Дагир Хасавов спешно покинул Россию

На модерации Отложенный
Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства 1

Генпрокуратура РФ назвала высказывания адвоката в интервью телеканалу «РЕН-ТВ» о создании в России судов шариата экстремистскими

Столичная прокуратура по поручению Генпрокуратуры РФ недавно закончила проверку по факту высказываний адвоката Дагира Хасавова, сделанных им во время интервью на телеканале «РЕН-ТВ», которое транслировалось 24 апреля. Суть этих высказываний сводилась к созданию в России «Мусульманского союза» с целью возрождения судов шариата и защиты исламского права. После получения нескольких угроз, Хасавов экстренно выехал в одну из европейских стран, сообщает агентство IslamNews со ссылкой на российское общество политэмигрантов.

«Мы у себя дома, возможно вы чужие. Мы у себя дома, и мы будем устанавливать те правила, которые нас устраивают, хотите вы этого или нет. Любые попытки изменить это обольются кровью, тут будет второе Мертвое озеро. Мы зальем город кровью!», - вот такие вот слова высказал Хасавов в своем интервью.

Естественно, они не могли не вызвать бурную общественную реакцию. «Исследованием, проведенным Федеральным государственным бюджетным научно-исследовательским учреждением «Российский институт культурологии», установлено, что выступления участников репортажа направлены на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение человека или группы лиц по признакам отношения к религии - исламу и могут считаться призывами к осуществлению экстремистской деятельности», - приводит РИА «Новости» слова официального представителя Генпрокуратуры РФ Марины Гридневой, сказанные ей непосредствененно после проверки.

Гриднева также отметила, что транслируемый видеосюжет можно считать направленным на пропаганду исключительности либо превосходства граждан по признакам религиозной принадлежности. Интересно то, что Хасавов подтвердил все сказанное в прямом эфире Русской Службы Новостей, тем самым практически гарантировав себе уголовное наказание по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). Максимальное наказание по этой статье — пять лет лишения свободы.

В связи с этим, по словам Гридневой, руководителю Главного следственного управления СК РФ был направлен материал для производства процессуальной проверки и дачи уголовно-правовой оценки.

Кроме того, в главное московское управление Минюста РФ отправили информацию о нарушениях федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и Кодекса профессиональной этики адвоката с тем, чтобы лишить Хасавова статуса адвоката. Стоит добавить, что генеральному директору медиа-холдинга «РЕН-ТВ» Александру Орджоникидзе было объявлено предупреждение столичной прокуратурой.

Примечательно то, что духовные лидеры мусульман выступили против идеи Хасавова о создании шариатских судов. Так, глава Центрального духовного управления мусульман, верховный муфтий России Талгат Таджуддин заявил, что, согласно конституции, религия в России отделена от государства. «В нашей стране есть своя судебная система, и мусульмане как равноправные граждане России пользуются ею», - добавил он, подчеркнув, что в разрешении споров между российскими мусульманами посильное участие принимают муфтияты.

А глава Московского муфтията Альбир Крганов уточнил, уже не один век в России существует институт религиозных судей, так называемых кадиев. Мусульмане имеют возможность обратиться к ним прежде, чем идти в светский суд. А шариат, по мнению Крганова, уместен только в таких религиозных государствах, как Иран, Саудовская Аравия и Катар. В России же, как он пояснил, шариат воспринимается «очень негативно». «Все мы помним, как на Кавказе именем религии публично расстреливали людей, не имея на это никакого права», - добавил он.

А вот председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриарха протоиерей Всеволод Чаплин не исключил возможности легализации шариатских судов в России. «Не стоит ограничивать исламскую общину в возможности жить по своим правилам. Именно такой путь, я думаю, актуален в будущем и для России, и для Западной Европы. Но очевидно, что нельзя навязывать эти правила другим вне своей общины», - заявил он.

Роман Силантьев, кандидат исторических наук и исследователь ислама, высказался по поводу шариата следующим образом: «Если вы думаете, что там есть какая-то процедура, есть какое-то рассмотрение дела, кто-то выступает за, кто-то против — то вы сильно ошибаетесь. Там в какой-нибудь лесной палатке быстро решают, кому жить, а кому умереть».

Из всей этой ситуации ясно одно: подобные заявления, как сделал Хасавов, никак не нормализуют и так обостренную ситуацию в России вокруг кавказцев и мусульман, в частности. Вспомнив историю, очевидным становится тот факт, что когда в чужой монастырь лезут со своим уставом, обычно ничего хорошего не случается.