О диалектическом дуализме.


                                        Мир дуален

                      О возможности первородства

 Мир прост. Он не из тех, кто левой пяткой чешет правое ухо, или стреляет из пушки по воробьям. Именно простота, лежащая в его основе, обеспечивает возможность возникновения любых, конструкционно сверхсложных фрагментов. Основа существования Мира – его дуализм. Подобно азбуке Морзе, или двоичной системе исчисления, способных обеспечить трансляцию любого по объёму и сложности потока информации, хотя в их основе лежит наличие всего двух знаков, наличие всего двух субстанций мироздания способно явить человеку всё сущее.

Наличие этих субстанций – материальной и нематериальной – не отрицается ни одним мировоззрением. Спор лишь об их значимости, точнее, о первородстве одной из них. Правда, сегодня вопрос о первичности одной субстанции  относительно другой не стоит так остро, как некогда. Это происходит по причине углублённости наук в оплачиваемую конкретику, где он не важен. Философия же, которая должна бы его решить, давно работает служанкой на кухне политологии и поэтому так же утратила интерес к вопросу первичности одной из субстанций. А возможна ли вообще «первичность», первородство субстанции? Понимание этого есть одна из базовых ступеней понимания Мира.

Сам факт первородства диктует предположение, что когда-то, в нигде, в ничём появилось нечто, олицетворяющее собой одну из субстанций. В этом случае это нечто есть стопроцентный монолит этой субстанции, и ни как иначе. Способен ли такой монолит к развитию? Однозначно - нет. Благодаря своей стопроцентной однородности, он не обладает внутренними противоречиями – силами, способными обусловить развитие. Сам факт первородства является утверждением того, что нет и внешних сил, под действием которых тот монолит-абсолют мог бы как-то изменяться, развиваться. Получается: в нигде, в ничём «зависает» некое абсурдное нечто, не способное ни к развитию, ни к тому, чтобы быть кому-либо или чему-либо явленным, как существующее, как имеющее бытие. Известный «Чёрный квадрат» К. Малевича – прекрасная иллюстрация такой абстракции как первородство, первичность любой из субстанций. 

«Нет в мире стопроцентных монолитов – они тождество пустое красоты, природа же не терпит пустоты».

О равноценности материальной и нематериальной субстанций

Второй базовой ступенью моего мировоззрения - диалектического дуализма - является понимание нематериальной субстанции мироздания – идеи, как энергии. Вспомните ярого материалиста – В. Ленина, который признавал наличие силы за идеей, овладевшей массами. Но уже сам процесс «овладения» не возможен без наличия энергии, присущей идее, как «овладевателю». Идея энергетична по своей сути! Она является исходной точкой всех творческих человеческих свершений. Именно энергия, присущая идее индуцирует все изменения материи человеком. Возможно, нет необходимости отождествлять понятия: идея и энергия. Но давно назрела необходимость признать энергию олицетворением  субстанциального начала, равноценного материи.  Вспомните знаменитую формулу Эйнштейна, в которой стоит знак равенства между энергией и массой – материей. Эта формула говорит о разнозначности энергии и материи, как субстанций мироздания. Но она же говорит об их равноценности; говорит об их равной значимости друг для друга и равной действенности друг на друга, об их равной зависимости друг от друга.

«Идея, брат, всегда энергетична. В споре с материей они активно друг друга развивают неизбывно».  

                      Бытие мира есть процесс взаимовоздействия субстанций

Как я понимаю, к материальной субстанции (материи) относится всё, что способно непосредственно восприниматься органами чувств человека. К нематериальной (идеи-энергии) – всё, что воспринимается теми же органами опосредованно через материю. Наличие (минимум) двух равноценных, но разносубстанциальных первоэлементов обеспечивает существование мироздания и любого его фрагмента. Так наличие кирпича и раствора обеспечивает существование города, дома, гаража…

«Материя с энергией-идеей – минимум необходимый бытия бесконечности и мироздания».

Действительно, извечное сосуществование субстанциальной пары способно обеспечить реальное бытие всего сущего. Каждая из субстанций «обретает» своё реальное бытие лишь, будучи «проявлена» своим контрагентом-визави. Лишь «на фоне» своего контрагента субстанция способна демонстрировать себя как неотъемлемую часть того двуединства, каковым человек воспринимает всякий предмет, явление, процесс.  Тогда «Чёрный квадрат», иллюстрирующий первородство, первичность любой субстанции «распадается» на бесчисленное множество точек. И каждая из них может быть явлена (на категорически отличающемся от неё фоне) персонально. Конкретно структурированная совокупность таких точек на отличном от них фоне являет нам текст «Идиота». В сочетании с конкретными фрагментами дифференцированного белого цвета такие, иным образом конкретно структурированные, точки являют нам «Джоконду»…

И тут возникает вопрос о феномене - «пружине», обусловливающей взаимное воздействие субстанций друг на друга, которое является человеку как вселенское существование. «Пружина»: кто это, что это? Вездесущий Бог, Вселенский Высший Разум? Природа?.

