Vive la France!

На модерации Отложенный

Дочь моего старинного друга похвасталась как-то:" Корпоратив отмечали на Сейшелах! Михаил Александрович, ЕСЛИ БЫ ВЫ ЗНАЛИ, КАКАЯ ТАМ КРАСОТА!". И была крайне удивлена, когда я ей сказал, что бродил по этой красоте в парадной форме одежды еще тогда, когда ее мама с папой осуществляли намерение связать свои жизни, но окончательного решения не приняли. Когда в Афгане шла непонятная война, американцы создавали новую авиабазу на архипелаге Диего-Гарсия в самом центре Индийского океана, а сам я, худющий авантюрист, служил в управлении Восьмой оперативной эскадры и был приписан к политотделу. Синекура моя называлась "инструктор по комсомолу", но уже в те годы здравомыслящие люди понимали, что комсомол - это такая организация, где работают как маленькие, а пьют как большие. Поэтому серьезно к нему не относились. А мне с моим английским и хорошим знанием района плавания выпадала судьба должности, штатным расписанием не предусмотренной. Ее в общем можно назвать "референт-переводчик командира эскадры", "офицер по особым поручениям для визитов" или как кому больше понравится. В общем, получить вводную типа " у меня через час пресс-конференция, нужно заявление для прессы по поводу очередного достижения советского народа" для меня было делом обычным. Естественно, заявление должно было быть на английском. Приходилось развлекать многочисленных гостей, находить общий язык с портовыми властями, помогать командованию кораблей в приобретении провизии - в общем, заниматься важным , нужным и интересным делом. Какой там к черту комсомол...

История, связанная с Сейшелами, обозначилась в начале июля ....кажется 82 года. Сейшелы отмечали какой-то праздник на общегосударственном уровне - то ли день независимости, то ли дату открытия себя португальскими мореплавателями - в данном случае неважно. Тамошние креольские жители - народ веселый, по жизни не замороченный, погулять любят и умеют. Посему пригласили на свое празднество множество кораблей разных стран, дабы порадовать жителей Виктории ( столица страны, примерно с наш Новохперск или Здолбунов) видом грозных кораблей и оказать содействие местному малому и среднему бизнесу за счет множества истосковавшихся по ЖИЗНИ во всех ее проявлениях клиентов. Празднество было назначено на пятнадцатое июля - день стоит того, чтобы его запомнить.

Из состава эскадры выбрали подходящий борт - если память мне не изменяет, это был большой противолодочный корабль "Василий Чапаев". Корабль хороший, с отличной командой (по прозвищу "первая конная" - при чем это здесь, непонятно, Чапаев никогда в первой конной не служил), с грамотным командиром и очень тщательным боцманом - Виктором Ивановичем. На переходе от Сокотры до Сейшел корабль драили, красили и приводили в невероятный вид всеми силами и средствами. У меня была своя работа: разработка маршрута посещения гостями , написание плакатов , начинавшися с предлога "NO" - куда не ходить,чего не крутить и куда не заглядывать. На борту был вокально-инструментальный ансабль "Мореходцы" - очень сильный аргумент на визите. Три умельца в поте лица ваяли сувениры с флотской символикой , для чего у механика были вытребованы трубки из купроникеля, а в Адене закуплена дельная древесина ценных пород. В общем, марафетились будь здоров. 

Накануне праздника, рано утром мы прибыли на внешний рейд Виктории. Осадка у нашего корабля была немаленькой, посему отдали якорь дальше всех от берега. К этому времени на рейде уже стояли голландский парусник "Харлем", английский учебный корабль "Гринвич", итальянский "Агриппа", французский корвет "Вириль", шведский учебный корабль "Оленшерна" , красавец - поляк  "Дар Поможа" - в общем, фотка с мостика "Василия Чапаева" получилась очень удачная".  

Наш корабль оказался выше всех рангом. И на борту его был самый настоящий контр-адмирал, Михаил Николаевич Хронопуло. Посему, по неписанным морским законам, он на время визита становился  СТАРШИМ НА РЕЙДЕ. То есть обязан был послать своего офицера связи на все корабли, вручить им свою визитку и презент, и принять ответные делегации от кораблей рейда. Я был занят на переговорах с портовыми властями - те никак не могли взять в толк, почему мы будем готовы принять катер только с одного борта.

