Российский рынок труда: настоящее и будущее

На модерации Отложенный

Согласно данным Минэкономразвития России в стране сокращается трудоспособное население. С каждым годом его всё меньше, а следовательно, и социальной нагрузки на государство всё больше. В России и так социальная политика не блещет, а что будет дальше? Прогнозируемый дефицит на российском рынке труда ещё больше обострит социальную напряжённость, это понятно, к гадалке не ходи.

И это всё на фоне повышенной смертности трудоспособного населения в стране, которая по некоторым данным значительно превышает среднеевропейскую (примерно в 4 раза). Замечательно, не правда ли? А тут ещё последствия демографической ямы начала 90-х на подходе: на рынок труда выходят дети 91-93-го годов рождения.

Но так ли это плохо? Может, поразмыслим, прежде чем панику разводить? С одной стороны, у нас высокая безработица, а с другой – на некоторых производствах острый дефицит кадров. А это как? А так, два в одном называется. Несовершенный характер рынка труда, несоответствие предложения спросу. Поэтому в данном случае надо анализировать не столько количественные, сколько качественные показатели отечественного рынка труда.

То есть элементарно посмотреть, какие работники нам будут нужны в будущем. Что строить-то хотим и хотим ли вообще? Вместо того чтобы размножать, словно на копировальном аппарате, очередную порцию экономистов, юристов и менеджеров, подкорректировать государственную политику в сфере образования и занятости.

Хотя если конечно страна и дальше собирается жить на ресурсно зависимой экономике – нет проблем, менять ничего не надо. Очередные менеджеры будут обслуживать корпорации и компании, юристы обеспечивать их правовую безопасность, а экономисты вещать и прогнозировать. Идиллия. И всё бы хорошо было, если бы в таком случае государство содержало (в лучшем смысле этого слова) своих граждан, распределяя прибыль, полученную от экспорта природных богатств, среди населения, кормя его и вообще всячески оберегая.

Но нам, конечно, пример какой-нибудь Норвегии не подходит, у нас же всё по-своему, особый путь, умом не понять и так далее. Ну ладно, не хотите левую модель, попробуем правую. Реальный сектор, труд до крови и пота, новая эпоха индустриализации, инвестиции в науку – такое счастье по-американски. Чем же плохо? Ничем, просто работать надо будет много и хорошо. И в таком случае рабочая сила, разная, профессиональная, активная, ещё как понадобится.

Но в данном случае возникает масса препятствий. Думаю, каждый понимает, насколько невыгоден и неинтересен подобный сценарий развития событий тем, кто приближен на данный момент к кормушке. Зачем им напрягаться, что-то менять, планировать, реализовывать? Когда вот она, труба, родная, источник хлеба, икры и модных яхт, просто её в порядке содержать надо, да периодически населению глазки строить и на хлеб (но уже без икры и масла) давать.

Причём если в первом случае дивиденды реальны, осязаемы, находятся непосредственно в процессе освоения (ну и что, что на лет 10-20 только хватит, мы-то о себе позаботились, а потом хоть потоп!), то во втором – весьма призрачны, туманны и связаны далеко не с ближайшим будущим. Это ещё не факт, что всё получится. Придётся постараться, подумать, пожертвовать в конце концов. Нефтяные и газовые деньги вместо того, чтобы проедать, вкладывать и инвестировать в долгосрочное развитие.

К сожалению, на данный момент мы видим реализацию первой модели в худшем её проявлении – когда к дележу пирога допущены немногие «избранные». И предпосылок, что что-то кардинально изменится, пока не наблюдается.

Сохранение статус-кво власть устраивает, а реальной заинтересованности и воли строить другую систему, конкурентоспособную, самодостаточную и динамическую, пока не наблюдается.

Если применить метод экстраполяции и допустить сохранение и развёртывание нынешних тенденций в будущем, то можно сказать, что нас действительно ожидает социальная катастрофа. И сейчас рынок труда похож на двуликого Януса: безработица легко уживается с активным привлечением труда работников из-за рубежа. Значит, проблема действительно в самом несовершенном характере рынка труда, и решать надо именно эту проблему, а не бездумно стимулировать рождаемость. Для чего это делать, рабов не хватает? Дайте сначала достойные условия жизни тем, кто живёт сейчас, кто на закате жизни находится. А то получается думаем, как полететь на Марс, Фобосы запускаем (вот он, реальный символ нашего нынешнего могущества), а сами порядок в собственном доме навести не можем.

И признать, что проблема – это не отсутствие работы, а дефицит хороших, квалифицированных рабочих мест с достойными условиями труда. А это две большие разницы. И опять же, что-то сделать с тем, что система образования и рынок труда у нас – параллельные вселенные, никак не пересекающиеся. Высшее образование в таких конвейерных масштабах никому не нужно, уж сколько раз твердили миру… Вернее нужно оно тем, кто делает на нём бизнес, ну так пресекать это надо. Возможно, вернуться к приоритетности среднего специального образования, ведь именно оно даёт тех специалистов, которых так не хватает на нынешнем рынке труда.

А то, честно, молодёжь жалко. Запудрят им мозги всякими «международными экономическими отношениями», «маркетингом и менеджментом», «политологией и юриспруденцией», отсидят они свои 5 лет в вузе, несколько пар штанов протрут и ботинок стопчут, а дальше что? Это ж страшно подумать, судьбы детей просто ломаются! Так и бродят они неприкаянными с одного места на другое, найти себя не могут, жизнь себе обеспечить, а о счастье жизненном, самореализации и говорить не приходится… Грустно, господа.

Ещё момент – система распределения. Такие реформы не обойдутся конечно без ощутимого государственного вмешательства, к этому надо быть готовым, просто смириться и на время хотя бы прекратить либеральничать. И не кричать, что это советский метод, а то некоторые любят без разбора всё присущее тому времени анафеме предавать. Глупо, по-моему.

Иначе что получается? Многие любят рассуждать о том, что дескать, самая богатая, большая страна в мире фактически в нищете прозябает, как такое возможно? А я хочу спросить не про нефть и газ, а другое: как же возможно, чтобы при таком человеческом потенциале, таких людских ресурсах мы допускали то, что происходит сейчас: когда миллионы способных, здоровых, взрослых людей убивают свою жизнь где-нибудь в офисе или, хуже того, вообще не работая? Ничего не делая фактически ни для себя, ни для страны. Полный фейл.

Всегда был уверена в том, что ключевая сфера общества – образование. Отсюда растут ноги всех наших проблем. Чем больше просвещённых, думающих, осознающих своё призвание людей будет в стране, тем менее вероятно будет её медленное, но верное загнивание. Что мы и имеем на сей день. Я даже не против авторитаризма, как залога наведения порядка. Но просвещённого авторитаризма.

Так что у российского рынка труда на данный момент два пути. Первый – это тот, где масса самых разных работников и тружеников своему государству просто не нужны. А второй – тот, где у человека после окончания образования будет будущее, и именно то, которое ему нужно.