Хотят ли русские многожёнства?

Казахи, вон, подумали, подумали, и полигамию не легализовали. В Таджикистане женщины кричат, что лучше быть чьей-то второй женой, чем совсем ничьей. Председатель Совета Муфтиев России Равиль Гайнутдин вообще заявил, что обязательная моногамия способствует неофициальной полигамии, чуть ли не проституции. И отсюда родом все пороки социальные, и ущемление женских прав, то есть ничего хорошего. Короче, леголайз и все тут. Руслан Аушев, президент Ингушетии попытался, было этот леголайз реализовать на практике, но вмешался В.В. Путин и все испортил. Закон этот приостановил. Дескать, не соответствует федеральным законам. Любимый вице-спикер Жириновский В.В. тоже пытался восточную сказку сделать российской былью. Тоже проблемы решал, и социальные, и демографические, всякие. Но никто его не поддержал, ни президент, ни правительство, ни регионы. Кроме, конечно, Ингушетии, Алтая, еще трех регионов и двадцати одного депутата. Что же, как говорится: «Лиха беда, начало». А численность населения России, неуклонно уменьшается. Представьте только, что по данным Госкомстата за последние десять лет мы потеряли 3,6 миллионов кому-то родных и близких.
Бог с ней, с этой политикой. С религией, когда дело касается скользкой темы многоженства, все гораздо интересней. С исламом все понятно – можешь, имей! Буддистов эта тема не очень-то и беспокоит. Видимо Будде, по большому счету, все равно. Христиане различных конфессий дружно протестуют. Протест католической церкви понятен. У них негативное отношение не только к многоженству, но к сексу в общем. Священникам католическим совсем туго приходится, никакого разнообразия, одна невеста – церковь (ну еще мальчики и ослики, но это к делу не относится . А православные, те которые русские, почему против? Непонятно. Это ж все свое, родное. У Владимира Красно Солнышко такой гарем был… Правда он их всех потом в монастырь сдал. Который специально для этого и построил. Да и вообще, моногамия на Руси вещь абсолютно случайная. Просто князю в тот день водки хотелось больше чем баб (знакомая ситуация - прим. ред . Изрек: «Веселие Руси, есть питие», и опа - победила христианская точка зрения. Правда стоит отметить, что и не все христиане против. Вот есть, например, мормоны. Так у них многоженство приветствуется. У одного аж до тридцати штук было. Иудеи как всегда самые хитрые, ни «за», ни «против». Вроде бы и Бог не запрещал, а вроде бы и не разрешал тоже. По крайней мере, примеры двоеженства в Библии есть точно. Это в той части повествования, где говорится про неких Иакова, Лею и Рахель.
Перейдем-ка лучше к родной российской действительности. С мусульманской частью российского населения – все понятно. Хотят. На религию ссылаются. Мол, им не привыкать с трудностями бороться. Но наш мудрый президент благоразумно ограждает граждан своей страны от любых сложностей, и закон, легализующий полигамию, принимать отказывается.


А хотят ли русские… многоженства?

С политической точки зрения, полигамия, конечно, крайне удобна. Количество проституток, вдов и брошенных детей резко пойдет на убыль. Опять же мужиков настоящих, что бы сила, мудрость и мозги в одном флаконе, осталось крайне мало, хоть заноси в Красную книгу как вымирающий вид. А женщин, даже по песенной статистике, больше. К тому же со времен песенных демографическая обстановка в стране значительно ухудшилась, так что соотношение теперь выглядит значительно плачевней. Где же справедливость? К слову сказать, наши дамы сами виноваты в вымирании мужского пола. В том смысле, что она и коня на скаку, и в избу горящую, а мужику то что делать? Мужик, в раздумьях о смысле своего существования, потихоньку мельчал и вымирал... Но вернемся к теме. В наших российских реалия лучше все-таки шведский брак. Жены, как правило, всего две. Содержание вольное, развод не так тяжек для кошелька как в исламском варианте. И вообще, больше плюсов, чем минусов. Итак, попробуем выслушать две точки зрения. Мужскую и женскую. Что такой брак несет хорошего.
Кстати, основные плюсы с этого имеют как не странно женщины, которых в нашей стране почему-то считают явными противницами полигамии. Во-первых: дежурство по кухне сменное. Согласись, крайне приятно, когда посуду за тебя моет кто-то другой. Особенно когда предстоит уборка после твоего собственного дня рождения. Во-вторых: наполовину снимаются проблемы контрацепции. При правильном подходе вполне хватит если предохраняться будет только одна из жен. А если у одной из женщин, допустим, голова болит и вообще не до всяких глупостей, мужика всегда можно сплавить и ко второй жене. В третьих: всегда есть с кем поболтать (сами знаете, как это необходимо прекрасному полу), да и выпить, в случае чего, всегда есть с кем (это, конечно, главное . Песни под выпивку тоже вдвоем петь прикольней. В четвертых: если придется мужика погнобить, так вдвоем опять же сподручней. Одна голова хорошо, а две все-таки лучше. Следить за мужиком, тоже вдвоем легче, две-то пары глаз точно зорче чем одна. С этим доводом, я думаю, согласится даже самая ревнивая женщина. Ведь все равно нет никаких гарантий, что ты у него единственная. Так не лучше ли его делить с одной и хорошо знакомой дамой, чем с кучей гипотетических самок. В пятых: такой брак заставляет обоих супруг держаться, что называется, в форме.

