Альфред Крумин: Прогулка из Латвии в СССР

Интернет-портал «Голоса России» в рамках проекта для соотечественников «Окно в Россию» публикует размышления Альфреда Крумина, латвийского журналиста и политолога, сопредседателя Евразийского народного фронта о прошлом, настоящем и будущем. Представляем статью читателям «Российских вестей»:
«Я родился в 1955 году в Риге, всю сознательную жизнь (за исключением периода с 1960 по 1964 годы, когда мои родители работали на целине) в Латвии.
Среднетехническое образование, три незаконченных высших. Работал на различных предприятиях Риги, на заводе «Энергоавтоматика» около 20 лет, до его фактического краха в 1995 году. С 1996 по нынешнее время занимаюсь журналистикой и политологией. Параллельно работаю там, где удается найти работу.
Развал СССР воспринял как глобальную трагедию, приведшую не только к негативным геополитическим изменениям, но и к миллионам личностных драм, во многих случаях приводивших к трагическим последствиям. Что же касается себя лично, то как может себя чувствовать человек, у которого из-под ног «вытащили» Родину, заменив ее нынешней Латвией с этнократически-языковым апартеидом в основе внутренней политики?
После установления в Латвии этнократии был лишён гражданства, что не могло не сказаться на моем как статусном, так и материальном положении.
Что может нравиться в государстве человеку, который лишен прав выражать свою волю не только на политическом (выборы в Сейм), но и даже на муниципальном (выборы в местные советы) уровне, не говоря уже о том, что лишен права быть избранным и занимать государственные должности?
К России я отношусь как к стране, с которой связан и культурными, и личностными (друзья и родственники) связями. Глубоко переживаю ее неудачи и радуюсь успехам. В последнее время с радостью отмечаю ее постепенное возвращение в статус великой державы. Бываю в России в среднем раза два в год.
Вы задали вопрос, удалось ли членам моей семьи реализоваться в новых обстоятельствах... Если вкратце... Живем не как хотим, а как можем.
В этом смысле показательна одна из историй, я бы её назвал «Прогулка с экскурсом в недавнее прошлое». Читайте и делайте выводы сами:
Есть у меня племянник Денис. Ему скоро «стукнет» 25 лет. Он, как и я, очень интересуется историей. Когда позволяет время, мы с ним прогуливаемся по Старой Риге, смакуя дела давно минувших дней. Но как-то такая прогулка превратилась в экскурс в прошлое совсем для меня недавнее, а для него, как оказалось, практически неведомое. И началось оно с… предложения выпить чашечку кофе — уж больно сыро было после дождя.
— На мои 200 латов (лат равен почти двум долларам — прим.ред.) не очень-то попьешь кофейку по 1.50 за чашку — сказал он, глядя на прейскурант кафе напротив здания биржи, что на Домской площади.
— Да уж, моё «богатство» от твоего мало чем отличается. А потому пойдем куда-нибудь, где цены подоступнее. А ведь 30 лет назад именно здесь находилось очень популярное кафе «Дома», и чашечка кофе стоила в нем 30 копеек…
— Но и получали вы тогда гораздо меньше?
— Получал я тогда как минимум 270 рублей, так что хватало не только на кофе. Ну а на 10 рублей можно было вполне прилично и в ресторане посидеть.
— Эти 270 рублей были как сейчас 270 латов?
— Да нет, поболее выходило, если учитывать разницу в ценах. К примеру, за ту же самую квартиру я теперь без отопления плачу 48 латов, с отоплением и вовсе 120 получается, а тогда «зимой и летом — одним цветом» 24 рубля выходило — с газом и электричеством. А теперь еще и налог на недвижимость платить придется — еще около 40 латов в год.
— А разве тогда налогов не было?
— Налоги были и при советской власти. И, как тогда казалось, немалые — 13% от зарплаты. А с холостых и бездетных мужчин еще и налог «за бездетность» брали. Потому один из лозунгов Атмоды (Атмода — движение за независимость Латвии в конце 80-х годов — прим.ред.) и был — ввести справедливые налоги, чтобы меньше поборов было. А вышло с точностью до наоборот — по 25% теперь отстегиваем, да еще и НДС при покупке товаров и услуг.
— Но, наверное, при Советах вы взамен не получали ничего?
— Это сейчас мы взамен почти ничего не получаем. Тогда с собираемых налогов государство финансировало дотации на ту же квартплату, медицину, образование.
