Помилование политзека Мохнаткина назвали издевательством

На модерации Отложенный

Президент России Дмитрий Медведев, как сообщает пресс-служба Кремля, подписал указ о помиловании Сергея Мохнаткина, приговоренного ранее к 2,5 годам колонии общего режима за избиение сотрудника 2-го оперативного полка милиции ГУВД по Москве сержанта милиции Дмитрия Моисеева во время акции оппозиции на Триумфальной площади 31 декабря 2009 года.

«Помиловать Мохнаткина Сергея Евгеньевича, 1954 года рождения, осужденного 9 июня 2010 года Тверским районным судом г. Москвы, освободив его от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы», - говорится в указе, опубликованном на официальном Интернет-портале правовой информации.

Отмечу, что Сергей Мохнаткин свою вину в избиении стража порядка не признал и заявил, что случайно оказался задержан на мероприятии, поскольку направлялся на Красную площадь отмечать Новый год. 

По его словам, он вступился за пожилую женщину, которую пытался задержать милиционер. Сергей Мохнаткин рассказал, что в итоге он был схвачен и помешен в автобус вместе с другими задержанными, где его избил милиционер. По версии же силовиков, гражданин сам напал на сотрудника правоохранительных органов. 

9 июня 2010 года Тверской районный суд приговорил Сергея Мохнаткина к 2,5 годам лишения свободы. Мосгорсуд отказался пересмотреть приговор. В колонии мужчина несколько раз объявлял голодовку, за что неоднократно оказывался в карцере.

Сообщается, что прошение о помиловании Сергей Мохнаткин написал в конце февраля 2012 года, после встречи оппозиционеров с президентом России, на которой обсуждалось, в том числе и возможное освобождение политических заключенных.

Сергей Мохнаткин входил в число политзеков, освобождения которых требовали участники массового митинга на Болотной площади 4 февраля. Генпрокуратура РФ по поручению Дмитрия Медведева проверила дела всех фигурантов списка, который передали в ведомство оппозиционеры, однако, не нашла нарушений во всех случаях, кроме приговора жене одного из лидеров «Другой России» Таисии Осиповой, которую судят за продажу наркотиков.

Отмечу, что исполнительный директор российского движения «За права человека» Лев Пономарев назвал помилование Сергея Мохнаткина издевательством. Правозащитник считает «ничтожным действием президента».

«Дней 10 назад Стругацкий, Войнович, Рязанов, Ахеджакова и еще ряд людей очень известных обратились к президенту с тем, чтобы он помиловал политзаключенных. И во что это вылилось? Одного Мохнаткина освободили. Он заслуживает названия политзаключенного, но как бы случайно попал. Он не был узником совести, он не критиковал власть, а просто попал под раздачу. А самое главное то, что он должен был выходить в этом году по условно-досрочному освобождению», - подчеркнул Лев Пономарев в интервью «Русской службе новостей».

В свою очередь адвокат экс-главы компании ЮКОС Михаила Ходорковского заявил после помилования Дмитрием Медведевым Сергея Мохнаткина, что его подопечный не намерен обращаться к президенту страны с соответствующим прошением.

Михаил Ходорковский и Платон Лебедев не признали вину и не собираются подавать прошение о помиловании, что совсем не является поводом для их дальнейшего нахождения за решеткой. По словам бывшей судьи Конституционного суда Тамары Морщаковой, которая входит в рабочую группу Совета по правам человека, глава государства имеет право помиловать осужденного даже в том случае, если от него не поступало соответствующего прошения. Однако президент РФ, скорее всего, об этом не знает или просто слукавил, когда заявил, что мол «не просили и хай, сидят».

О том, что Дмитрий Медведев говорит неправду, недавно заявлял защитник Михаила Ходорковского Вадим Клювгант. «То, что президент может помиловать только при наличии письменного обращения осужденного, - неправда. То, что этого требует какой-либо российский закон, - неправда», - сказал журналистам адвокат Михаила Ходорковского.

Напомню, Дмитрий Медведев во время своего «второго пришествия» на журфак МГУ, первое, кстати, закончилось скандалом, заявил, что по закону глава государства может рассмотреть вопрос о помиловании только после письменного обращения осужденного.

Президент России также отметил, что «Международный суд, как известно, политической подоплеки в соответствующем уголовном процессе не увидел, но будущее зависит от соответствующих решений суда и самого Ходорковского». При этом глава государства подчеркнул: «Мне действительно хотелось бы, чтобы из этого дела (Ходорковского) были устранены все политические составляющие, потому что вокруг него развернулась нешуточная полемика».

Защита экс-главы «ЮКОСа» неоднократно указывала на то, что процедура помилования предусмотрена Конституцией, где ничего не говорится ни о необходимости признания вины осужденным, ни о его письменном обращении. «Политическая подоплека в деле «ЮКОСа» и, в частности Ходорковского, безусловно, есть. Всем миром это признано. Она заключается в мотивах преследования», - сказал адвокат Михаила Ходорковского.

«Никакой международный суд вот в такой постановке этот вопрос не рассматривал. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) процесс, тем более второй, еще вообще не рассматривал. Все, что рассматривалось ЕСПЧ в отношении Ходорковского, - это первая жалоба, связанная с его задержанием и арестом. И в этой части это совсем не то же самое, о чем сказал президент, и он не может этого не знать», - сказал Вадим Клювгант.

