Приложение 2.
На модерации
Отложенный
Высказывания общественных деятелей о необходимости отказа от либерально-рыночной экономической модели и перехода к праведно-нравственно обусловленной экономической модели.
Первое текстуально зафиксированное порицание образа жизни цивилизации на основ либерально-рыночной экономической модели по всей видимости принадлежит Христу: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне»[1].
Объективная историческая данность такова, что вне зависимости от религиозных и антирелигиозных пристрастий людей первое из широко известных (но не понятых должным образом своевременно) предостережений в отношении такого образа жизни тоже принадлежит Христу и содержится в Нагорной проповеди, хотя и выражено оно в форме иносказания об угрозе самоубийства человечества в экологическом кризисе, требующего адекватной интерпретации. «Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего»[2].
Суть истории Ионы, как её представляет Библия, состоит в том, что он уклонился от исполнения известной ему миссии проповеди в Ниневии — столице Ассирии. В результате Иона оказался в ротовой полости некоего китообразного. Иона спасся тем, что осознал ошибочность своих прошлых действий и покаялся в молитве, пообещав исполнить должное и обещанное им Богу. После этого он был извергнут китом на сушу и приступил к исполнению своего предназначения. И это было одним из первых текстуально зафиксированных проявлений ноосферной этики, входящей в общество людей из внешних по отношению к человечеству планов бытия.
Под воздействием проповеди одумавшегося Ионы жители Ниневии тоже одумались, вернулись к праведной жизни, и город продолжил своё существование.
Вне зависимости от того, кто и как относится к проблематике религиозности и атеизма, но если перейти от личностного масштаба рассмотрения к общечеловеческому, то в этом иносказании — аналогия прямая, и она объективно такова, что делает его пророчеством-предостережением о глобальном экологическом кризисе:
- как Иона счёл возможным для себя преступить предопределение бытия в отношении него лично, так и человечество в целом развивает цивилизацию, преступая через множество общеприродных, и прежде всего, — этико-ноосферных — закономерностей, обуславливающих его жизнь;
- как Иона в результате этого оказался в конфликте с биосферным объектом, так и человечество в целом вошло в конфликт с разумной биосферой планеты, за который расплачивается нарастающей статистикой заболеваний, опережающей развитие медицины, что при сохранении исторически сложившихся тенденций «развития» приведёт его к самоубийству;
- как Иона спасся тем, что осознал свои ошибки и вернулся в русло своего предназначения, так и человечество (и прежде всего — его обществоведческие науки и политический истэблишмент) имеет (пока ещё) возможность осознать ошибочность пути своего «развития» в прошлом и построить глобальную цивилизацию в соответствии с общеприродными закономерностями бытия, обуславливающими его жизнь как составной части биосферы планеты.
Названа Христом и главная причина сложившегося бедственного положения нынешней цивилизации — лукавство, т.е. отвращение от Истины. Одно из его проявлений на протяжении прошедших 2 000 лет состоит в том, что люди (в том числе и научное сообщество и политики) своё догматизированное представление о Мироздании и жизни в нём человеческого общества и людей персонально возводят в ранг объективных закономерностей бытия, которым якобы подчинена Природа. Однако, следуя принципу «практика — критерий истины», необходимо признать, что Природа подчинена своим закономерностям, которые в большей или меньшей мере расходятся с догмами науки и вероучений господствующих конфессий, традиционных представлений, на основе которых строится политика государств и разного рода деятельность индивидов, составляющих общества. И как сказано в Коране: «И большинство их следует только за предположениями. Но предположение ни в чём не избавляет от истины. Поистине, Бог знает то, что они делают!»[3].
——————
В мае 2009 г. своей речи на открытии Всемирного русского народного собора Патриарх Московский и всея Руси Кирилл коснулся причин и путей выхода из экономического кризиса. Глобальный кризис показал, что безнравственная экономика неэффективна, нежизнеспособна и даже опасна, заявил патриарх.
«Нас долгие годы уверяли, что главное в экономике — это капитал, средства производства, теории и технологии, однако разразившийся кризис опроверг эти постулаты, показав, что главное в экономике — это человек», — отметил он. — «От его ума, от его души, нравственного состояния зависит настоящее и будущее мирового хозяйства». По мнению предстоятеля Русской православной церкви, «когда деньги в мировой экономической системе отрываются от труда, когда богатые страны богатеют, а бедные беднеют, тогда рано или поздно экономика перестает быть эффективной и переживает кризисы»[4].