— Но нам говорили в школе, что нормальное лечение было тогда почти недоступно, многих лекарств было не достать…
— А сейчас стало не купить… Извини за неприятные ассоциации, но не так давно у тебя разболелся зуб. Сколько тебе пришлось выложить за лечение?
— За рентген 5 латов и за зуб 25.
— Ну а я просто шел в поликлинику, брал номерок к зубному и мне бесплатно делали все, что необходимо. Некоторые пломбы стоят до сих пор. А вот за мост на передний зуб в 2001-м году я выложил 100 латов. И за пломбу выпавшую недавно 20 латов отдал.
— А сколько стоили операции в Союзе?
— Столько же, сколько и зубы — ничего. Правда, в конце 80-х был напряг с донорской кровью, поэтому родственников и друзей больного просили сдать кровь.
— И сколько стоило провести сутки в стационаре?
— Нисколько, опять же. Даже питание бесплатное было.
— Не может быть!
— Еще как может — на себе испытал, со сломанной ногой отлежал две недели.
— Ну а врачам «конверты» давали?
— Кто-то давал, кто мог, кто-то нет, но коробочку конфет, бутылочку коньяка и цветы подарить считалось хорошим тоном. И с медперсоналом младшим в больницах отношения были такие же, как сейчас — кто мог, платил им, или дарил что-то. У них, честно говоря, и тогда зарплата не шибко высокой была. Но на жизнь уж точно хватало…
— А если не хватало?
— Видишь ли, тогда не было безработицы, скорее была нехватка рабочих рук. Везде висели объявления: «требуются», «требуются», «требуются» — работники разных профессий. И найти себе работу по сердцу или по кошельку или приработок не представляло особой проблемы.
— И работодатель соглашался с тем, что работник будет на него работать после основной работы?
— Работодатель тогда был, по сути, один — государство. Но и на частников многие халтурили — ремонты в квартирах делали, дачи строили, по хозяйству помогали. Естественно, неофициально. В общем, в этом плане жизнь от теперешней мало чем отличалась — предприимчивый человек всегда мог подзаработать.
— А уволить человека могли?
Помните мой первый рабочий «опыт», когда меня взяли на испытательный срок, претензий к работе не предъявляли, а потом заявили, что я не подхожу — мол, плохо работал — и даже не заплатили?
— Такое тогда было в принципе невозможно. За любого работника, если только он не был законченным бракоделом, лодырем или алкоголиком, вступался профсоюз…
— Да, мне говорили, что тогда в профсоюз насильно загоняли…
— И кто тебе сказал такую глупость?! Не хотел — так мог и не вступать. Но тогда профсоюзы реально защищали интересы трудящихся. И если заключали трудовой коллективный договор с работодателем — администрацией предприятия — то под действие его подпадали и не члены профсоюза, на них тоже распространялась защита от любого произвола. К тому же быть членом профсоюза было выгодно — взносы были символическими, а они доплачивали или полностью оплачивали путевки в дома отдыха, санатории, пансионаты, туристические поездки и еще многое другое — пособия тем, кому это было необходимо, детские сады, завтраки и обеды в школах…
— Ага! И тогда были малоимущие!
— Да, но никто не гнал их из квартир, превращая в бомжей. Да, бывало, что глава семьи ударялся в запой, лишая детей необходимого. Бывало, что и оба родителя, мягко говоря, не соответствовали идеалам. Но именно тогда государство и профсоюзы брали на себя заботу о детях, не давая и им опуститься. Да и сбившихся с пути людей не лишали возможности излечиться от пагубных пристрастий, при желании учиться или приобретать профессию. И в этом тоже помогали профсоюзы. Ну а нынешние годны лишь для того, чтобы их представители преданно глядели в рот власти придержавшим…
— Ну а за границу-то поехать было нельзя, не так ли?
— Что греха таить — «железный занавес» был с капиталистическими странами до конца 80-х ХХ века. Ну, а в страны социалистические — практически без проблем ездили, правда, в составах тургрупп. Но зато на полном обеспечении и по вполне доступным ценам. А уж по республикам СССР и вовсе без проблем катались, кто как, когда и куда хотел. Никаких виз, границ и прочего!
— Зато тогда не было демократии, партия-то была одна! И на выборы гоняли силой!
