Что ждать от нового срока Путина?

Политические протесты в России переходят в практическую плоскость. Переквалифицировавшись в наблюдателей, оппозиционеры на мартовских выборах пришли к неутешительному выводу. Хотя нарушения были, за Владимира Путина все-таки проголосовало большинство. Однако по той же причине – из-за перехода от «площадной» активности к реальным действиям – жизнь властей может осложниться. Поняв, какие возможности дает самоорганизация, активная часть россиян будет развивать успех – в судах, в проектах, подобных «РосПилу» и «Синим ведеркам». Но это не единственная проблема, поджидающая команду Кремля в ближайшие шесть лет. Мировой экономический кризис, зашедшие в тупик переговоры по Ближнему Востоку, необходимость срочно и безжалостно повышать налоги. Будущему главе государства, приложившему столько усилий для своей победы, в общем-то, не позавидуешь. Черта под названием «4 марта» пройдена, что дальше?

НДС как плата за популизм

Продолжающийся кризис в еврозоне кажется не обвальным, как в 2008 году, но долгим и нудным. Старый Свет потихоньку тянет за собой всех. В начале года МВФ в очередной раз пересмотрел прогнозы: миру он обещает 3,3% роста ВВП против прежних 4%, США – 1,2 против 1,9%, Китаю – 8,2 против 9%, России – 3,3 против 4,1%. Еврозона и вовсе «уйдет под воду», сократив экономику на 0,5% вместо роста на 1,1%.

На фоне оттока капитала и нехватки инвестиций наша страна могла бы потерять и больше. Спасает лишь обострившийся конфликт на Ближнем Востоке. Одни только разговоры о возможной военной интервенции в Сирию или ударе по Ирану способны продержать нефтяные цены на высоких уровнях весь год. Большинство экономистов прогнозирует 90-100 долларов за баррель Brent. «Нефть будет стоить порядка 100 долларов. Худший, но маловероятный вариант – падение до 70 долларов. Тогда ВВП России сократится примерно на 1%, будет ощущаться нехватка ликвидности в банковской системе, обострится проблема «плохих» долгов – в общем, повторится кризис 2008 года, но в меньшем масштабе», – говорит главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова.

В этом случае дефицит бюджета будет покрываться за счет Резервного фонда. По расчетам г-жи Орловой, этой «копилки» нам хватит, даже если среднегодовые котировки рухнут вплоть до 30 долларов. Но нефтяные цены не упадут в ближайшие два года, уверен главный экономист HSBC по России и СНГ Александр Морозов. «Если котировки опустятся хотя бы до 80 долларов, страны ОПЕК, прежде всего Саудовская Аравия, ограничат поставки сырья на мировой рынок. И стоимость вернется к оптимальному для ОПЕК диапазону – 90-100 долларов».

Впрочем, высокие цены на «черное золото» не гарантирует отсутствие головной боли у будущего президента. И главной ее причиной станет дефицит Пенсионного фонда (ПФР). В 2012 году на его покрытие уйдет 1,2 трлн рублей из федерального бюджета. Эксперты МВФ указывают на проблемы пенсионной системы как одни из ключевых в российской экономике. Соотношение средней пенсии и зарплаты у нас составляет около 40%, пенсионные расходы при этом равны 8% ВВП. Если поддерживать такую пропорцию, к 2015 году они вырастут до 15% ВВП, предупреждают в МВФ.

«Единственный выход из сложившейся ситуации – повышение пенсионного возраста. Непопулярная, но необходимая мера», – уверен главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. Примерный порядок действий разработали авторы «Стратегии-2020»: пенсионный возраст будет постепенно – приблизительно в течение 15 лет – увеличиваться и достигнет 63 лет как для мужчин, так и для женщин.

Представители власти, однако, упорно пресекают любые разговоры на этот счет. Зато ходят слухи, будто для покрытия дефицита ПФР планируется поднять налоги. В неофициальных беседах высокопоставленные чиновники говорят, что выбирают между ростом НДС до 20% (как вариант – до 22%) либо введением дополнительного 4-процентного сбора с зарплат. Причем платить его работник будет самостоятельно – по сути, речь идет о повышении НДФЛ до 17%. «Для экономики в целом рост НДС представляется меньшим злом, – рассуждает заведующий лабораторией бюджетной политики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Илья Соколов. – «Зарплатный» налог уменьшает величину реально располагаемых доходов населения. А именно внутренний спрос является основным фактором роста ВВП». Кроме того, новый сбор больше всего ударит по отраслям с высокими зарплатами – IT, финансовой сфере и т.д., хотя эти направления являются приоритетными для России. По крайней мере, власти неоднократно заявляли, как важно создать комфортные условия работы для «мозгов».

