Автомат Калашникова застрелился,Завод «Ижмаш» банкротят за смехотворную сумму долга

На модерации Отложенный

Нынешним летом или в крайнем случае осенью удмуртский завод «Ижмаш», производящий знаменитый на весь мир автомат Калашникова, будет остановлен, утверждает в открытом письме на Forum.msk.ru инженер-конструктор Конструкторско-оружейного центра «Ижмаша» Алексей В. Письмо было размещено 15 апреля под рубрикой «Почта главного редактора: Убили завод «Ижмаш». Однако уже на следующий день оно внезапно пропало с сайта.

А буквально перед этим в печати появились сообщения, что решением Арбитражного суда Удмуртской республики «Ижмаш» признан банкротом, на заводе введено конкурсное управление. Причем требование по основной сумме долга, как передало «ИТАР-ТАСС», составляет чуть более 814 тыс. рублей. А банкротство объявлено в связи с невнесением текущего платежа в 20 тыс. рублей – меньше стоимости одного автомата Калашникова.

Пацаны из русских чеболей

Как мог завод, производящий автомат Калашникова – самое популярное оружие в мире, состоящее на вооружении более 50 регулярных армий и полицейских стран мира, красующееся на гербах Мозамбика и Зимбаве, стать банкротом?

- Когда оружейное предприятие банкротится за такие смехотворные суммы, особенно с учетом того, что спрос на оружие в мире растет, это значит, что существуют весьма заинтересованные в этом лица, - пояснил «СП» независимый управляющий активами на мировых фондовых рынках, владелец Chebotarev Lab Юрий Чеботарев. – Видимо, появились люди, которые хотят перераспределить собственность в свою пользу, вот и все. И этих людей нужно искать не только в госкорпорации «Ростехнологии», в состав которой входит завод, но и гораздо выше. Для того чтобы понять кто они, нужно иметь доступ к финансовой отчетности, а отчетность «Ростехнологий» абсолютно непрозрачная – это практически закрытая корпорация. Поскольку они работают на военные нужды, легко закрыть всю документацию под грифом «гостайны». И вы не можете знать, жены каких чиновников там работают, чьи сыновья повышают обороноспособность страны. Сложно отследить, что делают предприятия, входящие в «Ростехнологии», какие суммы «осваивают», ясно одно – что это деньги государственные, для того и создана подобная госкорпорация.

«СП»: - В нее же входят тысячи предприятий, работающих в абсолютно разных сферах?

- Такие госкорпорации построены по принципу южнокорейских чеболей, состоящих из группы формально самостоятельных фирм, но находящихся под единым финансовым и административным контролем, во владении одной семьи. Только в нашем случае в роли семьи выступает государство. Новые русские чеболи – это «Газпром», «Роснефть», РЖД, ну и конечно же, «Ростехнологии». Компании, контролируемые этим госпосредником, строят дома и офисные центры, плавят металл и выпускают автомобили, самолеты, торгуют компъютерами, и многое другое. Под управление «Ростехнологий» в свое время перешли все концерны и холдинги «Рособоронэкспорта», и сам оружейный посредник государства. Получилось второе после «Газпрома» «государствообразующее предприятие», с выручкой в десятки миллиардов долларов и гигантским политическим влиянием. А так же с большими возможностями создания не только финансовых потоков, но и трендов в частном бизнесе для младших членов семей чиновников. В Южной Корее в свое время чеболи вытянули экономику, будет ли это в России – неизвестно. Но восходящий тренд для собственного бизнеса из госкапитала «пацаны из русских чеболей» вытянут непременно.

«СП» - «Ростехнологии» появились давно, почему же только в прошлом году они заинтересовались «Ижмашем»?

- Наверное потому, что внутри корпорации появились люди интересующиеся акциями «Ижмаша», а владельцы не захотели продавать их. Дело в том, что когда «Ижмаш» приватизировали, было много индивидуальных пакетов акций, принадлежащих работникам предприятия.

Вот они взяли и обанкротили предприятие за 800 тыс. рублей, чтобы опустить цену бумаг ниже плинтуса – теперь сами продадут. Конечно, это лишь версия, но довольно правдоподобная.

 

Главнокомандующий сухопутными войсками России генерал-полковник Александр Постников, генеральный директор НПО "Ижмаш" Максим Кузюк, вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин и генеральный конструктор стрелкового оружия Владимир Иванов (слева направо) во время демонстрации автомата Калашникова пятого поколения с рабочим названием АК-12 на заводе "Ижмаш".

АК-12 — стреляющий «пазл»?

Зато гендиректор «Ижмаша» Максим Кузюк уверен, что ведение процедуры банкротства позволит сохранить имущество компании и бренд. По его словам, в рамках этой процедуры будут также приостановлены все исполнительные производства и сняты аресты с расчетных счетов компании, что позволит упростить проведение расчетов с контрагентами и своевременно выполнять все свои текущие обязательства - налоговые отчисления, расчеты по договорам, выплату заработной платы.

Однако работники не доверяют своему руководителю. Если верить открытому письму инженера-конструктора, на самом деле заводом управляет Игорь Завьялов, заместитель генерального директора «Ростехнологий» по финансам, и его жена, главный бухгалтер «Рособоронэкспорта». По его словам, в 2010 году Завьялов в ходе передела собственности заполучил себе «Ижмаш» и поставил туда своего человека - Кузюка.

В 2011 году на предприятии совместно с госкорпорацией «Ростехнологии» была разработана концепция реструктуризации, в рамках которой создана новая компания - Научно-производственное объединение «Ижмаш», дочернее предприятие «Ростехнологий» - на которое переведены все договорные обязательства и штат. Как было официально объявлено, перевод основной деятельности в НПО «Ижмаш» планируется осуществить до конца первого квартала 2012 года, а формирование имущественного комплекса - до конца года.

Но, как утверждает Алексей, работников переводят из старых юридических лиц, которые банкротят, в НПО вовсе не «переводом», а новым набором. Иначе говоря, все они должны уволиться со старых мест работы и подать заявление на оформление в НПО «Ижмаш». Причем оформление якобы происходит через иркутское кадровое агенство, что порождает подозрения работников о «кривых схемах». Злые языки говорят, что это кадровое агенство принадлежит директору по персоналу НПО «Ижмаш» Екатерине Сугаренко, которая является дочерью сослуживца гендиректора «Ростехнологий» Сергея Чемезова. Может, это и не так, но многие инженеры отказываются писать заявления на расчет...

 

А что же автомат Калашникова? Можно сказать, что он «застрелился». В январе сообщалось, что Минообороны не планирует закупать оружие у «Ижмаша» в рамках гособоронзаказа 2012 года, поскольку новый автомат модели АК-12 не соответствует требованиям. Руководство «Ижмаша» с этим не согласно, оно уверяет, что хотя АК-12 и разрабатывается для поставок на экспорт, по своим ключевым параметрам соответствует и современным требованиям Минобороны. И при наличии госзаказа завод готов наладить поставки АК-12 в войска и спецподразделения России.

Впрочем, сомнения в боевых качествах АК-12 остаются. По мнению Алексея, АК-12 - это просто «пазл», который главный конструктор Владимир Злобин собрал на основе всех самых привлекательных ижевских разработок для АК за последние десять лет. Разработок привлекательных, но не всегда хорошо показавших себя в практике.

По его мнению, АК-12 лучше, чем АК-47, но несколько хуже, чем АКМ, а в общем это «позор ижевской оружейной школы». И таких скандальных историй на «Ижмаше» много.