О языке в Казахстане

На модерации Отложенный

Так уж случилось, что всю жизнь я работал за городом, в аэропорту и только теперь стал чаще бывать в городе. Рядом с моим домом расположен кафедральный храм православной церкви под названием «Золотая церковь». Она функционировала и в период социализма, продолжает работать и сейчас. Так что утверждать о гонениях на церковь у нас не приходится. Обязательным атрибутом любого храма является наличие нищих, просящих подаяние. В связи с тем, что в результате известных событий, доля русского населения в Уральске стала незначительной, среди нищих преобладает коренное население в виде бездомных бомжей, бродяг, явных алкоголиков и тому подобного «дна» общества, как говорится «Свято место пусто не бывает».

Недавно наблюдал следующую картину. Разъярённая группа нищих коллективно избивает молодого парня. Несмотря на давно не мытые лица и однотипное «классическое» изодранное обмундирование всех нищих, присмотревшись можно убедиться, что репрессии подвергается лицо славянской национальности. Несколько дистанцировавшись от активных участников процесса, опёршись на кованную ограду церкви, стоит молодой человек, казах. Судя по одежде и его состоянию, он тоже из этой когорты людей, но, судя по многочисленным наколкам на открытых частях тела в виде православных церквей без крестов, он прошёл дополнительные «университеты» в местах не столь отдалённых. Когда я проходил мимо, он, почему-то «узрев» во мне потенциального собеседника, глубокомысленно произнёс: «Вот тоже конкурент хренов, государственного языка не знает, а то же, туда же, лезет под церковь просить».

В преддверии «Дня единства народа Казахстана», 27 апреля, под председательством Главы государства, Председателя Ассамблеи народа Казахстана Нурсултана Назарбаева прошла XIX сессия Ассамблеи с повесткой дня: "Казахстанский путь: стабильность, единство, модернизация". Президент сделал доклад, в котором отразил современное состояние независимого Казахстана.

Событие достаточно рядовое, плановое, стандартное, однако, просматривая материалы я обнаружил несколько принципиальных положений, которые г-н Президент ранее не акцентировал в деталях. В частности, была озвучена позиция по языку.

«Актуален в стране и языковой вопрос. По убеждению президента, это — не тема для дискуссий и, тем более, политических спекуляций. Совсем недавно группа известных общественных и политических деятелей выступала с инициативой лишить русский язык статуса официального. Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что никто не должен ущемляться по языковому принципу – ни при трудоустройстве, ни при получении документов, поступлении в вузы и так далее. Это вопрос Конституции, принцип, который надо строго соблюдать. Тех, кто его нарушает, надо наказывать».

Полностью поддерживая заявление нашего Президента, хотел бы всё-таки отметить, что оно никак не отражает истинного положения дел по этому вопросу. В частности, проблема языка в самом начале обретения независимости нашей республики, да и других государств постсоветского пространства, сыграла решающую роль в вытеснении русскоязычного населения с ведущих постов экономики и политики всех уровней – от колхозного бригадира и заводского мастера, до члена правительства и парламента, а в последующем, вполне естественно и в их вынужденном изгнании из страны. Несмотря на антиконституционность происходящего, реальные события только подтверждают это.

Да и позиция нашего Президента в этом вопросе была достаточно недвусмысленной. В частности, однажды, в период эйфории независимости, на вопрос одного из корреспондентов: «Почему в Казахстане практически нет в правительстве русских», Нурсултан Абишевич ответил, что казахи обладают государственным мышлением, а русские – техническим, что и определяет национальный состав правительства и парламента в период становления независимого государства. Не надо обладать большим воображением, как такие высказывания воспринимались на местах. Людей просто «гнали» из-за незнания государственного языка, вне зависимости от того, насколько важно его знание, например, для простого сварщика, либо инженера газодобывающего комплекс, терминология которого просто не имеет аналогов в государственном языке.

Теперь же, когда в условиях массовой и беспрецедентной безработицы остро стоит вопрос о, как бы не парадоксально это звучало, недостатке профессиональных кадров, г-н Президент вроде бы даёт «карт-бланш» русскоязычному населению сеять хлеб и встать за станки, однако время упущено, семидесятилетние старики на знаменитом Уральском заводе «Зенит» ещё способны построить несколько катеров для военно-морских сил Казахстана, а вот их дети, после окончания Ленинградского кораблестроительного института, остались в России и процесс этот, скорее всего, стал необратимым. Тем более, что описанные мной события под православной церковью, подтверждают насколько глубоко проникновение проводимой языковой политики в массы и одним, даже самым правильным и уместным, но явно запоздалым заявлением Президента, положение дел уже не исправить.