                                               Тоталитаризм

                                                О «пружине»

Отсутствие субстанциального первородства, первичности какой-либо субстанции исключает саму возможность существования её стопроцентного монолита, как пустую, мертвенную бесконечность, и, следовательно, исключает существование, какого бы то ни было регулировщика - «часовщика». А если не было первородства субстанции, то не было и первого толчка, и «Большой взрыв» далеко не единичен, а является лишь одним из фрагментов мироздания.

В таком случае исчезает и оправданность вселенского произвола, лукаво и меркантильно экстраполируемого религиозными и политическими деятелями на человеческое общество. Тогда место произвола на троне вселенского иерарха занимают объективные Законы мироздания. Действенность этих Законов, в отличие от имперских указов и постановлений парламентов, в равной степени распространяется «ныне, присно и во веки веков»» на все и вся.

К пониманию «возникновения» объективных законов мироздания вплотную подошли материалисты. Они вычленили и ясно сформулировали некоторые из этих законов:  1) единство и борьба противоположностей;  2) отрицание отрицания; 3) переход количества в качество. Но, уткнувшись лбом в осину, они не узрели леса древесину. Их фетиш – материя – лишил их возможности увидеть наиважнейшее вселенское противоречие – противоречие равноценных по значимости основополагающих субстанций мироздания – противоречие материи и идеи-энергии.

Но тогда возникает другой вопрос – что собой представляет «пружина», которая закономерно подталкивает  противоположности к их борьбе? Чтобы узреть и понять, что является «пружиной», необходимо приблизиться к ней, последовательно знакомясь с деталями, которыми опосредуются и передаются её направленные усилия. Для «затравки» скажу, что эта «пружина» есть априорное, вне опыта очевидное, тотальное стремление всякого фрагмента субстанций к главенству над фрагментом своего контрагента-визави.

Для понимания действенности этого свойства субстанций нужно ясно представлять «механизм», в который превращается всякое субстанциальное двуединство. Такое двуединство является  интегративной целостностью, существующей как процесс взаимного воздействия друг на друга основополагающих субстанциальных частей. Эти, основополагающие части интегративного целого являют собой его форму и содержание.

                      Механизм, проявляющий наличие и действенность «пружины» 

Придя к пониманию самой вселенной и любого её фрагмента как интегративного целого, являющего собой процесс взаимовоздействия его основополагающих частей, следует различать эти части в соответствии с теми функциями, которые они выполняют «от имени» целого.

В соответствии с этими функциями одна из частей является формой целого, а другая – его содержанием. Необходимо отметить, что в амплуа формы выступает более качественная, то есть более монолитная, однородная часть целого. Содержанием целого становится менее качественная, то есть качественно более разнородная, рыхлая часть целого.

Содержание выполняет единственную функцию – содержательную-переменную: достигнув качественного превосходства над формой, оно замещает её и качественно меняет всё целое.

Форма целого выполняет две его функции – представительскую, представляя целое в окружающей его среде, и содержательную-постоянную. Исполнение второй функции «обязывает» форму содержать, то есть обеспечивать благополучное существование своего контрагента, «подтягивая» его до своего качественного, практически постоянного, уровня. Форма определяет существование содержания как закономерный процесс сосуществования его элементов. Форма – это консервативная, относительно качества содержания постоянная, законодательная среда, катализирующая рост качественного уровня элементов содержания до своего уровня качества, до своего уровня  монолитности.

Фактически, форма «воюет на два фронта». Она подвержена воздействию внешней среды, окружающей целое, и воздействию содержания своего целого. В результате этого форма насыщается их элементами, которые, диффузируют, разбавляют форму, снижая её монолитность. В то же время качественная монолитность содержания продолжает (по инерции) расти. Наступает момент, когда качество содержания превосходит качество формы; форма уже не может выполнять содержательную-постоянную функцию целого. Тогда содержание (там, где тонко) взламывает деградирующую форму.  «Выворачиваясь наизнанку», оно поглощает её,  и, присваивая себе статус формы, уже собственной персоной являет в окружающей среде совершенно новое  целое, качественно отличное от предыдущего. Король умер. Да здравствует король!

«… содержание форму чтит степенно лишь до поры. Потом взорвёт мгновенно всё целое…».

                     «Пружина» - это тоталитаризм

Выше «нарисованная» картинка - это и есть принципиальная схема существования интегративного целого, как процесса взаимовоздействия его основополагающих частей: формы и содержания, в статусе которых, сменяя друг друга, извечно и неизбывно сосуществуют идея-энергия и материя.

Мир и любой его фрагмент есть интегративное целое, существование которого есть процесс взаимовоздействия, взаимозамещения и взаимопревращения его основополагающих частей (формы и содержания) Именно взаимовоздействие, а не взаимодействие, поскольку в первом случае векторы усилий основополагающих частей целого противоположны по направлению, а во втором – имеют общее направление.

