Новая экономическая парадигма, оптимальная технология реализации.
На модерации
Отложенный
После очевидного провала либеральной экономической модели развития общества, встал вопрос. Что дальше? Постановка этого вопроса связана не с осознанием потери темпов развития научно-технического прогресса, а с грядущими социально-политическими потрясениями. Наивно полагать, что маятник, качнувшийся от социальной модели развития (социалистической) и отказ от «Советского проекта», как выражается М. Хазин технологической зоны, никогда не вернется обратно.
Простенький пример возврата маятника. Когда буржуазная революция в Европе попыталась сбросить монархические династии во времена Наполеона, ее с большими усилиями смогли подавить общими усилиями. Маятник замер. Но революции середины 19 века ознаменовали обратное движение маятника.
Сегодня мы наблюдаем движение маятника от либеральной модели, по логике, к социальной. Но современная совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, не позволяет теоретически обосновать следующий этап развития общества. Попытка прогнозировать и решить возникшие вопросы такие как: скорый распад мировой валютной системы и системы разделения труда, многополярность мировой политической системы, истощение ресурсов, инструментами, имеющимися в распоряжении «элит» в пользу «элит» не дает решения. Решение как говорят математики «пустое множество».
И уже высказан тезис - «Тот, кто предложит новую экономическую парадигму тот и будет "рулить" в России ближайшие 50 лет».
Не буду рассуждать на макроэкономичеких темы. Хочу лишь затронуть важный вопрос. Любое осуществление проекта требует затрат: материальных, людских и временных.
Хочу заметить, что два ресурса необходимо отметить особо – людские (наличие специалистов способных решить задачи в проекте) и время осуществления проекта.
Реформы, которые можно припомнить в истории, проходили в двух случаях.
Когда было либо поздно, либо совсем поздно. Иначе говоря, время играло критическую роль, как и наличие специалистов. Наблюдая за развитием кризисов в мире, можно заметить что ни специалистов, ни программ, ни мало-мальски внятных проектов с теоретической, образовательной, методологической, материально-технической и научной базой в наличие отсутствует.
Исключением является лишь действия Советской Власти (план ГОЭЛРО, индустриализация и т.д.), оказавшееся крайне затратным в смысле людских ресурсов.
Кто бы, что бы, не говорил, а политика в СССР по развитию социально-экономической и материально-технической базы были правильными. Особенностью были чрезвычайные обстоятельства – враждебное окружение и как следствие реальная угроза вторжения.
Единственным слабым местом, является цена вопроса. В отсутствии механизмов, методов и опыта реализации колоссальных мобилизационных проектов. «Менеджеры проекта» делали лекала на «глаз» и как подсказывала интуиция. То, что не входило в контур срезали репрессиями.
Но смею вас уверить, что такие чрезвычайные обстоятельства в будущем будут не исключением, а правилом. И если так будут решаться все мобилизационные проекты, то частота смены «градоначальников» («Элиты») как у Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города», перестанут быть аллегорией.
Момент угрозы развала системы государственного устройства, обычно происходит из-за падения эффективности управления государственным аппаратом и нетерпимого уровня коррупции.
Если не созданы механизмы на случай чрезвычайных ситуаций и ресурсы, то следует молиться и надеяться на лучшее.
Для того чтобы избежать наступление коллапса экономики и государственного управления, необходимо создать ресурсы, механизмы и институты, которые в любой момент могут выправить ситуацию.
Что необходимо сделать, когда возникла опасность паралича экономики и управления государства? Необходимо сменить чиновников высшего, среднего звена, линейного менеджмента, причем быстро и избирательно, изменить нормативные законодательные акты, приведшие к нарушению функционирования системы.
Как определить, что система движется к катастрофе? Просто, если бюрократия и элита встают в глухую оборону - отключают «социальные лифты», создают касты высшего управления, силовых структур и СМИ.
Согласен, что эта задачка сложна и возможно не по силам маститым профессионалам от экономики и госуправления, потому что нет у них внятной методики и программы, которая при каждом шаге улучшала положение. До последнего времени мероприятия по ликвидации последствий кризиса представляют собой цепь интуитивных шагов основанных на экспертных оценках и предыдущем опыте. Кроме того, нет кадровых ресурсов, которыми можно было заменить скомпрометировавших себя чиновников.
Задачи, которые необходимо решить, напрашиваются сами собой:
1. Создание методики оптимизации административных и коммерческих структур, позволяющих в разумные сроки (от 3-х недель до 3-х месяцев) изменить штатное расписание, документооборот, должностные инструкции, формы документов, определить значимые параметры, их значения, а также административные процедуры оценки и принятия решения.