— Но было две ветви власти — одна по линии советов народных депутатов, вторая — по линии партии. И на перегибы одной можно было найти управу в другой. Ну а насчет выборов — никто никого не гонял. Шли сами — одни из боязни, что их как непроголосовавших, «возьмут на заметку», хотя таких случаев я лично и не припомню, хотя не раз выборами манкировал, другие — потому что большинство так делало, третьи — потому что верили в тот строй. Ну а были и такие, которые и вовсе не ходили голосовать. И, опять же, при голосовании ты мог вычеркнуть тех кандидатов в депутаты, которые не внушали тебе доверия — выборы-то были тайными. Ну а нынче «демократия» просто процветает — треть населения страны лишены права голоса вовсе, притом даже на муниципальных выборах!
— Но и в СССР были люди, лишенные права голоса…
— Да, были. Но их лишали этого права по суду, за конкретные преступления, если не говорить о временах сталинизма...
Однако за разговором мы уже дошли до Академии художеств…
— А что в ней было раньше?
— Все та же Академия художеств. А почему ты спросил?
— Ты говорил, что в ней учился…
— Да, заочно, но не закончил ее.
— Денег не хватило?
— Нет, в ней я учился для своего удовольствия, можно сказать, ведь и образование было бесплатным, в том числе и высшее. К тому времени я уже работал по полученной в другом ВУЗе специальности. Скорее, просто не хватило времени, к тому же я уже до окончания полного курса получил ответы на те вопросы, которые у меня были.
— А платные высшие учебные заведения были?
— Вот чего не было, того не было — «обделена» в этом плане была наша жизнь. Более того — успевающим студентам-очникам платили стипендии. Учебники дотировались и стоил копейки, к тому же многие выдавали в школах и библиотеках бесплатно…
— Сыровато, однако.
— Согласен. Погодка осенняя. Но ты заметил, что мы уже три остановки троллейбусных отмахали? И ведь в голову не пришло проехать на транспорте — дорого… А в «проклятые» советские времена 5 копеек сие удовольствие стоило.
— Всего пять копеек?!
— Да, приятель, и автобус, и трамвай и троллейбус. Подорожал он лишь в конце 80-х годов. Да и то не настолько, насколько нынче… Нынче ведь даже в Юрмалу съездить становится проблемой, трижды подумаешь, а стоит ли? А тогда билет до Пумпури и обратно стоил 50 копеек. Ездил именно туда, народу там поменьше было…
За беседой мы добрались до недорогого кафе и за чашечкой кофе продолжили нашу беседу. В ходе оной выяснилось, что в отличие от дел давно минувших дней у моего молодого родича весьма смутное представление о том, как жили его родители и деды относительно недавно. Открытием для него стало и то, что в Риге было более полусотни кинотеатров, что билеты туда стоили не более чем полтора рубля, что школьники ходили в театры по абонементам, со скидкой, что был специальный театр юного зрителя, рассчитанный на детскую и подростковую аудитории. Что в зоосад билет стоил буквально копейки, как и в любой из музеев. Что в Межапарке была детская железная дорога и масса аттракционов. Что были оплачиваемые отпуска. Что после болезни можно было пройти бесплатный курс реабилитации в санатории или профилактории. Что каждый год работающие проходили бесплатное медицинское обследование. Что летом дети отдыхали в пионерлагерях, а путевки туда стоили символические цены или были бесплатными, от профсоюзов…
В общем, создалось впечатление, что нашим потомкам официальная система образования рисует картину жизни при советском строе весьма далекую от реальностей тех лет, притом в самых мрачных тонах, заостряя внимание на всех ее недочетах и тщательно маскируя все плюсы…
— Но почему нам ничего про это не рассказывают в школах и не пишут в учебниках? — поинтересовался Денис. На этот вопрос я посоветовал ему обратиться к тем, кто уже 20 лет правит Латвией якобы от имени всего народа и держит его в неведении о том, что было и что будет вскоре. Но, думается, вряд ли он получит от них сколь либо правдоподобный ответ. А посему возникла у меня мысль — а не пора ли всем, кто может, вспомнить наиболее яркие моменты из «той, прошлой жизни» и собрать их в одну книгу, чтобы наши потомки смогли оценить плюсы и минусы ее не из уст пристрастных конъюнктурщиков, а от непосредственных ее участников? Из уст тех людей, что тогда работали, учились, воспитывали детей?»
