Рыжков возродил Республиканскую партию, либералы этому не рады

На модерации Отложенный

В четверг Республиканской партии России (РПР) в Минюсте выдали свидетельство о восстановлении регистрации. Функционеры других либеральных проектов рассказали РБК daily, что в ближайшее время вряд ли удастся собрать всех правых под крышей РПР.

РПР Владимира Рыжкова стала восьмой официальной партией, имеющей право участвовать в выборах. Регистрация прошла не в соответствии с недавно измененным законом о партиях, а на основании решения Европейского суда по правам человека, который признал ликвидацию РПР в 2007 году незаконной: история партии корнями уходит в начало 1990-х.

Один из лидеров «Демократического выбора» Сергей Жаворонков предполагает, что сейчас в РПР практически нет актива: их флаги редко можно увидеть на митингах, их просто некому носить. Скорее всего, регистрацией РПР воспользуются Борис Немцов и Михаил Касьянов. Их Партии народной свободы (ПАРНАС) уже было отказано в регистрации, она будет работать под брендом РПР — такое решение было принято в апреле.

Другие участники правого фланга политики не спешат присоединиться к Рыжкову. Глава московского отделения «Объединенного гражданского фронта» (ОГФ) Лолита Цария рассказала РБК daily, что ее организация не стремится присоединяться к РПР. В ОГФ сейчас идет процесс размежевания: по словам г-жи Царии, большинство его членов считают лидеров Болотной соглашателями и выступают за более жесткое противостояние с властью (основатель «Фронта» Гарри Каспаров против этого) — осенью может появиться новое протестное движение.

Другой возможный союзник — «Демократический выбор» намерен стать партией, его съезд пройдет в конце мая. По словам ее лидера Сергея Жаворонкова, взаимодействие с региональным активом РПР для «Демвыбора» логично. А вот с Борисом Немцовым и Михаилом Касьяновым — нет: ранее «Демократический выбор» со скандалом отделился от Партии народной свободы.

Член бюро политсовета «Солидарности» Сергей Давидис заметил, что, даже когда создавался ПАРНАС, далеко не все его соратники захотели участвовать в этом партийном проекте. Сегодня Давидис тем более не видит смысла всей «Солидарности» вступать в РПР.

Руку дружбы республиканцам готов протянуть только Леонид Гозман, бывший сопредседатель «Правого дела». Итогом политреформы могут стать партии-спойлеры, не представляющие никого, кроме своих вполне приличных организаторов, уверен политик. «Единственное, что этому может противостоять, — мнение самих демократических сил, которые будут требовать от амбициозных граждан не устраивать цирк, — говорит Леонид Гозман. — Мы недавно поняли, что, имея около 60 региональных отделений, можем зарегистрировать «Союз правых сил» просто по щелчку, но именно из этих соображений не будем этого делать. Мы хотим одну большую партию. Обсуждаемо, чтобы ею стала РПР. С вашей помощью я заявляю о готовности принимать участие в этом процессе».