Видимо имеет место быть какой то соревновательный фактор. Вряд ли в таких семьях увидишь вечные бигуди и засаленные халаты. В шестых: всегда есть у кого стрельнуть средства личной гигиены и с кем обменяться вещами из личного гардероба, дабы его несколько разнообразить. Ну, о взаимовыгодной пользе двух жен в хозяйстве (в деревенском особенно), уже говорилось. Да и вообще, вдвоем веселее .

МУЖЧИНА В КРУГУ СВОИХ ЖЕН (Многоженство на Русском Севере) Мороз А.Б.

Материалы записаные в Каргопольском районе Архангельской обл. и хранятся в архиве лаборатории фольклора экспедиции Российского государственного гуманитарного университета.
 Задавался вопрос о случаях многоженства среди местного населения, удавалось записать несколько историй на интересующую тему. К настоящему времени в нашем собрании скопилось значительное вы число рассказов о многоженстве на Русском Севере.

Первое, что бросается в глаза - это то равнодушие (а иногда и сочувствие), с которым рассказывается о многоженцах. Подобное явление не вызывает не только гнева или осуждения, но даже и удивления, а наш вопрос, были ли в селе мужчины, имевшие по несколько жен, воспринимается как должное. Речь, разумеется, идет не о мужчине, у которого помимо жены была (или были) еще любовница, к которой он наведывался время от времени, и не о вдовце или разведенном, женившемся вторично или третично. Всегда подчеркивается, что это, действительно, жены, жившие с ним одновременно, все в одном доме, одной семьей, с одним хозяйством. При этом обычно рассказывают, что мужик был женат, а потом привел в дом другую жену. Мотивируется это по-разному: он взял одну - она ему не родила, взял вторую - тоже, родила третья; «Первая жена она уж заболела тожо дак. Дак она как худа стала, умирать, он взял другую дак»; «...у него было много скотины. Две лошади было, две коровы было. Этих, два телёнка, да одна там не справляласи, старовата стала, а он-то ещё дебелый. Вот он на второй женился»; «Дядя , вот он был жонат на одной, а потом привёл к ей другую жену. Та уже постарше стала, помоложе навязалась просто».

Никогда не обращается внимание на то, были ли такие браки зарегестрированы (венчания или «записи» в сельсовете со второй, третьей и т. д. женой, можно предположить, не было), это не выделяется как непременное условие брака. В слово жена вкладывается постоянная совместная жизнь с мужем, а главное общее хозяйство, дом.

Подробности большинства историй о многоженцах направлены на описание совместной. хозяйственной жизни. Муж выступает прежде всего как большак, который следит за порядком, за тем, чтобы все работы выполнялись правильно, своевременно, четко. При этом между женами существует строгое распределение ролей, каждая из них знает свое место, отведенный ей круг обязанностей. «У меня они все работящие, одна в лес ездит, лошадка своя, это в лес по дрова, дрова возит. Другая по сено ездит, там не в один день, а через день, со скотиной ходит: корова, офцы - всё есть, двоё ходит со скотом - фсе при деле, фсе распределёны. Одна дома хлеб пекёт»; «Одна печку топила, кухарничала. Вторая за скотом ходила, а третья ходила уже баню топила, полы мыла да прочее»; «Старая, значит... коров по три - по две коровы держал. Вот так по хозяйству всё работала, значит. Это старая с коровами ходила. Молодая, значит, с ним занимается: и в баню с ним ходит, и баню топит, там бельё стирает, тодругое...»; «Одна жена обрежалася у печи, вторая ходила на колхозно поле и, так, на свою постать, как говорица...»; «Одна... корову держали, обыхажнвалисъ, а та уже по дому всё справляла».

По-разному описывается порядок сексуальных отношений между мужем и женами: по одним рассказам, муж жил по очереди со всеми женами («Спрашивают : "Как ты успеваешь спать-то?" - "Очередь веду"»), по другим, он спал только с одной, более молодой, что рассматривается как ее хозяйственная обязанность. Сексуальные отношения с мужем и деторождение равноценны в таких рассказах уходу за скотом, работе в поле, приготовлению пищи. В этом смысле при распределении ролей между женами соблюдается некоторое равенство: «Распорядок такой был: одна печку знала, вторая двор, а эта детей носила, значит эта знала детей»; «Одна была... за жену, а та за работницю, а эта приготовляла ись - все троё». Наконец, третий вариант взаимоотношений мужа с женами таков: когда первая жена уже стала больна и немощна, муж берет вторую, молодую. С ней он спит и рожает детей, а первая, если в силах, занимается хозяйством, если же нет, то в обязанности второй входит также уход за больной: «Первая жена она уж заболела тожо дак. Дак она как худа стала, умирать, он взял другую дак. Она ходила за ней, ухаживала»; «Вот разны были. Одна постарше, друга помоложе». «Ты с которой, Фёдор, спишь?» «Котора помоложе, с той сплю. А та, постарше, готовит нам, всё делаёт.. .».

Подводя итоги сказанному, можно отметить, что статус мужа и хозяина нескольких жен не только не противоречит стереотипам восприятия мужчины в традиционной культуре, но в известной степени выражает его суть.

Источник: Мороз А.Б. Мужчина в кругу своих жен (многоженство на Русском Севере)