——————
6 октября 2008 года Папа Римский Бенедикт XVI отметил, что глобальный финансовый кризис свидетельствует о бесполезности денег и тщетности накопления материальных ценностей, а «единственной твердыней является слово Божие»: «Крах крупных банков показал, что деньги исчезают, они ничто. Все вещи, кажущиеся реальными, фактически оказываются второстепенными»[5].
——————
25 декабря 2009 года Понтифик призвал Запад «отказаться от эгоизма и начать уважать слабых и обделенных… Кризис морали, более чем экономический, поразил мир» — сказал Папа Римский Бенедикт XVI[6].
——————
24 октября 2011 года стало известно, что Ватикан предлагает немедленно начать реформу мировой финансовой системы и учредить единый центральный банк, который будет бороться с кризисом. Подчиненные Папы Римского Бенедикта XVI считают, что «единый центральный банк» возьмет на себя функции по контролю над валютными рынками и кредитной политикой национальных финансовых организаций. В Ватикане считают, что если реформа финансовых институтов не начнется в ближайшее время, то пострадает не только экономическая, но и политическая система региона[7].
——————
В октябре 2008 года на совещании в Стамбуле в итоговом послании Предстоятелей Поместных Православных Церквей, экономический кризис назван порождением «извращённой экономической деятельности, лишённой человеческого измерения», результатом «погони финансистов за наживой, часто приобретающей маниакальный характер»[8].
——————
27 марта 2009 года на встрече с членами Синода БПЦ Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко заявил: «Я настаиваю на том, что в основе этого кризиса лежат не экономика и финансы. В его основе — сознание, нравственность нынешнего населения всего мира. Это больше психологический, нравственный кризис, а не финансовый, экономический»[9].
——————
Н.Саркози о необходимости модернизации капитализма, с которыми он выступил в начальный период глобального финансово-экономического кризиса2008 г.:
«Мировому сообществу необходимо восстановить систему регулируемого капитализма. Об этом заявил президент Франции Николя Саркози на Генеральной Ассамблее ООН, передает AFP.
Что именно Саркози имеет в виду под системой регулируемого капитализма, не совсем ясно. Президент Франции лишь уточнил, что при такой системе банки занимаются своим делом, которое заключается в финансировании экономического развития, а не в спекуляциях»[10].
«Серьёзность кризиса, его глубина требуют фундаментальных перемен. Нам надо вновь начать строить капитализм с нуля, сделав его более моральным (выделено жирным нами при цитировании)»[11].
——————
О том же и нынешний президент США Б.Х. Обама:
«… “общество самостоятельных людей” даже не хочет распределять плюсы и минусы новой экономики между всеми гражданами. Вместо этого оно лишь преувеличивает их значение в сегодняшних условиях, где победитель получает всё. Если вы здоровы, богаты или хотя бы удачливы, тогда вам повезло. Если вы больны, бедны или несчастливы, вам никто не поможет. Это — рецепт не для стабильного экономического роста и сильного среднего класса. Этот рецепт — не для общественного единства. Он учитывает только те ценности, которые определяют ваш успех.
Он — не для нас, если мы считаем себя людьми»[12].
Но, чем человек в полноте его достоинства отличается от высокоцивилизованного человекообразного, не состоявшегося в качестве человека? — до постановки этого вопроса и ответа на него Б.Обама не доходит. Ответ на этот вопрос невозможен вне этико-ноосферного подхода и диалога с Богом.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
Глава 4.
Глава 5.
Глава 6.
Глава 7.
Глава 8.
Глава 9.
Глава 10.
Приложение 1.
____________________________________________________
[1] Евангелие от Матфея, гл. 6, ст. 24.
[2] Евангелие от Луки, гл. 11, ст. 29, 30.
[3] Сура (глава) 10, аят (стих) 37.
[4] http://mospat.ru/ru/2009/05/22/news2603.
[5] http://www.lenta.ru/news/2008/10/06/pope/.
[6] http://www.novayagazeta.ru/news/48654.html.
[7] http://lenta.ru/news/2011/10/24/paparimsky/.
[8] http://mospat.ru/ru/2009/07/27/news3800.
[9] http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=29463.
[10] СМИ о выступлении Н.Саркози на Генеральной ассамблее ООН в сентябре 2008 г.: http://www.euroline.by/france/30-sarkozi-prizval-vosstanovit-reguliruemyjj.html.
[11] http://ip.kommynist.ru/index.php?topic=1337.0.
[12] Обама Б.Х. Дерзость надежды. Мысли о возрождении американской мечты. — СПб: Азбука-классика. 2008. — С. 203.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
Глава 4.
Глава 5.
Глава 6.
Глава 7.
Глава 8.
Глава 9.
Глава 10.
Приложение 1.
Комментарии
Это не справедливо