Не станешь же им толковать, что  с другого борта у нас клинкет фановой системы - короче говоря, выхлоп всей корабельной канализации... Компромисс в конечном счете был найден: я им сказал, что подходить нужно будет к тому борту, который обозначен флагом "Добро" ( желтого цвета). Стоявший тут же старпом вызвал всех вахтенных и рыкающим голосом пригрозил: "Не приведи Бог кому-нибудь ДАТЬ ДОБРО СЛЕВА! Изведу на ржавчину!"В общем, когда переговоры закончились, меня вызвали к адмиралу и я услышал следующее. Поскольку со всех кораблей, кроме одного, представители уже прибыли, все формальности поверхностно выполнены, мне остается миссия - сгонзать по-молодецки на французский корвет, передать им ящик "Старорусской", вручить визитку и пригласить на борт флагмана - укрепления советско-французской дружбы ДЛЯ. На мое резонное возражение, что по-французски я знаю только "коньяк" и "ля фам", мне было сказано, что французский командир учился в Аннаполисе (США), хорошо говорит по-английски и вообще - почему еще не с ножиком? ( В смысле, почему не в парадной форме с кортиком?) 

Возражать не приходилось. Командирский катер рокотал на малых оборотах С ПРАВОГО БОРТА у трапа, в корме был тщательно уложен заклеенный ящик водки, а у борта меня ждал представитель нашего посольства, который нацепил на мой китель ВПЕРВЫЕ В ЖИЗНИ бэйджик, наскоро сляпанный "Полароидом", на котором написал мое звание, статус (офицер связи флагмана) и фамилию. Погода была чудесная, катер шустро побежал к французу. По мере приближения стало понятно, что на корвете подняты флаги расцвечивания, вывален парадный трап и вообще марафет наведен абсолютный. Логика моя в тот момент была совершенно понятной: ребята готовятся к завтрашнему торжеству, у нас сейчас та же чехарда, ближе к вечеру закончат, флаги разберут и будут ждать завтрашних торжеств. Но дедукция  моя оказалась посрамленной самым беспощадным способом - и не далее, как через полчаса.

Подваливая к трапу, катер сбросил обороты. Крючковые лихо захватили причальные "сережки" и подтянули катер одним резким движением. Все было чин по чину! Я поднялся по трапу и остановился на верхней площадке. Напротив меня стоял не вахтенный офицер , а лично командир : на парадном мундире С ПАЛАШОМ и ВСЕМИ НАГРАДАМИ командирский жетон выделялся особенно, Лихо откозыряв, я затарахтел "Мистер кэптен, лэйсон оффисер премьер-лейтенант.... " И ВДРУГ МЕНЯ ПРОШИБ ХОЛОДНЫЙ ПОТ!!!! КОМАНДИР ЧИТАЛ МОЮ ФАМИЛИЮ НА ВИЗИТКЕ!!!!! Прочтя,  помолчал и произнес сакраментальное французское "О-ля-ля"... Я вдруг ПОНЯЛ ВСЕ! Они не к затрашнему дню готовились! ОНИ ПРАЗДНОВАЛИ ДЕНЬ ВЗЯТИЯ БАСТИЛИИ!!!! И ОФИЦЕРОМ СВЯЗИ К НИМ ПРИСЛАЛИ.... КУТУЗОВА!!!!!!!! Даже трудно себе представить, каким мог быть этот международный эль скандаль, если бы мудрый французский командир не задал мне вопрос: "Сорри, мистер лефтенент... Вы не родственник ТОГО САМОГО Кутузова?" "НЕЕЕЕЕЕЕЕТТТТ- заорал я не своим голосом."Я ДАЖЕ НЕ ОДНОФАМИЛЕЦ!" " А что, это может повредить моей миссии?" Как раз в это время, не дождавшись моих указаний, командир катера поднял по трапу ящик со спиртным и поставил его у моих ног - как раз между мной и командиром. "Миссии? Ни в коем случае. Но мир - один большой парадокс, мсье. Командир корвета "Вириль" капитан второго ранга МЮРАТ. В отличие от вас - ПРЯМОЙ потомок того самого кавалерийского маршала..."
Что еще сказать по этому поводу? Что русская водка с французским коньяком - вполне сочетаемая конфигурация? Что провожали меня с корабля на ФРАНЦУЗСКОМ катере с ящиком дижонской граппы, барельефом Лаперуза (отвезти во Владивосток в морской музей - туда и был доставлен), и фирменным диском Мирэй Матье - лично Вам , мсье лейтенант... По моей просьбе катер обошел корвет "по солнцу", командир с мостика в мегафон пророкотал вдогонку : Вив ля рюсс!" Мне ничего не оставалось , как сказать "Вив ля Франс"... 
Праздник прошел на ура. Я получил благодарность  и здоровенную бутылку виски - лично от адмирала. Пластинка до сих пор лежит на полке - хотя давно уже не играет. А мир действительно полон парадоксов - раз сегодня можно так запросто слетать на те самые Сейшелы, где лично Кутузов встретился лично с Мюратом... О-ля-ля!