1.
Эд Вуд не был уникален.
Эд Вуд не был оригинальным творцом собственного стиля, он был частью масштабного движения, или даже, направления, расцветавшего буйным цветом за заборами голливудских гигантов.
Предтечи:
Виктор Адамсон (профессиональный псевдоним - Дэнвер Диксон) снимал крутые вестерны в начале 30-х годов примерно за 2000 долларов штука. Расход средств был предельно минимизирован: еда для съемочной группы при выездах "на натуру" покупалась на распродажах просроченных консервов. В кино Адамсона каждый монтажный кусок был - не на месте, каждый актер - непрофессионал (как правило, актеры не учили слов - несли что нибудь более-менее подходящее), и каждый сценарий - бессвязен и малопонятен. Для смены планов, дабы избежать оптических эффектов, Адамсон использовал кусок черного картона, которым просто прикрывал объектив.
За один год (1934) Адамсон снял 7 вестернов.
Адамсон дожил до 82-х лет (1890 -1972), снял 21 фильм (последний - в 1961), спродюссировал 19, и снялся в 165-ти фильмах (в массовке, было у него такое хобби).
Дуейн Эспер создал своего гениального "Маньяка" (с музыкой Чайковского и утонченными диалогами) в 1935, фильм, нисколько не уступающий шедевру Вуда "План номер 9 из открытого космоса" в шизе.
Эспер и его продюссер, Ден Сонни, совершили вполне успешную, с финансовой точки зрения, каръеру в кинобизнесе, предлагая инвесторам фильм с ожидаемым сбором в 100,000 $ - за 50,000$ инвестиций. Производство одного фильма обходилось им в среднем в 8,000 - 10, 000 $. Разницу клали в карман, а инвесторам предоставлялось самостоятельно разбираться с бокс-офиссом - пролетит фильм или нет. Эспер затем выпустил два начуно-популярных триллера - "Марихуанна" и "Сумасшествие секса"
Оргии, ганджубас, и сифилис -"Матери! Предупредите своих детей!"
Кроггер Боб стал легендой среди explotation-makers благодаря "образовательной" ленте "Папа и мама" (в которой он был автором сценария и главным продюссером) - окрошке из учебно-медицинского фильма со сценами родов и эротики в виде мелькающих жоп и сисек.
Крогер Боб сотоварищи
Еще один гениальный ход Крогера - перемонтаж бергмановского фильма "Лето с Моникой", который он превратил в эротическую ленту.
флайер на "Плохую девчонку" - бобовский вариант "Лета с Моникой"
Продолжатели: Джо Робертсон, использовал сценарий Вуда ( и его самого) для своего "Фотографа" (1969), но затем, как зрелый мастер, совершенно самостоятельно снял "Грязный вестерн" (1975) ( сцена побега из тюрьмы, дабы не тратиться попусту на декорации, была сделана в виде рисованной "стоп-кадр"-аннимации)
Эд Вуд в "Фотографе"
Тед Микелс снял "Бутерброды из трупов" (1972), "Высасывателей плазмы женского пола" (1972) с актерским составом целиком набранным из студент(ов/ок) местного университета, которым пообещал заплатить "потом". Они ждут и поныне, а Микелса не остановить - его последний фильм, "Сердце мальчика", вышел в 2006 году.
невероятный успех привел к появлению сиквела, снятого Микелсом почти 30 спустя - "Бутерброды из трупов -2" - с профессиональными актерами и роскошными декорациями.
Росс Хаген спродюссировал "Суперпетуха" ("Supercock") в 1975 году (в котором выступил и как автор сценария, и как исполнитель главной роли). Он выпустил партию леденцов на палочках, которые раздавались в качестве рекламы фильма и назывались "Supercock suckers".
Затем он организовал вторичный показ этого же фильма, но под другим названием - "Птичьи игры". Он хотел его выпустить и в третий раз, но этот метод экспоненциально-затухающей премьеры был похерен региональными дистрибьюторами.
Ли Мейден, ныне вполне успешный продюссер на телевидении, cнял в 1982 комедию, которую хотел выпустить под названием "Два испуганных ниггера в доме с привидениями" ("Two Scared Niggers in a Haunted House") - ему казалось, что это будет страшно смешно. Его как-то удержали за фалды и эта остроумнейшая комедия вышла в свет только в 1987, под названием "Лихорадка привидений"
2. Фильмы Вуда не содержат ничего "личного" и "уникального"
Эд Вуд начал свою каръеру в конце 40-х, с вестернов класса B, затем переключился на эксплотейшен-докудрамы, затем на популярный жанр фильмов о "грехах молодости" (в стиле "Марихуанны" и "Сумасшествие секса"), затем пришел к научной фантастике, эротике, и наконец, к финальной точке - порнографии ("Некромания: история извращенной любви" (1971)). В этой траектори нет ничего исключительного - это традиционный вариант для творцов низкобюджетного кино того периода (да и для более поздних времен тоже -Джо Робертсон тому прекрасный пример).
