Моя дочь о моём отце.
Опасный побег.
Моему дедушке, Марковскому Василию Семёновичу, благодаря которому я живу на Земле.
Матрёна Даниловна пришла домой взволнованная. В тесном погребе, куда они поселились после того, как их из дома выгнали фашисты, было душно. Восемнадцатилетняя Маруся и шестнадцатилетний Василь, заметив тревогу матери, вопросительно посмотрели на неё.
- Что случилось, мама?
Война пришла неожиданно в небольшой городок Черниговской области. Ещё на той неделе люди спокойно жили, трудились, строили планы на будущее. А сегодня по улицам ходят враги, звучит чужая, незнакомая речь. Фашисты вели себя как хозяева: выселяли людей из домов в сараи и погреба, убивали скот, птицу. Тем тяжелее было, что в городке оставались только старики да женщины с детьми. Все мужчины, достигшие 18 лет, ушли на фронт, а кто не успел или не смог по возрасту или по состоянию здоровья - в партизаны..
Матрёна Даниловна устало опустилась на стул и проговорила:
- Вишь что удумали фрицы проклятые! Открыли в школе пункт добровольцев в Германию и тащут туда кого ни попадя. Ваську с Мишкой, может, и не возьмут - им 17 ещё нет, а Маруську заберут. Вон она у нас какая стройная и сильная. Вот чует моё сердце - придут и к нам скоро. Что делать?
- Не плачьте, мама, лучше давайте подумаем, как быть, - сказал Василь, - я пойду до Гриши, мы что-нибудь придумаем.
Григорию - двоюродному брату Василя - было 17, и его должны были угнать в Германию силой. Мальчики, посовещавшись, решили от фрицев не бегать, а завербоваться в Германию, чтобы сбежать по дороге. "Если заберут Марусю, она сбежать не сможет", - заметил Гриша.
Вечером Матрёна Даниловна неровно постригла волосы Маруси, помазав голову и лоб зелёнкой и надев на девушку платок, уложила дочь на кровать за занавеской.Заплаканные глаза и выражение страха придавали Марусе болезненный вид. Пусть фашисты думают, что девушка больна.
Когда утром в дом зашли полицаи с немецким офицером, Матрёна Даниловна сказала:
- Вы, господин офицер вместо моей больной Маруси лучше Ваську возьмите. Ему хоть и 16, но он добрый работник, жилистый. Офицер пощупал мускулы у Василя, потом что-то сказал по-немецки и вышел. А полицаи приказали явиться в школу, которая теперь стала биржей труда.
- Не бойтесь, мама, я на них работать не буду. Я сбегу по дороге, а там к партизанам, - успокаивал плачущую мать Василь. - Зато они к Марусе цепляться не будут.
И вот уже стучат вагонные колёса. Мчится состав в Польшу, а отттуда - в Германию. Молодой немец сидел целый день в вагоне, наблюдая за ребятами, играя на губной гармошке, но спать ушёл в другой вагон - с удобствами. Ему трудно было представить, что кто-то решится сбежать через маленькие окошки под потолком на полном ходу поезда.
А таких отчаянных оказалось четверо: Василь, его двоюродные братья Андрей и Гриша и их приятель Саша. Днём, сидя на полу вагона, они дали друг другу клятву, что не струсят и обязательно выпрыгнут. "Ребята, двум смертям не бывать, а одной .. сами знаете. Если мы разобьёмся, то всё равно это будет лучше, умрём на своей земле", - поддерживал дух товарищей Андрей.
"Умрём на своей земле", - беззвучно повторял Василь.
Вечера дождались с трудом. Вот и немец ушёл, ещё какое-то время ждали, пока все уснут.
И вот наступил решающий момент. Один за другим ребята вылезали из окошек и прыгали на ходу поезда в темноту звёздной ночи. Василь прыгал третьим. Вылез через окно и зацепился за раму. Как прыгать? От чего оттолкнуться, чтобы не попасть под колёса? Ногой нащупал перекладину, на которую была закрыта дверь, с силой оттолкнулся от неё. "Только бы выжить", - пронеслось в голове. Кто-то с вагонной площадки заметил прыгающих ребят, раздались выстрелы. Но, к счастью, никто из друзей не разбился, никого не задела пуля.
Две недели пробирались отважные беглецы в родной город. Ночью шли, днём отсиживались в стогах сена. Во многих деревнях, мимо которых они шли, были оккупанты. Но многие люди всё равно помогали ребятам: давали еду, прятали.
Домой пришли глубокой ночью и сразу спрятались в погребе у родителей Гриши. Мать Григория сообщила в другие семьи, что друзья живы. Уже утром к Матрёне Даниловне пришёл полицай, который хоть и служил у немцев, видимо, не всю совесть потерял. "Даниловна, я знаю, что Васька и Гришка в деревне и ещё кто-то с ними, - начал он.- Кто-то на них в комендатуру донёс. Бежать им надо Если что, ты меня не видела, я тебе ничего не говорил". Мать спрятала Василя за поленницей дров, гда он просидел до ночи. Ночью ребята все вместе ушли в лес, к партизанам. Только через гол, когда немцы ушли из города, они узнали, что полицай Федот был связным с отрядом и многих спас от смерти.
Так решилась судьба четверых отважных ребят. Все они попали в партизанский отряд. На боевые операции их по малолетству не пускали, но отправляли в дозор - охранять отряд и сообщать об опасности, если что. Андрей погиб в 1944 году. Григорий в 1944 был ранен в ногу, ногу ампутировали, и в строй он больше не вернулся. Александр Артёменко в 1943 вынес раненного в бедро Василя с поля боя. В 1944 Василь вернулся в строй. Он и Александр встретили победу в Берлине. Василю тогда уже было 20. Александру - 21.
Они могли смириться со своей участью и уехать в Германию, там стать рабами или умереть. Но они выбрали другой путь, опасный, но достойный. И спаслись, и воевали за победу.
Анастасия Догаева, ученица 9 класса.
p.s. Весной этого года моего отца не стало. Несколько лет назад умер его друг, Александр Артёменко, который когда-то спас папу от смерти. Нет уже в живых и дяди Гриши. Имя дяди Андрея высечено на стене памяти у Вечного огня в г. Ичня Черниговской области: Марковский Андрей Степанович. Светлая им память.
Комментарии
Достойные мужские поступки и решения.
Мужские от слова мужество.
Светлая память героям.
Рискнете лияиком выйти и сказать это людям на улице? Или только сидя на унитазе,чтоб не намочить?
2.что такое в натуре?
И как жаль, что с нами и... уйдёт.
Как ни стараюсь - никак не вспоминается Куликово поле, Бородино...
Давайте при жизни... хотя бы наших не забывать...
С днём Победы!
Комментарий удален модератором
Слава и вечная память павшим! Они спасли не только наши жизни, а наши души!
А тем кто добровольно уезжает из России, скатертью дорога. Изапретить возвращение!