Что касается разрекламированного Владимиром Путиным введения налога на роскошь, то эта мера выглядит чистой воды предвыборным популизмом. По прогнозам экспертов, затраты на администрирование будут примерно равны полученным доходам. Другая мера – взимание единоразового сбора за «нечестную приватизацию» – тоже сомнительная. Многие активы, действительно полученные по бросовым ценам, уже сменили нескольких владельцев, и теперешние хозяева заплатили за них сполна. На кого тогда ляжет новый сбор? Существуют трудности и с расчетом справедливой цены этих активов, ведь приобретались они в 1990-е совсем в другом состоянии, нежели сейчас.

Образ врага

«Противоракетная оборона [сил НАТО. – Прим. «РБК»], безусловно, нацелена на то, чтобы нейтрализовать ракетно-ядерный потенциал России», – проникновенно глядя в камеру, говорит Владимир Путин. Это кадры из фильма «Холодная политика», предвыборного шедевра Первого канала. Еще мы все знаем, что митинги финансирует Госдеп США, не зря же лидеры оппозиции ходили на прием к новому послу Майклу Макфолу. «Путин выбрал в качестве предвыборной мишени американцев. Самое забавное, что республиканцы в США в ходе предвыборной гонки также «стреляют» в Россию и лично в Путина, – пожимает плечами заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов. – Демократа Обаму обвиняют в слишком теплых отношениях с этим «тираном».

Способна ли предвыборная риторика всерьез поссорить наши государства? Вряд ли. Другое дело – позиция России в отношении резолюции Совбеза ООН по Сирии. Западные страны призывают Башара Асада уйти добровольно, по сути расчищая путь для военной интервенции. Мы же категорически не хотим повтора ливийского сценария. Сирия является крупнейшим на Ближнем Востоке импортером российского оружия. Кроме того, это один из немногих наших союзников в регионе. А главное – существуют разумные предположения, что США и другие страны, вторгаясь в Сирию, «расчистят площадку» для удара по Ирану. Все это может привести к хаосу на Ближнем Востоке и усилению Саудовской Аравии, с которой у России далеко не лучшие отношения (и которая, по мнению многих экспертов, финансирует терроризм на Северном Кавказе). Да и сам по себе Иран находится слишком близко к нашим южным границам. «В Ливии на смену режима Муамара Каддафи пришли радикальные исламисты, активизировалась «Аль-Каида» в странах Магриба, – напоминает старший научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. – В Сирии может повториться то же самое, только это куда ближе к российскому Северному Кавказу».

Впрочем, какой бы ни была позиция России по Сирии, ждать серьезной ссоры с США не стоит. «Наши страны сейчас нужны друг другу как никогда со времен окончания холодной войны. Штаты зависят от нас, потому что только по нашей территории идет транзит войск в Афганистан.

И это как минимум до 2014 года, – рассуждает Дмитрий Суслов. – В свою очередь, США не препятствуют России в интеграционных проектах на территории СНГ, тому же евразийскому союзу. В общем, мы с ними не враги, хотя и не друзья».

В ходе предвыборной кампании кандидат в президенты обнаружил еще одного, хоть и не столь явного врага. В одной из программных статей Владимир Путин предлагает ужесточить – вплоть до уголовной ответственности – правила регистрации мигрантов, ввести экзамен на знание русского языка. Таким образом он «подмигивает» избирателям, придерживающимся националистических взглядов. Сами же меры спорные. «Поймите, русский язык не нужен таджикам или узбекам, которые по полгода не выходят со строительных площадок, – доказывает президент фонда «Миграция XXI века», бывший замдиректора ФМС Вячеслав Поставнин. – Про ужесточение регистрации и говорить нечего – еще одна «кормушка» для коррупционеров». По его мнению, все, что нужно в миграционной сфере, – наладить соблюдение существующих законов. «Жизнь мигранта зависит только от полиции и чиновников. А на все остальное – законы, обычаи – ему наплевать. Потому что сам он законом не защищен», – говорит эксперт.

Между тем предвыборное заигрывание с националистами может иметь серьезные последствия. В России, судя по результатам соцопросов, и без того растет уровень ксенофобии. Если в 2008 году лишь 10% опрошенных испытывали неприязнь к представителям других этносов, то в 2011-м их стало 20% (данные Левада-Центра). Поощрение таких настроений наряду с отсутствием нормальной государственной политики, например, по отношению к тем же мигрантам, рано или поздно может вылиться во вторые и третьи Манежки.

Горожане против чиновников

Критика судебной системы, жалобы на не слишком-то «теплый» инвестклимат и неэффективный госаппарат – все эти претензии давно стали привычными. В рейтинге восприятия коррупции Transparency International Россия занимает 143-е место из 182 (наравне с Угандой и Нигерией), в рейтинге Doing Business 2012 – 120-е место из 183, а уровень доверия к власти у нас равен 32% (по данным Edelman Trust Barometer 2012). И если в тучные годы эти проблемы загонялись в подполье благодаря высоким нефтяным ценам и благоприятной внешнеэкономической ситуации, то в кризис все выплывает наружу. Пожалуй, это главный вызов, с которым будущему президенту предстоит столкнуться в ближайшие два-три года.