Про вестерны - понятно. Это был классический жанр "дешевого" кинематографа в 30-х и 40-х.
Может Вуд и был подходящим сценаристом, режиссером и актером для "Глен или Гленда?", но сама идея проекта исходила от продюссера Джорджа Вайса, которму пришла в голову мысль использовать скандал, связанный с первой операцией по перемене пола (Джордж Йоргенсон -> Кристин Йоргенсон, 1952). Картина наполнена "врезками" из других картин, спродюссированных Вайсом и финальный монтаж пошел под непосредственным руководством того же Вайса.
Эд Вуд в роли Глена/Гленды.
"Подсадная утка" (1954) и "Невеста монстра" (1955), два более "успешных" проекта Вуда, были экранизациями рассказов Алекса Гордона.
Знаменитый монолог исполненный Белой Лугоши в "Невесте монстра" ("У меня нет дома...") был написан Гордоном.
Сценарий "Плана номер 9 из открытого космоса" был оригинальным творческим продуктом самого Вуда. Но в сценарии нет ничего "личного" - это классическая образчик sci-fi окрошки тех времен.
Идея использоват Белу Лугоши так же не принадлежит Вуду: это мысль Гордона, который и познакомил Лугоши с Вудом.
3. Эл Вуд не был "высосан системой"
"Система" предоставляла Вуду все возможности, даже с некоторыми преимуществами перед братьями по цеху.
Гордон еще в 68 году писал. что Вуд "отличный парень, но никуда не годный менеджер". Затраты на съемки постоянно улетали за пределы бюджета - с реактивной скоростью. "Необузданный всадник", согласно контракту, должен быт снят за 17,000$. Когда затраты достигли 57,000$, инвесторы наложили арест на картину. Гордон подключил адвоката, Сэма Аркоффа, и продал недоснятую картину, вместе с долгами, компании "Мармон Бишоп".
Фильм был доснят режиссером Якимой Каннутом (интересная личность, бывший ковбой, ставший режиссером) и выпущена "United Artists" в 1953.
Эд Вуд не мог контролировать бюджет картин, инвесторы были вынуждены постоянно доплачивать. Дональд Маккой инвестировал в "Невесту монстра" в общей сложности 89,000$ - сумму, огромную по тем временам для картины класса B, в особенности на фоне ожидаемых прибылей.
4. Фильмы Эда Вуда не пользовались популярностью у зрителей, в отличие от творений его коллег по маргинальному цеху
Фильмы Вуда не пользовались популярностостью. "Глен или Гленда", "План 9 из открытого космоса", "Невеста монстра" получили плохой прокат - они не могли собрать мало-мало весомую аудиторию даже в гриндхаусах и драйв-иннах. Где-то в 90-х, на волне успеха "Rocky Horro Picture Show", Paramount Pictures приобрела "Глен или Гленда" в надежде настричь купонов. Надежды рухнули. Потом был байопик Бартона - который также провалился в прокате.
Объясение, по моему, в следующем. Легко следовать "культу Вуду" и позировать как любитель "маргинального кино". Куда труднее - смотреть фильмы Вуда. Они - никакие, в них нет ни таланта, ни "антиталанта", они не "настолько плохи, что хороши". Даже романтизированный образ Эда Вуда, "трагического лузера", не в состоянии изменить этот факт. Это был не трагический, а классический лузер - как режиссер, как актер и как продюссер ("продюссер с одним легким", как называл его Аркофф).
Эд Вуд стал фольк-героем, объектом культа, который совершенно игнорирует его реальную каръеру и достижения, просто выдвинувя его как символ маргинала. В то же время, были режиссеры, которые выдерживают "критическое исследование" и действительно моугт претендовать на звание "самого плохого режиссера со своим видением", местами достигающих высот гениального в своих лентах. Таким, например, был Роджер Корман.
Кормен - настоящий самородок на копях малобюджетного кино, совместивший хватку жука-короеда, который тащит в норку-фильм - все, что можно украсть, который пользуется дешевыми приемами "эксплотейшен" и копеечными спецэффектами в виде картонных масок, с тонким художественным вкусом и режиссерским талантом.
Но тут все логично - в отличие от Вуда, Корман стал успешным продюссером (он спродюссировал почти 400 фильмов), был (и остается) довольно важной фигурой в американском кинематографе.
Комментарии