2. Создание кадрового ресурса, несвязанного с административным аппаратом. Смысл заключается в том, чтобы старые традиции, связи и порядки были ликвидированы, работа и отношения в коллективах должны быть приспособленными для решения новых задач, исключив возможность коррупции.
3. Кадровый ресурс необходимо готовить массово, по принципу военных кафедр, обязательное образование в средней школе, профессиональных и высших учебных заведениях.
4. Создать институт приведения систем к эффективному функционированию и «Методологический центр по разработке методик оптимизации административных институтов, стратегических производственных и коммерческих структур при чрезвычайных ситуациях».
5. Создать программный продукт, который позволяет на основе стандартной методики оптимизации проектировать схему документооборота, создавать базу данных учета, модель прогноза, коррекции и мониторинга административных процессов.
Эти институты и меры необходимы, например, если начнется развал сельского хозяйства, необходимо реагировать быстро, так как производственный цикл занимает от 6 до 9 месяцев, а продовольственные запасы могут быть гораздо меньше потребности населения. Меры по исправлению и улучшению ситуации, могут затрагивать сразу несколько сфер от финансовой системы, производства, услуг, до гражданского и таможенного законодательства, а также международного права.
Реформа должна пройти быстро, молниеносно, и дать результаты через короткое время, необходимо не сорвать период посевной, чтобы собрать, переработать, сохранить урожай и увязать параллельно изменения в других сферах.
Обычно такие реформы длятся годы. Во время кризиса другое исчисление времени - месяцы, недели, дни.
Поэтому необходимо разработать программу и структуру оптимальных штатных расписаний, документооборота, нормативных актов, регламентирующих иерархические взаимоотношение и процедуру принятия решения и оценки, для различных сфер деятельности, таких как:
- Государственные структуры управления.
- Муниципальные структуры управления.
- Стратегические коммерческие и производственные объекты.
- Финансовые институты.
- Судебные органы.
- Структура избирательной системы.
- Структуры гражданской обороны и национальной гвардии.
Эти меры жизненно необходимы, так как, если начнется борьба с коррупцией в одной структуре, может начаться саботаж со стороны других структур, с целью сорвать эту борьбу.
Саботаж может привести к лавинообразным проблемам в транспорте, торговле, электро и водоснабжении, для создания давления на власти со стороны населения.
Например, парализовать стратегическое направления импорта газа или нефтепродуктов, обеспечение ГСМ автомобильного, водного и железнодорожного транспорта, поставки продовольствия импортных товаров и сырья, торговлю другими товарами, коммунальные службы армии и флота.
Можно возразить, что специалистов, которых необходимо подготовить для разного вида профессионально деятельности трудно, а если они поражены коррупцией?
Этот момент наиболее простой, так как механизм коррупции предполагает благополучие узкой группе лиц, кто получает львиную часть дохода от коррупции, остальные специалисты прикрывают своих начальников, доходы имеют унизительные и поэтому никак опорой центральным фигурам быть не могут.
По этой причине рядовые специалисты и руководители среднего звена достаточно легко приспособятся к новым условиям, тем более если их материальное положение улучшиться, включая улучшение социальной защищенности (медицинское и пенсионное обеспечение).
Если создать административный аппарат, действия которого будут публичны, перемещение специалистов прозрачно по вертикали и горизонтали внутри аппарата и зависеть только от образования и деловых качеств, а подготовка специалистов проста, доступна и обязательна в средних и высших учебных заведениях, то бюрократия теряет свою исключительность, можно легко заменить чиновника любого ранга буквально «человеком с улицы».
Стоит акцентировать внимание на обязательной массовой подготовки специалистов. Должна быть подготовлена программа, по которой можно было готовить огромное количество специалистов имеющих профессиональные знания чиновника. Необходим огромный ресурс, чтобы замена чиновника, как говорилось выше, любого ранга проблемы не составляло.
Граждане будут достаточно компетентны, чтобы оценить не только действия должностных лиц, но и нормативный акт и ресурсы направленные на решение определенной задачи. Это кстати повысит эффективность действующих демократических институтов, где граждане сами, без привлечения надзирающих органов могут пресекать попытки злоупотреблений.
И тогда можно ликвидировать саму возможность гражданской войны имеющий причины в коллапсе госсистемы.
Алимов Александр.
Комментарии