Невозможность тактильно, сенсорно дотянуться до «пружины», не лишает нас возможности осознать её наличие, проявляющееся через результаты взаимного воздействия её носителей и полномочных представителей – субстанциальных фрагментов интегративного целого.

Таким образом, «пружиной», обеспечивающей взаимовоздействие основополагающих частей интегративного целого является неизбывное стремление всякой части целого к главенству в нём в статусе формы целого. Это стремление присуще как «неживой», так и «живой» природе. Поскольку оно тотально, именно его следует именовать тоталитаризмом. За более чем восьмидесятилетнее существование этого термина им обозначались различные, порой противоположные, по сути, социальные явления, но лишь в нашем случае он совершенно адекватен.  То есть «пружиной», генерирующей взаимовоздействие субстанций, является тотально распространённое свойство, априори присущее всякой части всякого интегративного целого – это стремление части к тождеству целому, обретаемому ею со статусом формы целого.

 

     Дуализм - основа диалектики, а диалектика – способ существования мира

 

«Два – тот минимум, создать который смог всё сущее, включая слова слог».

Термин «диалектический дуализм» был мной сформирован как обозначение мировоззрения, к которому я окончательно пришёл на рубеже смены прошлого века, веком нынешним. Эта смена веков знаменательна тем, что является пиком эпохи антропоцентризма. Антропоцентризм (я для краткости говорю - гомоцентризм), подобно некогда царившему геоцентризму, изжил себя. Именно отсутствие внятной и достаточно достоверной альтернативы гомоцентрической идеологии есть основная причина, всё более проявляющего себя через экономику и политику, мирового кризиса. Ныне этот тип мировоззрений является таким же тормозом развития человечества, каким ранее являлось геоцентрическое мировоззрение. Более того он ставит на грань возможного само существование человека, как биологического вида.

Для упрощения понимания сути взаимовоздействия интегративных целостностей можно рассматривать любое такое взаимовоздействие как взаимовоздействие бильярдных шаров; как столкновение их «интересов», происходящее в одной конкретной, локальной точке их тел. При этом разность размеров таких «шаров»,  их взаиморасположение (внутри друг друга, или снаружи) не существенна. Важно то, что точки их взаимовоздействия являются актуально наиболее характерными «выразителями» интересов их целостностей и при этом качественно адекватны друг другу, то есть «созрели» и готовы воспринять, «понять» интересы целостности - контрагента.

Такие точки соприкосновения являются элементами одной из основополагающих частей (относительно) автономной интегративной целостности, которые одномоментно наиболее адекватны и своему целому и целому партнёра-противника. Поскольку всякая такая целостность одномоментно есть и одна из основополагающих частей иного формата целостности, и один из элементов такой части, то, продолжая образное сравнение, нужно сказать, что каждый из «наших» бильярдных шаров одномоментно является той матрёшкой, и внутри, и снаружи которой существуют подобные ей матрёшки - шары. Взаимовоздействие же их есть последовательно осуществляющаяся, но одномоментно осуществляемая передача (диктат) своего «интереса» как от (условно) низшего к высшему, так и в противоположном направлении. Так одномоментно и противоположно направлено проявляется прохождение электрического тока в проводнике: в одном направлении – это характеризуется направленным движением электронов, а в противоположном - «дырчатой» проводимостью.

Изменения же, происходящие с любой целостностью, являются следствием изменения её основополагающих частей, изменённых элементами этих частей, но не следствием непосредственного взаимовоздействия самих целостностей. В этом суть диалектического дуализма. Нет последовательности - нет диалектики; нет взаимовоздействия элементов частей - нет дуализма. Нет диалектики - нет закономерности. Нет закономерности – есть произвол, ретроспективой которого служит моносубстанция мироздания, а перспективой – «дурная» бесконечность, при которой всё равно нулю.

 

       Основные постулаты диалектического дуализма:

1.      Первородство, первичность и превосходство любой из субстанций – блеф. Мир дуален.

2.      Нематериальной субстанцией мироздания является идея-энергия (энергия).

3.  Мироздание есть интегративная целостность, существующая как процесс взаимовоздействия, взаимозамещения и взаимопревращения различных фрагментов его разнозначных, но равноценных и равно действенных субстанций – материи и идеи-энергии (энергии), последовательно выступающих в амплуа формы и содержания, как всего мироздания, так и любого его фрагмента, от метагалактики до бабочки-подёнки…

4.   Всякое интегративное целое есть одномоментно двунаправленный процесс: материализация идеи-энергии и энергирование материи.

5.«Генератором», инициирующим взаимовоздействие любых фрагментов мироздания является тотально присущее всякой части всякого интегративного целого свойство, проявляющееся как стремление части к тождеству целому – тоталитаризм.

6.  Взаимовоздействие относительно автономных интегративных целостностей осуществляется опосредованно через взаимовоздействие элементов их основополагающих частей.