Политические взгляды могут иметь биологическую подоплеку

Примерно десять лет назад американский политолог Джон Хиббинг выдвинул теорию, которая, возможно, изменит традиционный взгляд на политику. Он заявил, что человек придерживается определенных политических течений в силу биологических особенностей своего организма.

Первоначально идея Хиббинга была встречена скептически, но политолог и его коллеги из лаборатории политической физиологии при университете Линкольн-Небраска представили научное подтверждение своим доводам.

О политической идеологии принято думать как о наборе идей, которых люди сознательно придерживаются. А если два человека расходятся в политиче­ских вопросах, значит, они просто решили выбрать разные позиции. Исследование Хиббинга свидетельствует об обратном.

Когда специалисты изучили физические параметры либералов и консерваторов, они заметили существенные различия на физическом и генетическом уровнях.

Оказалось, что консерваторы ярко выраженно реагируют на внезапные звуки, а их психика способна устойчиво воспринимать страшные картины военных событий. Это происходит потому, что у представителей консервативного течения значительно развита правая миндалина головного мозга, которая отвечает за восприятие страха и угроз. Именно поэтому консерваторы реагируют на страх, сосредотачиваясь на агрессии, а не на поиске компромиссов, что присуще больше либералам.

У либералов ученые обнаружили большое количество серого вещества в передней поясной коре головного мозга, которая позволяет обрабатывать противоречивую информацию и изменять выбранную модель поведения.

Либералы и консерваторы по-разному обустраивают свои дома. Консерваторы отдают предпочтение порядку и чистоте, в то время как либералы толерантны к хаосу. Кроме того, им нравятся разные произведения искусства.

Сам Хиббинг отмечает, что его идеи должны примирить политических оппонентов, так как их убеждения не в полной мере являются осознанным выбором, поэтому и спорить о политике в ряде случаев бесполезно.

Ведущий научный сотрудник кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ Инга Полетаева, впрочем, не согласна с американским политологом.

«Политические взгляды формируются средой. Человек может быть консерватором или новатором по природе, но к политиче­ским убеждениям это имеет косвенное отношение. Человеческая натура очень сложна и многоярусна. Если кто-то является консерватором в гастрономиче­ских пристрастиях, это не значит, что он не может быть либералом по политическим убеждениям», — сказала г-жа Полетаева.

Заведующий отделом социологии фонда ИНДЕМ Владимир Римский тоже не спешит соглашаться с выводами Джона Хиббинга. «Очень многое в человеке обусловлено генетикой, но только не его политические взгляды. Если изучить программы консерваторов в Америке, то можно заметить, что они совпадают с программами российских либералов. Политические взгляды чаще всего зависят от воспитания, социальной обстановки и моды. Если политик хочет сделать карьеру, он может поддаться веянию моды и пренебречь личными пристрастиями», — считает г-н Римский.