Смена кресла. Меняем шило - на мыло.

http://expert.ru/2012/05/10/smena-kresla/?ny

Первыми губернаторами, добровольную отставку которых принял вернувшийся в кресло президента России Владимир Путин, стали Владимир Артяков (Самарская область) и Николай Меркушкин (республика Мордовия). Их уход лежит в русле «ковровой зачистки» губернаторского корпуса, в спешном порядке начатой еще при Дмитрии Медведеве; но логика вызывает вопросы. Если Артяков покидает Самару ради «работы в одной из федеральных структур», то Меркушкин работу, по сути, не меняет – он назначен исполняющим обязанности губернатора Самарской области. И, вероятно, вскоре избавится от «временного» статуса.

 

На сайте Кремля с утра, с интервалом в пять минут, появилось два сообщения: о добровольных отставках Артякова и Меркушкина. Причем в тексте первого указа, подписанного Путиным, врио самарского губернатора назначался 61-летний Меркушкин. А на его место в Мордовии – глава республиканского правительства Владимир Волков (он занимает этот пост с 1995 года, фактически давно являясь правой рукой Меркушкина). Учитывая, что все временно назначенные исполнять обязанности вскоре становятся действующими губернаторами, можно предположить, что вскоре Меркушкин возглавит Самарскую область, а Волков – Мордовию. Причем если в первом случае речь идет о фактической передаче региона из-под контроля «Ростехнологий» в руки другой группы влияния, то во втором – о сохранении статус-кво. «Назначение Меркушкина врио губернатора Самарской области – это издевательство над жителями региона. Их отдают на съедение клану, который уже съел один субъект РФ», – эмоционально оценил перестановки в своем «твиттере» лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин.

Кадровые решения по Самаре и Мордовии тем не менее не уникальны. С конца прошлого года в стане губернаторов велась настоящая зачистка (по выражению гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина, «бомбардировка»). До конца мая у Кремля еще есть время для того, чтобы заменить глав из числа ранее назначенных, электоральные перспективы которых минимальны. С 1 июня этого года в РФ вступает в силу закон о прямых выборах губернаторов. И уже 14 октября голосование должно пройти как минимум в двух регионах (среди «счастливчиков» называют Новгородскую, Брянскую и Амурскую области). Столь сжатыми сроками и объясняется та спешка, с которой Дмитрий Медведев менял губернаторов последние полгода. Напомним, в отставку за это время ушли главы Ставропольского, Пермского и Приморского краев, Волгоградской, Смоленской, Костромской, Мурманской, Архангельской, Вологодской, Ярославской и Саратовской областей. По «старой» схеме сменились губернаторы в Томской, Омской, Ленинградской и Московской областях, были переназначены действующие руководители в Бурятии и Туве. Вероятно, до начала лета смена власти по старой схеме случится и еще в ряде субъектов федерации.

Правда, случай с Меркушкиным – уникален. Еще ни разу действующий глава одного региона не перебрасывался на аналогичную работу в другой субъект федерации. Меркушкин – далеко не новичок в стане губернаторов, Мордовией он руководил с 1995 года, причем его пятый срок стартовал лишь в ноябре 2010 года (и истек бы, соответственно, только через пять лет). Республика эта не самая крупная и экономически развитая, но за Путина всегда голосовала исправно. На выборах президента, к примеру, он набрал там 87% голосов (больше лишь в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Карачаево-Черкесии и Туве), в то время как в Самарской области – всего 59%. Тем не менее объяснить переброску Меркушкина в Самару только благодарностью за такой результат на выборах вряд ли возможно.

Необходимость ухода 52-летнего Артякова также не очевидна. Он был утвержден на посту губернатора 29 августа 2007 года. Бывший в то время главой АвтоВАЗа, одного из градообразующих для Самарской области предприятий, Артяков сменил Константина Титова, экстравагантного политического старожила еще ельцинского призыва. Примечательно, что ранее Артяков, полномочия которого истекали только в августе текущего года, неоднократно заявлял о готовности принять участие в прямых выборах губернатора. По данным соцопросов, на которые ссылается портал «Волганьюс.рф», в поддержку действующего губернатора высказывались более 45% жителей области, а 20% были готовы проголосовать за него при отсутствии иного сильного кандидата. Другими словами, Артяков был способен выиграть выборы. Значит, причины его отставки другие.

