В России могут окончательно отменить самые мелкие монеты

На модерации Отложенный

Мир постепенно уходит от наличного расчета. Финансисты полагают, что уже через пару десятков лет в развитых странах бумажные купюры станут таким же анахронизмом, как гужевая повозка на современной трассе. Очередной вестник будущих перемен – прекращение выпуска металлических денег. Так, Канада с 2012 года отказалась от чеканки канадского цента. Давно приостановили чеканку копеек и в России.
Но сделано это было вовсе не из-за массового распространения у нас новых банковских технологий. Возможно, именно поэтому с полным выводом копейки из оборота финансовые власти по-прежнему медлят. 

В соседней Швеции некоторые регионы уже не первый год проводят «дни без наличности», когда в том или ином муниципалитете купюры и монеты не принимают нигде. В такое время расплатиться в кафе, купить билет на поезд, приобрести книжку можно исключительно при помощи банковской карты. Пока что скандинавы проводят такие дни в порядке эксперимента, но, поскольку недовольных переходом на безнал почти нет, все чаще звучат предложения навсегда оставить купюры и монеты коллекционерам и музейщикам.

Да и в России металлические деньги, в древности приятно оттягивавшие карманы богачей, вызывают у большинства граждан лишь раздражение. Они неудобны, громоздки, рвут карманы и подкладку кошельков, вдобавок легко теряются. К тому же выпуск мелкой монеты в большинстве стран обходится значительно дороже ее номинала. К примеру, себестоимость канадского цента к апрелю 2012 года составляла 1,6 цента, притом что его покупательная способность за полтора века существования упала в результате инфляции в 20 раз. А когда канадцы подсчитали, что на производство центов из бюджета ежегодно уходит 11 млн долларов, вопрос об отмене «монетного пережитка» был решен окончательно.

От своих мелких монет отказываются многие страны: Австралия, Бразилия, Новая Зеландия... Причины везде одни и те же – чеканить металлические деньги в условиях мировой инфляции стало нерационально.

Российская копейка за долгие века своего существования претерпела еще более глобальные изменения стоимости. В 1420 году, когда первые копейки-«новгородки» начали чеканить в Великом Новгороде (из чистого серебра, между прочим), они стоили вдвое дороже московских денег. В 2009 году на производство копейки (на которую давно уже ничего не купишь) государство тратило 47 копеек. Кстати, производство пятака обходится в 69 копеек...

Но самое главное, что по своей основной функции, как средство для оплаты товаров и услуг, копейку уже не применить. К примеру, если покупатель достанет хотя бы рубль копейками, кассир посмотрит на него, как на умалишенного. А в ином магазине готовы простить не то что гривенник – пару рублей, лишь бы не связываться с мелочью.

Конечно, по действующему законодательству, во всех магазинах и банках России копейки принять обязаны. Поэтому многие учреждения ищут все новые (хотя и не вполне легальные) способы отказаться от «металлического бремени». Например, в некоторых банковских отделениях за то, чтобы поменять копейки на монету или купюру в 10 рублей, придется заплатить комиссию рублей пятьдесят.

Сделано это, конечно, специально – чтобы смысла в этой процедуре не было совсем.

Сегодня в обращении находится 7,3 млрд копеек и 5,8 млрд пятаков. Если разделить их поровну на всех граждан страны, получится по 50 копеечных монет и по 40 пятаков на каждого россиянина. Общий вес одной такой «порции» потянет почти на 200 граммов, а суммарный номинал составит всего лишь 2,5 рубля. Чтобы оплатить одну поездку в петербургском метрополитене, таких денег потребуется 2 кг.

Еще любопытный факт: если взять всю линейку современных российских денег (от одной копейки до пятитысячной купюры), то самая мелкая будет дешевле самой крупной в 500 тыс. раз. Такой разрыв абсолютно несвойственен денежным системам экономически развитых стран и демонстрирует по меньшей мере недоработки в нашей финансовой системе. Для сравнения: в США разница между центом и стодолларовой купюрой составляет всего 10 тыс. раз.

Разговоры об отмене затратных для госбюджета и, в общем, абсолютно ненужных монет идут уже давно. Еще в прошлом году депутаты Госдумы пошли навстречу инициативе Центробанка и остановили чеканку монет номиналом 1 и 5 копеек. А в 2012 году их, по всей видимости, начнут выводить из оборота. Сделать это планируется постепенно, чтобы не спровоцировать рост цен. Но сможет ли осторожное обращение с копейкой избавить нас от инфляции?

Многие граждане старшего поколения, конечно, помнят, что денежные реформы во времена СССР и постсоветской России неизбежно били по кошелькам простых людей. Даже, казалось бы, совершенно безобидная хрущевская деноминация 1961 года вдесятеро взвинтила цены на мелкие товары и подстегнула темпы инфляции. А уж о том, что творилось с государственной финансовой системой двадцать лет назад, помнят практически все. Многочисленные варианты монет и купюр, выходившие в конце 1980-х – начале 1990-х годов, обесценивавшихся чуть ли не на следующий день, хранятся в домашних архивах многих российских семей. Хотя и воспоминания они вызывают не самые радостные...

Так вот эксперты считают, что грядущая отмена копейки вряд ли подстегнет инфляцию. Ведь «реформа» лишь утвердит сложившийся порядок вещей. Более того, многие финансисты считают, что «полновесная копейка» и изначально-то была мертворожденной. Даже во время чеканки последней российской копейки (1997 год) она могла пригодиться разве что при оплате коммунальных услуг. Поэтому опасаться того, что торговцы вдруг округлят цены в сторону увеличения, не следует – их округлили уже давно.

Конечно, жить при денежной системе, не имеющей копейки, для некоторых сограждан будет сложно психологически. Особенно людям старшего возраста, помнящим стаканчики мороженого по пятаку, газировку за три копейки и спички за копейку. Хотя еще в 2008 году 91% опрошенных Левада-центром россиян высказались за отмену никому не нужной монеты. Не будем уж говорить о том, что на фоне предстоящего в ближайшие десятилетия полного перехода к безналичным расчетам этот вопрос выглядит сущей мелочью.