Духовной «точки G» не существует
На модерации
Отложенный
Исследователи университета Миссури выяснили, что так называемая «точка G» в голове или «божья точка» (God spot) - центр мозга, отвечающий за духовность и связь с высшей силой - не существует. Их исследование показывает, что за религиозные переживания и желание ощутить связь с высшими силами отвечают сразу несколько областей человеческого мозга.
«Духовность - намного более динамичное понятие, для осознания которого необходимо использование многих частей мозга, - говорит Брик Джонстоун (Brick Johnstone), профессор медицинской психологии в университете и главный автор исследования. - Определенные части мозга играют более доминирующую роль, но все же за духовные переживания человека отвечают они все».
Чтобы придти к таким заключениям, Джонстоун и его коллеги изучили 20 человек с травматическими повреждениями в области правых теменных долей головного мозга, и обнаружили, что они гораздо более подвержены чувству «близости к высшей силе».
Поражение правой стороны мозга, говорится в докладе, сокращает проявление эгоистических чувств и часто провоцирует духовные поиски. Оно также может приводить к тому, что люди начинают меньше думать о себе и больше о благосостоянии других, что лежит в основе фактически всех главных религий.
Христианские доктора и ученые обычно поддерживают исследования такого рода, но некоторые опасаются, что Джонстоун и другие часто не принимают во внимание концепцию свободы воли. Священное писание учит, что Бог распространяет свое милосердие на всех, кто его пожелает, но он не вынуждает никого его принимать.
«С моей точки зрения, в христианстве человек должен принимать немало решений. Стать самоотверженным — это решение, - говорит Крис Мэйтс (Chris Mathes), невролог и один из создателей Христианского общества неврологии (Christian Neuroscience Society). Мэйтс, как и другие участники этого существующего уже двадцать лет общества, - глубоко верующий и практикующий христианин.
«Способность быть хорошим человеком дана нам Богом, но это - выбор, который мы делаем. Нас не принуждают к этому, - говорит он. - Я всегда очень скептически отношусь к выведению важных заключений о поведении человека на основании некого наблюдения за человеческим мозгом» - таким, как сострадание к другим или склонность нарушать закон.
Исследование Университета Миссури также обнаружило явную взаимосвязь между ростом активности в лобной доле мозга и участием в религиозных мероприятиях, таких как католическая месса. Духовные переживания на такого рода мероприятиях, показывает исследование, являются результатами сильной стимуляции этой части мозга.
Немногие среди ученых-христиан оспаривают, что духовные переживания производят значительные реакции в мозгу, но для некоторых идея о том, что определенным людям «суждено» верить в Бога из-за того, как устроен их мозг, неприемлема.
«Я здесь не вижу особого конфликта, если только люди не начинают говорить, что вы верите так, как верите, потому что вы так устроены, что все это биомеханика, - говорит доктор Уильям Бикет (William J.
Bicket), хирург из Северной Каролины и член Христианской медицинской и стоматологической ассоциации (Christian Medical and Dental Association). - Потому что тогда перед нами встает другая проблема - свобода выбора. Если получается, что я не несу ответственности за то, что я употребляю наркотики, за то, что я кого-то убил, потому что я просто так устроен - вот такое направление научной мысли меня уже беспокоит».
Некоторые ученые также высказывали мнение, что травмы головного мозга, перенесенные 20 изучаемыми «объектами» в исследовании ученых Миссури, возможно, просто возвратили их в детское состояние непредубежденности, в котором почти нет места взрослому скептицизму или враждебности к вере.
«Возможно, действительно взрослым людям свойственно некое сдерживание, подавление, которого человек лишается в результате этого типа травмы головного мозга, - говорит Мэйтс. - Дети могут быть гораздо более открытыми для духовных переживаний. Вполне может быть, что когда мы становимся старше, в мозгу могут появляться некие встроенные предубеждения».
Предыдущие исследования также демонстрировали доказательства идеи, что за формирование духовной идентичности отвечают сразу несколько областей мозга. Другие исследования показали, что определенные части мозга ответственны за интенсивные чувства, которые человек часто испытывает во время молитвы или религиозных собраний.
Но когда дело доходит до понимания понятия Бога, люди используют те же мозговые функции, которые пользуются, чтобы понять другого человека, говорит Джордан Графман (Jordan Grafman), директор исследования травматических повреждений мозга в фонде Kessler.
«Мы размышляем о Боге и религии, но Бог для нас - просто другой человек, - говорит Графман, который много писал о связях между мозговыми функциями и духовностью. - Мы используем те же области головного мозга и социальные процессы, которые мы используем для того, чтобы понять другого человека, например, коллегу или кого-то, с кем мы только что познакомились. Мы пытаемся оценить, насколько этот человек похож или непохож на нас. То же самое мы делаем с идеей Бога».
Хотя исследование ученых университета Миссури поставило под сомнение существование религиозной «G-точки», в гинекологическом исследовании, опубликованном в среду, говорится, что найдено подтверждение существования другой, более известной «G-точки».
Доктор Адам Острзенский (Adam Ostrzenski) из Института гинекологии в Санкт-Петербурге в штате Флорида, пишет: «Анализ передней стенки влагалища слой за слоем» на анатомическом материале 83-летнего трупа «подтвердил анатомическое существование «G-точки», что может привести к лучшему пониманию и улучшению женской сексуальной функции».
Комментарии
Уникальная публикация!