За губернатором всегда стояла госкорпорация «Ростехнологии» и ее глава Сергей Чемезов. Вероятно, его группе влияния не удалось пролоббировать продолжение губернаторской карьеры Артякова. Но есть и другое мнение. «Интересы "Ростехнологий" в Самарской области практически исчерпаны. Каких-либо значимых проектов у них в области не осталось. Уход Артякова в этом плане вполне логичен. Другой вопрос, что на пост губернатора были и другие кандидатуры, в том числе молодой, перспективный мэр Самары Дмитрий Азаров, в последнее время пользующийся благоволением Дмитрия Медведева. Но выбор Меркушкина показывает, что сделана ставка на «закручивание гаек». Местная элита не вызывает доверия Кремля», – говорит редактор экспертного портала «Засекин.ру» (Самара) Ольга Попова. «Назначение Меркушкина врио губернатора Самарской области – признак кадрового кризиса в команде Путина. В регионе не нашлось никого, кому он доверяет», – согласен с ней Сергей Митрохин.

«С другой стороны, регион явно находится в кризисе с точки зрения ЖКХ, а Меркушкин известен как хороший хозяйственник. В этом плане он, возможно, будет хорошим губернатором для Самарской области», – добавляет Попова. В то же время Артяков передает Меркушкину не самое плохое наследство. Экономика Самарской области демонстрирует устойчивые темпы роста, инвестиции в основной капитал в прошлом году превысили докризисный уровень и составили почти 200 млрд рублей. Губернатором был инициирован ряд крупных проектов: создание особой экономической зоны в Тольятти, IT-парка «Жигулевская долина», модернизация аэропорта Курумоч и др. К тому же Самара вошла в число городов-кандидатов на проведение матчей чемпионата мира по футболу 2018 года, что может обернуться большими вложениями из федерального бюджета в развитие инфраструктуры. По оценке агентства «Эксперт РА», инвестиционный рейтинг Самарской области – 2В, что означает «средний потенциал – умеренный риск». «Среди регионов России по инвестиционному риску область занимает 41-е место, по инвестиционному потенциалу – 10-е место. Наименьший инвестиционный риск – управленческий, наибольший – криминальный. Наибольший потенциал – трудовой, финансовый, инновационный», – отмечают в агентстве.

 

http://www.izvestia.ru/news/524015

 

Президент Владимир Путин произвел первые кадровые перестановки. Он отправил в отставку губернатора Самарской области Владимира Артякова, причем заменил его на коллегу из Мордовии — Николая Меркушкина, который провел на своем прежнем посту 17 лет.

Артяков узнал о грядущей отставке лишь несколько дней назад, утверждает собеседник, знакомый с ситуацией. По его словам, губернатор готовился к перевыборам, которые должны были пройти в октябре.

— Там уже начинали работать политтехнологи, им сняли квартиры до октября. Но вот между праздниками Артякову неожиданно сообщили об отставке, — говорит источник.  

Другой собеседник «Известий» в области тоже говорит, что отставка стала полной неожиданностью для чиновников.

— У нас сегодня готовились мероприятия с участием губернатора, всё должно было состояться. А теперь вот уже представляют в Белом доме Меркушкина, — рассказывает он.

Никаких официальных пояснений по поводу произведенных назначений в Кремле не дают. Источники «Известий» утверждают, что есть несколько причин для ухода Артякова.

