Сурабае - крупном городе на востоке Явы в Индонезии, вполне сложившейся агломерации (численность 3,2 млн. человек, плотность 8775 человек на квадратный километр), находится 6 высших учебных заведений национального уровня и 38 местных университетов, институтов и высших школ. Если на каждый из них брать по 10 тысяч студентов, то это уже 440 тысяч учащихся. 13% населения города. Если брать преподавательский состав, все вспомогательные и обслуживающие предприятия, весь бизнес вокруг университетов и кампусов, то образование кормит и обеспечивает работой никак не меньше 25% населения города. Для сравнения, в Абакане всего пять высших учебных заведений и филиалов. План «агломерации» вообще не предусматривает развития высшего образования, в программе «Образование» значится строительство трех детских садов, реконструкция детского дома и ремонт школы в Черногорске на сумму 440 млн. рублей.

Сурабая имеет второй порт в Индонезии, крупный железнодорожный узел, развитый автомобильный транспорт (автобусный терминал Пурабая пропускной способностью в 120 тысяч пассажиров в час) и авиационный транспорт, перевозящий 6-8 млн. пассажиров  и 120 тысяч тонн грузов в год. С транспортом связано не меньше 500 тысяч работников. Абакан о такой транспортной активности может лишь мечтать.

В Сурабае работает 21 телевизионный канал, 27 радиостанций, выходит 7 газет, 10 журналов и 12 таблоидов. Многие радиостанции и телеканалы работают круглосуточно, в том числе радиостанция Суара Сурабая, которую я иногда слушаю в свободное время. Абакан же вовсе не в лидерах по развитию средств массовой информации.

Я специально взял для сравнения не самую большую агломерацию и не в самой развитой стране мира, поскольку сравнение Абакана с европейскими, американскими и азиатскими агломерациями было бы настолько разительным, что вообще уничтожило бы всякую надежду. Но и этот индонезийский пример наглядно показывает, что вовсе не кирпич, песок или мясо являются экономической основой агломераций. Интеллект и услуги - вот что делает агломерации крупнейшими центрами экономической активности.

Дорогостоящий совхоз

Итак, мы уже нашли две серьезнейшие ошибки в планировании «Абакано-Черногорской агломерации». Первая ошибка состоит в том, что план предусматривает не увеличение плотности населения, а резкое, в три раза, ее сокращение. Вторая ошибка состоит в том, что на первый план выдвигается не развитие интеллектуального потенциала и сферы услуг, а материальное производство, причем самой низкой стадии передела.

Но рассмотрим то, что есть. В программе развития «агломерации» значится, что будет вложено 64,6 млрд. рублей и будет создано 4000 рабочих мест. Во-первых, если сложить сумму проектов, указанных в расшифровке, то получится 63,3 млрд. рублей. 1,3 млрд. рублей куда-то вывалилось и по поводу того, куда пойдут эти деньги, можно строить самые разнообразные предположения.

Во-вторых, эти рабочие места не только не создают значительного увеличения занятости, но и не закрывают даже текущую безработицу в Абакане.

В-третьих, по такому плану приходится на рабочее место 527,5 тысяч долларов. И это странно. По оценке журнала «Эксперт», средняя стоимость рабочего места по всей экономике составляет 35-50 тысяч долларов, по оценке «Деловой России» стоимость рабочего места в промышленности колеблется от 100 до 200 тысяч долларов. Откуда же такие космические цены на рабочее место в «агломерации»? На такие деньги можно создать рабочее место для высококвалифицированного специалиста, построить хорошо оборудованные лаборатории и высокотехнологичные производства.

Но мы видим лишь крайне дорогостоящий совхоз. Самый большой проект - это строительство животноводческого комплекса на 30 тысяч тонн мяса в год ООО «АПК «МаВР». Стоимость - 13 млрд. рублей. На рабочее место там приходится 2,1 млн. рублей. Для сравнения, по тому же плану на «Абаканвагонмаше» стоимость рабочего места - 13,9 тысяч рублей. Нельзя не спросить, на что пойдут такие колоссальные средства. К тому же, компания заявила о своем намерении вложить в животноводческий комплекс в Хакасии еще в августе 2010 года. Сумма была несколько скромнее - 10 млрд. рублей. За полтора года этот проект не двинулся с места, если не считать включения его в план «агломерации».

Наконец, в-четвертых, по расшифровке проектов видно, что 12,5 млрд. рублей вложений, или 19,7% от их общей суммы, пока что не имеют определенной организации, то есть ничем не гарантированы.

Иными словами, мы пока что видим только колоссальный расход средств, который вовсе не даст ни большого количества рабочих мест, ни существенного влияния на социально-экономическое развитие Хакасии. Не говоря уже о том, что все это страшно далеко от магистрального пути развития агломераций. И вообще, откуда только уверенность, что все эти колоссальные средства будут реально вложены?

В комментариях к моей предыдущей статье раздавались реплики типа: что я вообще понимаю. Конечно, куда уж мне понять «бездны мудрости» хакасских руководителей, вознамерившихся из песка и гравия создать целую агломерацию. Но надо, наконец, сказать суровую правду - вся эта идея есть порождение глубокой провинциальности хакасского руководства. Провинциальность в моем понимании выражается в принципиальной самоизоляции от изучения опыта, российского или иностранного, в самоизоляции от каких-либо сравнений, в абсолютизации своих представлений, которые на поверку оказываются необоснованными и наивными до смехотворности, а также стремлении казаться намного значительнее, чем есть на самом деле. Мысль о том, что песчаный карьер и свинокомплекс могут создать агломерацию, хоть в чем-то сопоставимую с Москвой, Нью-Йорком, Берлином, Сеулом, Токио или хоть с той же Сурабаей - это дремучая провинциальщина.

От этой провинциальности пролегает прямая дорога к неумению управлять. План «агломерации», построенный на песке почти в буквальном смысле, не может не провалиться. Его может обвалить кризис, его может обвалить отказ одного или двух ключевых инвесторов (которых не заставишь и не принудишь), и даже в самом идеальном случае реализации, он ничего не добавляет по существу к развитию экономики Абакана и Хакасии в целом, а также не может превратить Абакан в агломерацию. Это неудачный план с самого начала. Первый эффект, который он произведет - это рост задолженности Хакасии. По плану республиканских и муниципальных денег планируется вложить 8,3 млрд. рублей. У республики таких денег нет, и их нужно будет взять взаймы у федерального центра, усилив и без того большую задолженность региона. Второй эффект, который он произведет, это бессмысленное расходование федеральных средств, которых «запланировано» истратить 16,7 млрд. рублей. Федеральный центр вкладывает деньги в расчете, что они вернутся косвенно, через налоги и платежи, то есть с роста экономики. Но этот план к росту экономики не приведет, и эти средства будут просто закопаны в песок на окраинах Абакана.

Как это назвать? Только неумением управлять.