Сторонники Путина не устают доказывать, что он и сам прекрасно все понимает, а потому после возвращения в Кремль сосредоточится на построении эффективной России. Он создаст-таки условия для притока зарубежного бизнеса – где-то в «ручном режиме», а где- то с помощью личных договоренностей и гарантий. В предвыборных статьях Путин рассуждает о развитии судебной системы, исключении из уголовного законодательства рудиментов «советского правосознания», пресловутой борьбе с коррупцией, создании условий для инновационного бизнеса и важности единого экономического пространства с соседними странами. «Я не припоминаю в мировой практике примеров реформ, повышающих эффективность госуправления, проведенных на тринадцатом году пребывания у власти», – категоричен проректор Российской экономической школы Константин Сонин. Чтобы провести хотя бы одну нормальную реформу, нужно назначить эффективных исполнителей, – продолжает ту же мысль научный руководитель факультета прикладной политологии НИУ ВШЭ Марк Урнов. – Но это означает тотальную чистку власти. И потерю Путиным многих соратников. Думаю, он не пойдет на это, даже если сильно захочет».

Показательным примером неспособности системы бороться с самой собой является дело Сергея Магнитского. Громкий скандал, связанный со смертью юриста в СИЗО, уже принес России немало неприятностей. Конгресс США и Европарламент одобрили резолюцию, призывающую запретить въезд в данные страны чиновникам, имеющим отношение к смерти Магнитского. Их набралось 60 человек – это так называемый список Кардина. Документ не является обязательным, однако если он вступит в силу, мало не покажется никому. Помимо физического запрета на пересечение границы речь идет о заморозке счетов и активов данных чиновников. Члены Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека также настаивают на более тщательном расследовании смерти Магнитского. Невольно напрашивается вывод: единственная причина упорного игнорирования властями всего этого шума – наличие высокопоставленных покровителей у главных обвиняемых. Таковыми независимое расследование называет, в частности, майора Карпова и подполковника Кузнецова. Если президент хочет вернуть доверие к правоохранительной и судебной системе, начинать надо именно с подобных историй, а не общих слов. Но как тут не вспомнить фразу печально известного майора Евсюкова о том, что, если он сядет, за ним «паровозиком пойдут» его начальники. Она прекрасно иллюстрирует отношения внутри чиновничьей вертикали.

Невозможность выгнать неэффективного госслужащего или коррумпированного губернатора связана еще и с политической монополией партии власти. Оппозиция и независимые наблюдатели не устают рассказывать о многочисленных фальсификациях на прошедших парламентских и президентских выборах. В судах рассматриваются сотни исков против членов избирательных комиссий. Очевидно, что именно чиновники на местах «ковали» победу на выборах. Очевидно и то, что после такого проявления лояльности режиму избавиться от них будет нелегко.

Размытый рейтинг

Что ждет Россию, если система действительно не изменится в ближайшие шесть лет? Угасание экономического роста даже при относительно хороших ценах на нефть. «Отсутствие глубоких реформ приведет к дальнейшему ухудшению экономической и политической ситуации. Конечным итогом станет смена власти на будущих парламентских и президентских выборах», – заключает Марк Урнов.

Примерно так же рассуждает и эксперт Тина Фордем из Citigroup. В аналитическом отчете, посвященном февральским митингам в Москве, она указывает на нарастание противоречий между новым российским средним классом, так называемыми «рассерженными горожанами», и укоренившейся элитой. «Страну ожидает длительное перетягивание каната между сторонниками режима и его противниками. Но второй президентский срок Путина не кажется вероятным», – полагает г-жа Фордем.

Более категоричен бывший вице-премьер, ныне бизнесмен и колумнист Альфред Кох. Он напоминает о непопулярных экономических реформах вроде повышения налогов или пенсионного возраста, которые неизбежно придется проводить Владимиру Путину. Как правило, такие вещи требуют «кредита доверия» населения. А многие, наоборот, уже сейчас раздражены происходящим. «Тренд на снижение популярности [Путина. – Прим. «РБК»] будет нарастать. К концу года он потеряет остатки привлеченного электората и останется с ядерным (25-30%). Весь следующий год будет нарастать волна ненависти к нему персонально. Уже реальные его грехи будут сильно дополнены выдуманными грехами и слухами», – пишет г-н Кох в своем блоге. Между тем оппозиция окрепнет, в том числе материально. И уже к 2013 году критика Путина превратится в общее место. «Дальше он, формально законный президент, будет фактически лишен всех властных полномочий, потому что те (пусть даже разумные) приказы, которые он захочет отдать для стабилизации обстановки, уже никто не выполнит», – продолжает Альфред Кох. Чиновники будут бояться окрика оппозиции, одинаково недовольной всем – и разумным, и неразумным.