По его словам, существует «огромное количество решений международных организаций и иностранных судов, в которых черным по белому написано о политической подоплеке преследования». «Таким образом, и с этой стороны сказанное президентом неправда», - заключил защитник бывшего главы нефтяной компании.

Тему продолжат обозреватели портала.

Александр Соловьев: Ранее сообщалось, что второй приговор Ходорковскому и Лебедеву был фактически состряпан.

Что Вам известно по этому поводу?

Давид Томберг: Да, действительно совет при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека рекомендовал генеральному прокурору внести в порядке надзора представление на приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву для его отмены. Такая рекомендация содержится в материалах общественной научной экспертизы уголовного дела, которое известно как «второе дело ЮКОСа». Кроме того, Следственному комитету РФ предложено решить вопрос о возбуждении производства по вновь открывшимся обстоятельствам и расследовании оснований пересмотра данного дела в связи с фундаментальными нарушениями, свидетельствующими о судебной ошибке.

Борис Дрын: На сколько мне известно, рабочая группа выявила в ходе своего исследования многочисленные факты нарушения следствием и судом основных принципов уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Эти факты и были изложены в отчете рабочей группы, представленном на заседании совета. В частности, речь идет о выявлении отсутствия в деяниях фигурантов дела признаков присвоения и растраты, так как данные действия были совершены с помощью сделок купли-продажи, то есть возмездных действий, тогда как хищение обязательно предполагает безвозмездность изъятия имущества. Рабочая группа сочла, что суд произвольно допустил расширительное толкование признаков таких составов преступления, как присвоение и растрата, что «ведет к произвольному уголовному преследованию», отмечается в отчете.

Давид Томберг: В документе также отмечается недопустимость наказания фигурантов дела фактически дважды за одно и то же деяние. Речь идет о том, что по первому приговору бизнесмены были осуждены за неуплату налогов с имущества, которое, как выяснилось во втором уголовном деле, было похищено. Рабочая группа также отметила, что при рассмотрении дела были нарушены принципы рассмотрения дела судьей, к подсудности которого оно отнесено законом, принципов независимости и объективности суда, состязательности и равноправия сторон, презумпции невиновности.

Александр Соловьев: Какие выводы сделал Совет?

Давид Томберг: Президентский совет рекомендовал руководству страны амнистировать осужденных за экономические преступления. Как отмечается в рекомендациях рабочей группы совета, такая мера стала бы «серьезной предпосылкой для обеспечения экономического благополучия в стране и восстановления утраченного общественного доверия к правоохранительным органам и судам».

Александр Соловьев: Напомните, что инкриминируется Ходорковскому и Лебедеву?

Борис Дрын: 30 декабря 2010 года Хамовнический суд Москвы приговорил экс-главу НК «ЮКОС» Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО «МЕНАТЕП» Платона Лебедева к 14 годам лишения свободы каждого. Бизнесменам инкриминировали присвоение и отмывание денежных средств.

Давид Томберг: Отмечу, в мае 2011 года Московский городской суд снизил срок заключения предпринимателям по второму уголовному делу с 14 до 13 лет. Таким образом, они должны выйти на свободу в 2016 году.

Александр Соловьев: Наши «герои» уже не первый год шьют варежки. Просили или они об условно-досрочном освобождении?

Давид Томберг: В конце мая 2011 года в Преображенский суд Москвы поступило прошение Михаила Ходорковского и Платона Лебедева об условно-досрочном освобождении (УДО), однако позже оба заключенных были этапированы из Москвы в места отбывания наказания, после чего суд вернул прошения бизнесменов их адвокатам.

Александр Соловьев: За время отбывания наказания опальным олигархом были получены какие-либо взыскания, которые могут быть препятствием для получения им УДО?

Борис Дрын: Взыскания были, но не все из них были сделаны законно.

Давид Томберг: За время отбывания наказания в колонии карельского города Сегежа Ходорковский получил два взыскания. В первом случае экс-глава «ЮКОСа» поделился с соседом сигаретами, а во втором якобы отсутствовал на рабочем месте.

Борис Дрын: Недавно стало известно, что Михаилу Ходорковскому незаконно сделали выговор. Верховный суд Карелии оставил в силе решение Сегежского суда о незаконности взыскания бывшему руководителю НК «ЮКОС» Михаилу Ходорковскому, сделанного ему в колонии за отсутствие на рабочем месте. Адвокаты Михаила Ходорковского обжаловали оба взыскания, первое было признано законным, а второе отменено - суд Сегежа удовлетворил жалобу бывшего главы компании «ЮКОС» на выговор за отсутствие на рабочем месте.

Давид Томберг: По словам адвоката Михаила Ходорковского Вадима Клювганта, судья удовлетворил жалобу его подзащитного о признании ранее наложенного взыскания незаконным и необоснованным. В свою очередь администрация колонии не согласилась с мнением суда Сегежа по поводу второго взыскания и обратилась в кассационную инстанцию. Сегодня ВС Карелии согласился с отменой взыскания. Таким образом, решение Сегежского суда остается в силе.

Александр Соловьев: Ходорковский и Лебедев отбывают свои сроки в одной колонии?

Борис Дрын: Нет. Михаил Ходорковский отбывает срок в колонии города Сегеж в Карелии, а Платон Лебедев - в исправительной колонии №14 Вельска."

 

В концовке, уже от себя, добавлю - чтобы ни делала Власть за последние более чем 20 лет, выходит или трагедия или комедия...

За редкими исключениями... Которые лишь подтверждают : либо трагедия, либо комедия...

А как Вы думаете, "сообщники" ?