В ПЕРСИЮ, ЧЕРЕЗ РОССИЮ.

В ПЕРСИЮ- ЧЕРЕЗ РОССИЮ…

Предприимчивые немцы тогда уже понимали, что Россия – это  огромный рынок для их товаров. Первое посольство в Москву для сбора сведений об условиях торговли состоялось в 1633-35 годах. А в 1636-ом решено было отправить экспедицию через Россию в Персию. В обоих посольствах участвовал знаменитый немецкий ученый-энциклопедист Адам Олеарий. Благодаря исключительным способностям и прилежанию, он сумел закончить один из лучших в Германии Лейпцигский университет и получить учёные степени. Блестящие отзывы о его научных заслугах повлияли на включение Адама Олеария в посольство шлезвиг-голштинского герцога Фридриха III. Возглавил его посол Отто Брюггеман. Посольство состояло из более 90 человек, в его состав также вошли известный врач и художник Гартман Граманн и знаменитый поэт Германии, представитель немецкого барокко Пауль Флеминг. Адам Олеарий исполнял обязанности советника посла и секретаря.
               Для экспедиции в Персию на верфях Нижнего Новгорода был построен специальный парусный корабль, на котором летом 1636 года немецкое посольство и отправилось вниз по Волге. На буксире за кораблём шла специальная баржа с провизией. В Казань приплыли 13 августа и послали местному воеводе подарок – большой перстень с рубином. Здесь же к посольству присоединился специально приехавший из Астрахани лоцман, якобы знавший на Волге все мели.
                 Отплыли из Казани 15 августа, но Олеарий чуть не отстал от корабля, увлёкшись прогулками по городу, о нём просто забыли. Секретарь посольства долго гнался за кораблём по берегу на конной подводе, пока парусник не остановился на ночлег.                  На следующий день путешественники миновали Ключищи, а затем, несмотря на опытного лоцмана, несколько раз натыкались на мели и даже потеряли малый якорь.

Особенно крепко сели на Теньковскую мель, корабль перетаскивали через неё в течение нескольких часов.
С приключениями и трудностями немецкое посольство всё же добралось до Персии, где прогостило целых два года. В обратный путь отправились осенью 1638 года. Олеарий в дневнике был уже немногословен: «6-го ноября мы прошли мимо большой реки Камы и 8-го вечером, при большом холоде, зашли в казанскую речку». Начался ледостав, и путешественники вынуждены были остановиться в Казани. Лишь 13 декабря, когда установился снежный покров, немецкое посольство на 60 санях отправилось в Нижний Новгород, а затем в Москву.
                   В итоге немцам не удалось достичь своей цели и наладить торговые отношения с Персией. Путь по Волге оказался чрезвычайно опасным, тяжёлым и затратным. Посол Брюггеман,  к тому же, своевольно распоряжался имуществом экспедиции, и по обвинению Олеария в злоупотреблениях был в 1640 году казнён. А описание этого путешествия было опубликовано в Германии в 1647 году и быстро завоевало популярность в Европе. Олеарий сопроводил книгу картами, топографическими схемами, рисунками и целыми картинами - он рисовал сам и нанял к тому же нескольких художников.  Всё это способствовало усвоению и пониманию текста. Самодовольным европейцам интересно было в таких подробностях узнать о «дикой России».
Надо отдать должное и Паулю Флемингу, стихи которого сопровождают записки Олеария. Он пропитался уважением и к рускому народу, и к России, закончив своё поэтическое повествование обращённым к европейцам риторическим вопросом, на который Запад до сих пор не может найти ответа: «Так, значит, здесь сошла ты в наше поколенье, / Святая простота, святое украшенье, / Ушедшее от нас? / Так, значит, вот страна, / Что честью, правдою и до сих пор полна?»