Комментарии
Комментарий удален модератором
В деревне, где жила бабушка и сажали картошку 10 соток (в магазинах её не продавали, также как и колбасу. Мясо давали по талонам 1 кг на человека 2 раза в год на 1 мая и 7 ноября. За разливным молоком я вставал в 6 утра, шёл двадцать минут, чтобы в привозной бочке, отстояв 1,5 часа и мне хватило, взять 2 –е 3-х литровые банки.) В колхозе были трактора, у нас на участке пахали лошадью. На навоз денег не было, картошка родилась как горох. По бедности, баню тоже не могли поставить, ходили к соседям. Газа не было ни там, ни в других местах, его отправляли в союзные республики и на экспорт. Вода из колодца, таскали ведрами. Топили дровами. Домишки были маленькими и убогими. Богатым считался дом-пятистенок. До ближайшего асфальта 3 км.
Чтобы Прибалтика и другие союзные республики радовались жизни в СССР, в России люди работали на вредных производствах за нищенскую зарплату. Природные богатства с территорий, которые наши деды отстояли в кровопролитных войнах, поставлялись по заниженным ценам, в ущерб внутренним потребностям. За счет терпеливого и работящего российского населения, которое в отсутствие мотивации к труду начало спиваться и деградировать, Прибалтика сохраняла высокий уровень жизни, показывая на нас, приезжих из рабочего нищего российского региона, как на диких абориг
Ко времени, когда Горбачев пришел во власть 1985, СССР имел 50 млрд. долларов внешнего долга и 200 млрд руб внутреннего, при близком к нулю золото-валютных запасов.
На легкодоступных природных богатствах (нефть, газ, лес, рыбные запасы) агония несколько затянулась, оставив (как будто бы) иллюзию – недосказанность о возможности построения всеобщего счастья в коммунистическом будущем. На самом деле, всё уже сказано и довольно однозначно, и кому СССР мало, то Северная Корея идеальный пример фантазёрам – идеалистам.
-----------------------------------------------------------------------------------
С интересом начал читать комментарий, но, дойдя до этой строчки, он, этот интерес пропал. Почему? Да, по поводу зарплаты сварщика 6-го разряда. Даже на вскидку могу сказать, что тарифная ставка по 6-му разряду тогда была где-то 150-165 рублей. Плюс премиальные 30-40%, 13-я зарплата. Кроме того, за вредность какие-то льготы. За работу на высоте. Вообщем, специалисты высшего разряда получали где-то в районе 200-220 рублей. Это, если, работник работал по тарифной ставке. На сдельной специалисты такого профиля зарабатывали до 270-320 рублей.
во-вторых, неужели небо после 1991 года у ВАС небо стало голубым и солнце засветило ярко??
В-третьих, я родился в 1959 г. в глухом селе (100 - 200 домов) в полупустыне Астраханской области: эл-во появилось только в 1968 г., учился при керосиновых лампах. Вода из колодца, таскали ведрами. Топили углем. Газа не было. До ближайшего асфальта 70 км. И, что?!? Мать моя работала учительницей русского языка и литературы в школе 1,5 ставки - 120 руб/мес, подрабатывала учителем пения - 40 руб/мес., а когда я и моя сестра (на 3 года младше) стали 12-15 летними, то ещё и уборку библиотеки школьной - 40 руб/мес. мы делали втроём по вечерам. Пески не намного богаты (я думаю), чем почва Вашего региона.
Так вот, мы выращивали картофель, помидоры, лук, укроп, морковь, огурцы, арбузы, дыни. Картофеля и лука хватало на на весь год. У нас была 1 корова и около 10 кур. С комами очень трудно было как и с дровами для расстопки печи с углем, но всегда выходили из положения!! Мясо раз в неделю - стабильно в селе кто-то продавал,- покупали (солили если жаркая погода) и 2-3 раза
в неделю им питались.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
ТНП их обязывали делать как не основную продукцию.....
Комментарий удален модератором
А срежиссированная агитка.
Комментарий удален модератором
А откуда о среднем классе ? От него ?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
У меня там двое непенсионеров. Бывших авиадиспетчеров, как и я (бывший). Они успешны, хотя и не скрывают, что жизнь простых людей трудна.
И мне, и вам, уверенность об их жизни стоит поубавить. К примеру, здесь есть ГП-кер Вадим Никитин. Он русский, но родился в Латвии, успешно адаптировался.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором