Профсоюзы эту кампанию судов поддержали, потому что ситуация чревата остановкой производств, потерей работы, зарплаты, большими проблемами для простых людей. Циблиенко и Емельянчик уже сейчас страдают от одной только мысли о возможности экономического коллапса. По крайней мере, свой моральный ущерб в судебных исках они оценили конкретными суммами.
Обеспокоенность людей тем, что они могут потерять и работу, и зарплату, очень понятна. Только при чем тут Ивашкевич и Усс? Если в доме гнилая крыша, то чем виноват сосед сверху, через квартиру которого вас затапливает? Да хоть задуши этого соседа, течь не перестанет. Потому что крышу чинить надо. Это же очевидно.
Из-за постоянной войны на линии Беларусь--Европа нас всех лихорадит, мы все страдаем. Что бытовые мелочи взять, что глобальную политику -- белорусы будто ущербные или прокаженные.
Например, стоимость шенгенской визы. Для граждан России и Украины она всего 35 евро, для белорусов -- 60. Чувствуете разницу?! А ведь при наших зарплатах 60 евро это то же самое, что для россиянина 300! И европейцы это понимают. Более того, не скрывают, что отношение к нам такое, потому что с Минском невозможно договориться. Украина и Россия полноценно участвуют в программе «Европейская политика соседства», а Беларусь -- нет. Носом крутим, дверями хлопаем, то и дело плюемся обидами из-за пограничных столбов. Нам и то не так, и это не этак, и здесь нас не уважили, и там не поняли. То, что России и Украине хорошо, нам почему-то плохо.
Из Москвы и Киева послов не выдворяют, их президенты европейских лидеров «козлами», «вшивыми», «голубыми» не называют. И как-то все у них с Европой получается: для простых людей -- визы дешевые, для государств -- проекты общие, лидеры встречаются, вопросы решают, руки друг другу пожимают. Зато ни к нам кто, ни мы к кому; апломб зашкаливает, язык без костей -- и провал по всем фронтам…
Если бы Ивашкевич служил главой МИД, был бы понятен праведный гнев мозырянки Марины Циблиенко, которая увидела в его действиях серьезную угрозу отношениям Беларуси с Европой, экономическим перспективам белорусских предприятий в целом и ее родного Мозырского НПЗ в частности. А так… Ну, давайте по суду навсегда лишим Ивашкевича права говорить. Что от этого изменится?
Тем не менее профсоюзный актив господина Козика дружно поддерживает судебные иски Циблиенко и Емельянчика, потому что видит в призывах к санкциям угрозу срыва глобальных экономических планов и проектов многих белорусских предприятий. А ведь для начала стоило бы разобраться с проектами, которые уже сорвались. Например, Китай на днях отказался от инвестиций в Минский аэропорт. Ивашкевич ничего Китаю не подсказывал, ни к чему не призывал. Они сами додумались. И знаете почему?
Зачем Китаю серьезно вкладываться в белорусский рынок, если нас тут меньше 10 миллионов человек? А у них только в одном Шанхае то ли 16, то ли 19 миллионов -- посчитать не могут. И земли в Китае хватает, чтобы заводы строить, и людей с избытком, и без нашей помощи они завалили весь мир своими поделками. Беларусь для них даже не крупный город, а логистическая площадка для транспортной перевалки товаров в Европу. Доделать, подкрасить, упаковать -- и через западную границу. Вот и вся цель. Причем свою продукцию они и сами до Европы довезут, хитрость в том, что если на тех же товарах появляется надпись «Made in Belarus», то это уже не подпадает под их национальные квоты.
Иными словами, от Беларуси Китаю нужна открытая, широкая, надежная дорога в Европу. Все! У них нет географического кретинизма. Не в Казахстан они собрались через нас свою продукцию возить, не в Россию.
Ну, так кто виноват, что большие китайские деньги упорно в Беларусь не идут, что сорвался проект с аэропортом? Кто виноват, что мы, как те ослы, ждем серьезных вливаний из Китая и одновременно развернули дипломатическую войну на западном фронте?
Может, молодой начальник смены Алексей Емельянчик с «Гродно-Азота» все-таки по-честному ответит на вопрос, почему у Беларуси проблемы даже с китайскими инвестициями, хотя ни Ивашкевич, ни Усс к Пекину с воззваниями не обращались?
Нам деньги не нужны? Не нужны современные западные технологии? Не нужны западные рынки? Не нужны совместные белорусско-европейские проекты? Мы будем хорошо жить, торгуя со странами, которые ничего не могут ни дать, ни купить, потому что сами в долгах?..
Не надо быть экономистом, чтобы понять: мы сами поставили себя к стенке и теперь бьемся в нее, обвиняя весь мир. Хотя мир ничего невероятного от нас не требует. Европа готова и деньги дать, и свой рынок открыть. Напомню, что, когда перед президентскими выборами в Минск прилетали министры иностранных дел Польши и Германии, было однозначно заявлено: будут честные выборы -- Беларусь получит от ЕС 3 миллиарда евро. Но не нужны нашей власти оказались эти миллиарды. Ей лучше, чтобы спецназ, натасканный на разгон акций протеста, проверил свои умения на практике.
Проверили. Спецназ с безоружными людьми справился. Денег Беларусь не получила.
А потом был обвал рубля, рост цен, слезы пенсионеров возле прилавков с мясом и колбасой… И наше высшее начальство старательно делало вид, что очень простым людям сочувствует.
Сейчас есть план польского премьера Дональда Туска: белорусская власть выпускает из тюрем политзаключенных, прекращает репрессии против политических оппонентов, проводит честные выборы в парламент -- и получает 9 миллиардов евро.
Но нам опять не надо. На днях глава Администрации президента Владимир Макей и министр иностранных дел Сергей Мартынов исполнили под телекамеры старые песни про давление и шантаж со стороны Европы.
А ведь они знают, что чуда не случится; что, кроме Запада, Беларусь из финансовой пропасти никто не вытянет. Российские деньги на поддержание штанов -- это всего лишь скупка наших заводов, а инвестиции из арабского мира -- скупка земель под гостиницы и развлекательные комплексы. Причем за копейки… Все это продлевает агонию. Не более.
Они знают, что без серьезных внешних финансовых и технологических вливаний белорусы так и будут душиться в очередях за социальным молоком, корячиться на нескольких подработках, экономить на отдыхе, питаться костями да капустой.
Знают, что многие старики со своими пенсиями от такой жизни будут плакать. Знают, что далеко не все белорусские дети попробуют тот же ананас. Знают, что секонд-хенды -- обноски из Европы -- останутся самыми посещаемыми магазинами.
Знают. Но, сложив губы куриной гузкой, учат всех, как правильно Родину любить.
Они знают, что Европе, Западу от нас ничего вопиющего не надо -- только чтобы власти, считаясь с общечеловеческими ценностями, вели себя прилично и не натравливали белорусов на белорусов, брата на брата. А еще чтобы вернули нам, белорусам, право выбирать и президента, и депутатов. И что нет в этом никакого шантажа, никакого унижения или оскорбления страны.
Все всё знают, понимают, все не дураки. Но топ-персоны -- на телеэкране, профсоюзы встали в стойку, общественные организации, предприниматели, адвокаты принимают заявления и обращения, клеймят оппозицию позором и призывают Европу отказаться от введения санкций. Люди тонкой душевной организации типа Марины Циблиенко и Алексея Емельянчика в суды побежали, чтобы Родину защитить.
Спектакль это. И дурной. Отвлекающий от главного.
Потому что пока политзаключенные в тюрьмах, пока наша политическая система -- это настроения, желания, пристрастия и симпатии одного человека, -- никаких нормальных отношений с цивилизованным миром мы не выстроим. Если профсоюзы, адвокаты, предприниматели, физики, химики, поэты, художники, рабочие, учителя и т.д., и т.п. на самом деле хотят добра своей стране -- простому работяге, мастеру смены на заводе или оператору вычислительных машин, они должны не к Европе взывать. Они должны от белорусской власти требовать: во-первых, освобождения политзаключенных; во-вторых, общественного диалога; в-третьих, серьезной политической реформы.
Чтобы каждый в Беларуси имел право голоса. Чтобы каждый имел право выбора. Чтобы власть не делила белорусов на правильных и неправильных.
Никаких политических конфликтов с Западом, никаких санкций не будет, если мы у себя в стране научимся вести политические споры без помощи тюрем и спецназа. Потому что нам всем здесь жить. У нас одна земля. Мы один народ. И хватит нас стравливать.
Комментарии