Философия и баланда

На модерации Отложенный

Философия и баланда

  1. Слово сильнее оружия и ему надо учить с помощью  философии как науки о науке. В чем её прагматизм? Господствующая её парадигма признает разработку философии всех объектов реальности. Это пережитки доклассической философии  Древней Греции. Фактически это не философия, а филодоксия. Филодоксы пишут философии всех явлений реальности, в том числе могут написать и «философию баланды». Я не встречал ничего вразумительного в таких их трудах и не признаю их научность. Не дело философии объяснять реальность. Её дело – быть наукой о науке, объяснить науку как социальный феномен и способы научного познания реальности с тем, чтобы перейти к теоретической науке о всех объектах реальности. В таком случае  философия внесёт вклад  в познание всех объектов реальности, в том числе  баланды. Философия баланды не нужна, но теоретическое объяснение  продуктов питания актуально.  И оно не может обойтись без объяснения баланды.

  2. Прагматическая потребность в теории продуктов питания вряд ли нуждается в аргументации.  Скажем,  в торговых центрах  можно купить пакеты приготовленных щей и борща. И покупателю нужно знать их различие как продуктов питания. Частные опросы  мнений показывают, что   половина людей не знает  различия этих наиболее распространенных у нас первых блюд. Можете проверить сами это утверждение. Конечно, эти различия не существенны  вообще, но  они свидетельствуют о том, что теоретизация  кулинарии назрела.  Здесь же данный факт используем только как  способ иллюстрации  специфики теоретического объяснения общеизвестного объекта.

  3. В свое время была сказана истина  – определяйте значение слов и вы избавите общество от многих заблуждений. А сейчас 70% людей знает более или менее точно только 30% используемых ими слов. Отсюда их взаимонепонимание. Особенно актуально это  при обучении профессионалов. Молодым людям надо усвоить тысячи ранее не использованных слов, а для этого каждое из них  повторить сотни раз…. А многие из них многозначны и много мнений об их смысле…. Только теоретизация науки решит эту проблему, а ключ к ней – технология мышления, философствования….

  4. Азы диалектической логики состоят в приемах анализа–синтеза, индукции–дедукции, построении эволюционных рядов и на их основе соритов и кладограмм (дихотомных моделей Порфирия). Для этого использовать ретроспективное 5 правило для руководств ума Р.Декарта и перспективный принцип И. Канта.  Началом является вопрос «что это?» и поиск ретроспективы  объекта, его становления. Предшественников выявляют с помощью определений, обычно указываемых в качестве родового признака. Следует использовать словари синонимов, труды историков. Выявление форм объекта происходит в меру объяснения их в обратной последовательности. Затем  ищут более развитые формы объекта по принципу И. Канта. В результате формируется эволюционный ряд, показывающий одновременно прошлое (становление) объекта, структуру его форм в данный момент и основы будущего. Ему соответствует лесенка Аристотеля от простого к сложному, график развития, дихотомная модель Порфирия. Построение таких рядов внешне просто, но  требует  определенного времени и всегда относительно.

  5. Можно иллюстрировать такую технологию применительно к баланде с любого первого блюда. 6 лет назад я начал с различия щей и борща. С помощью многих построил эволюционный ряд. И только месяц назад встретил слово «баланда». Его смысл знал смутно – одно из первых блюд. Словари помогли выяснить  содержание данного понятия,  и тогда легко  нашёл ему место в эволюционном ряду первых блюд, объясняющих борщ. Вот этот эволюционный ряд: вода  – напиток – «холодняки» – бульоны – баланда – похлебка – суп – щи – борщ.  В этом ряду каждое последующее  – превращенная форма предыдущего. Отличие последующих форм от предыдущих  можно назвать одним словом. Имеет место кумулятивность свойств форм объекта, сохранение преемственности и новации.  Исходным данного множества первых блюд является вода (в отличие от вторых блюд, где ее значение существенно меньше). Порой бедным приходится  довольствоваться водой. Но лучше в неё добавить нечто – сок, сахар и т.п. В таком случае вода превращается в напиток. Еще лучше добавить нечто съедобное, тогда возникает то, что белорусы называют «холодняки» (первые холодные блюда). К ним относятся окрошка, тюря. Проварка порождает бульон, широко распространенный в качестве первого блюда. Если в него добавить немного  съестного, например муки, то это и будет баланда – питание при различных экстремальных условиях. Если положить много съедобных субстанций, то  – похлёбка. Поджарка превращает похлебку в суп, а добавление в суп капусты,  крапивы и т.п. превращает их в щи, а добавление свеклы в щи  – борщ. (Добавление в суп свёклы делает его свекольником). Свекла  – специфика борща, а его сущность –  множество конституирующих особенностей его предшественников.

  6. Построение эволюционного ряда происходит одновременно с уточнением дихотомной модели Порфирия,  которая проявляет сущность анализа (выявление особенностей) и синтеза (выявление общего), индукции (снизу вверх) и дедукции (в обратном направлении). Это практическая систематика  форм объекта.

  7. Приведенное применение приемов диалектической логики  относительно. Краткость  изложения усугубляет  доступность её азов. Оно –  всего лишь иллюстративный факт данной  интеллектуальной технологии. Её практичность можно видеть в моих  учебных пособиях  при объяснении философии, экономики, педагогики, техники на сайте  sorit.ru. Данное объяснение  вряд ли доступно не обученным людям, но они,  вероятно, не участвуют в социальных сетях. Другая проблема  – плюрализм менталитета. Этого не избегнуть. Нужны особые сообщества в социальных сетях для единодушцев, единоверцев, единомышленников, в частности по проблемам  практической философии.

20.04.2012