На бензин снова ажиотажный спрос?

После очередного поднятия цен на топливо, среди автолюбителей поползли очередные слухи о подорожании бензина. А некоторые ярые водители задумываются и о проведении акции «Стоп-бензин». Люди недовольно говорят: мол, сколько может «расти» цена на топливо? Однако, каждый раз, когда «сознательное» интернет-сообщество начинает мусолить эту тему, невольно приходит мысль о том, в какой же стране мира бензин и солярка зачислены в так называемые социальные товары, на которые не распространяется рост цен?!

Так и не пришло на ум ни одного «топливного рая». Государство нигде нефть не дотирует. В лучшем случае, как поступили в Венесуэле и Египте, не «давить» производителей высокими налогами в обмен на их обязательства держать «коммунистические» цены на топливо для «своих».

Однако наша страна чуть ли не единственный «экземпляр» на планете, где широкую общественность подбивают требовать «социальных цен» на бензин! Причем, без всякой на то экономической логики.

Сейчас весь мир маркетинга бьется в догадках, как увеличить продажи, не снижая цены, а в нашей стране происходит, как ни странно, все наоборот. Некоторая продукция дорожает, но спрос на нее только увеличивается! С чего бы это? Ответ очевиден, люди сами себе создают проблемы, а некоторые «осведомленные» интернет-ресурсы помогают это делать. Теперь же сахар, подсолнечное масло, мыло, крупы стоят и скучают на полках и стеллажах, а со всем недавно, когда цены пошли вверх, народ устраивал очереди за заветные килограммы добра. На АЗС выстраивались километровые очереди: каждый второй заправлял полный бак да с запасом, заливая топливо в канистры и пятилитровые пластиковые бутылки, спрятанные в багажнике.

Белорусские АЗС пытаются разъяснить людям, что уж бензин и солярку никак к основным продуктам отнести нельзя. В прошлом году и зарплаты были меньше, и цены на автозаправках поднимались больше 10 раз, но продажи дизельного топлива на внутреннем рынке не упали, а выросли за 2011 год на 20 %! В январе-феврале 2012-го еще на 22 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это не считая того, что в лютые морозы немало автолюбителей, особенно «дизелисты», ставили машины на «прикол», чтобы не «замерзнуть на ходу». Тогда опять возникает вопрос: откуда же взялся столь высокий спрос на «дизель»? Неужели белорусы после «взрыва» цен активизируются и не могут ступить шагу без своего «железного друга», вопреки законам логики и кошелька?

Скорее здесь дело в другом, и белорусы играют не главную роль. К примеру, за два года среднесуточная реализация солярки на приграничных АЗС с Украиной выросла больше чем в 2,5 раза, с Литвой и Латвией – в 3 раза, с Россией – в 15 раз!

Как видим, отечественное топливо спокойно «выезжает» за границу. И немудрено же, ведь разница в ценах существенная. Та же солярка в Беларуси стоит в 1,5-2 раза дешевле, чем в Европе. До последнего подорожания даже у российской выигрывала 20 %. И если «народный экспорт» на Запад сдерживается границей, то на Восток путь совершенно свободен. Даже небольшая разница в стоимости 15-20 центов делает выгодным вывоз топлива в соседнюю страну. Отсюда и повышенный спрос.

Конечно, сам факт «народного экспорта» ничего плохого не принесет, а даже наоборот, для экономики очень даже замечателен, когда иностранцы, да и свои граждане вывозят за границу товары. Однако есть одно «но». Одно дело, когда это приносит прибыль, другое дело, когда убыток. Поставки продукции белорусских НПЗ на внутренний рынок являются убыточными долгие годы: потери для предприятий компенсируются за счет прибыльных экспортных поставок. Но если внутренний спрос из-за дешевизны «потребительских углеводородов» будет расти по 20 % в год, то скоро у НПЗ почти не останется товара для «внешних» покупателей. Еще объяснимо, когда низкие цены удерживаются с целью поддерживать собственный народ, но когда к нам начинают ездить заправляться по несколько раз в день все ближайшие соседи, чтобы у себя дома это перепродать, не понятно…

Несомненно, с одной стороны, государство могло бы сбавить обороты и поступиться с ростом цен на горючку для поддержки автовладельцев. С другой же, тогда придется усилить фискальную нагрузку на молоко с хлебом, снизить пенсии с зарплатами. Но и так не подходит. Пока же от необоснованно заниженных цен на топливо больше всего выигрывают приграничные спекулянты, которых мы продолжаем «кормить».

По-хорошему, стоило бы уже давно выровнять цены на топливо. Или даже сделать их несколько выше, чтобы сбить интерес к перемещению белорусского топлива к соседям. Экономически решение очевидно. Но топливная проблема для некоторых интернет-ресурсов со своими «свядомыми» экспертами-экономистами вдалбливают обывателям сомнительную истину и постоянно подливают масла в огонь: мол, вслед за сменой ценников на АЗС должны подорожать все другие товары. Причем чуть ли не в той же пропорции. Конечно, стоимость энергетических ресурсов влияет на все отрасли экономики. Но преувеличивать ее значение не стоит.

Мне, как и любому другому человеку, неприятно, когда вижу на АЗС новый ценник. Однако прирост стоимости литра на несколько сотен рублей совершенно не смертелен. Ежемесячный нормальный пробег машины при маршрутах «дом-работа-магазин» – 500-700 километров или 35-50 литров топлива. В деньгах это около 350 тысяч рублей. Согласитесь, даже незаметно для семейного бюджета и вполне подъемно.

Да и, в конце концов, не стоит забывать, что за любое удовольствие необходимо платить. В том числе, это касается и автомобиля.