В Самарской области, несмотря на солидный срок у власти и на «АвтоВАЗе», Артяков так  и не стал своим. У местных элит вызывает раздражение тот факт, что губернатор больше времени проводит в столице, чем в области. У Артякова так и не появилось своего жилья в области, квартиру он снимал, по словам региональных чиновников. Не сходит с уст в области и история с бонусом, который Артяков получил после ухода с поста руководителя «АвтоВАЗа». 1,5 млрд рублей губернатор обещал вернуть и, по сообщению его пресс-службы от 2009 года, вернул, но на самом заводе утверждают, что денег не видели.

Не очевидны и политические успехи Артякова в Самарской области. На парламентских выборах в декабре 2011 года «Единая Россия» получила 39,47% — значительно меньше среднероссийского показателя, а в Тольятти партия власти вообще уступила коммунистам. Кроме того, в Тольятти кандидат от «Единой России» проиграл выборы мэра самовыдвиженцу.

В центре не совсем довольны и экономическим развитием области.

— «АвтоВАЗ» выкарабкался за счет правительственной поддержки, сейчас на его фоне остальные предприятия региона выглядят слабо, свободная экономическая зона развивается не очень, — отмечает собеседник «Известий», близкий к областному правительству.

— В последнее время очень много нареканий было по Самаре, развивается медленными темпами, а ведь она центр Поволжья, — соглашается зампред комитета по аграрным вопросам Надежда Школкина (избиралась в Госдуму по списку ЕР от Мордовии).

Она также отмечает, что ходили слухи о назначении Меркушкина на пост главы Минрегиона.

Впрочем, именно Артякову, как говорит зампред комитета по промышленности и зампред Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, «АвтоВАЗ» обязан правительственной поддержкой.

— Его лоббистские возможности по «АвтоВАЗу» смогли вытянуть предприятие в период кризиса. Для области было бы полезнее сохранить Артякова или кого-то из его команды. Говорят, что якобы давление из Москвы или боязнь выборов по новому закону поспособствовали его заявлению, но не думаю, что это так. В плане электоральной поддержки, несмотря на то что маятник общественного мнения качается в сторону оппозиции, у него хорошие шансы пройти местные выборы, — говорит Гутенев.

Он отмечает, что Путин высоко ценит Артякова и его достижения.

— Вероятно, отставка с поста губернатора связана с тем, что  перед Артяковым открываются другие перспективы — федерального масштаба. В новом правительстве он вполне мог бы возглавить Минтранс, Минрегион или в крайнем случае федеральное агентство, — считает Гутенев.

— Он точно уходит на повышение, — говорит источник «Известий», близкий к Кремлю.

— Я почти уверен, что Артяков действительно уходит на повышение. Говорить о его отставке как о мере наказания не приходится. Серьезных внутриэлитных конфликтов в области нет, выступлений оппозиции тоже, результаты президентской кампании нормальные. Если бы Артяков пошел на губернаторские выборы, он бы их выиграл, — соглашается депутат Госдумы от Самарской области Александр Хинштейн.

Что касается назначения на Самарскую область теперь уже бывшего главы Мордовии Николая Меркушкина, то, по словам Хинштейна, здесь объяснение может быть таким:

— Мордовией Меркушкин руководил уже достаточно давно, а при нынешнем тренде неправильно было бы сохранять руководителей, которые так долго находятся на губернаторском посту. В то же время Меркушкин — один из самых крепких региональных руководителей, «Единая Россия» в Мордовии всегда стабильно показывала очень высокий результат. А назначать на такой сложный регион, как Самарская область, человека без серьезного опыта региональной работы было бы неверно. Назначение Меркушкина позитивно тем, что он не встроен во внутренние игры и, соответственно, не будет играть на руку ни одной из групп влияния.

— Авторитет Меркушкина в Мордовии — всё равно что у Сталина в Советском союзе. Для региона это сюрприз, скорее неприятный. Понятно, что Самарская область больше, поэтому его как сильного менеджера направляют именно туда, в центр Приволжья, — подтверждает Школкина.

Получается, что Путин назначением Меркушкина придал ускорение развитию Самарской области, которая явно в этом нуждалась, а Артякова, не исключено, решил направить на профильное для того направление — транспорт.