Интервью с П. Ф. Алешкиным
Интервью с членом Правления Союза писателей России, членом Президиума Литературного фонда России, членом Экспертного Совета литературно-публицистического критического журнала «КЛАУЗУРА» П. Ф. Алешкиным
Интервью с членом Союза писателей России, членом Правления Союза писателей России, членом Президиума Литературного фонда России, генеральным директором издательства «Голос-Пресс», главным редактором журнала «Наша молодёжь», кандидатом исторических наук, а так же членом Экспертного Совета литературно-публицистического критического журнала «КЛАУЗУРА» Петром Федоровичем Алешкиным.
КЛАУЗУРА: Добрый день, Уважаемый Петр Федорович! Большое спасибо, что согласились на интервью, при вашем плотном графике. Давайте начнем с глобального вопроса, который задает себе из века в век, каждый творческий человек. От этого, вопрос не перестает быть актуальным и насущным. Что сейчас, по вашему мнению, твориться с современным искусством и культурой?
ПЕТР АЛЕШКИН:
Кризис и упадок, если сказать кратко. Шучу! Это на поверхностный взгляд. Никто пока не вглядывается в глубину. Время у нас неспокойное, суетливое. Все заняты выживанием, добыванием денег. Не до искусства, не до высокой культуры. Быстренько окинул взглядом инсталляцию с перфомансом, посмеялся и побежал дальше, забыв тут же, что видел. А те, кто своими глазами не видели это, прочитают в инете репортаж журналиста, который с удовольствием напишет о перфомансе. Чтоб написать о высоком искусстве, убедительно показать, что новое полотно художника или новое произведение писателя по-настоящему талантливо, нужно не только потрудиться, поискать слова, но и самому обладать знаниями, умом и талантом, уметь думать, анализировать. Значительно проще и доходней постебаться о какой-нибудь инсталляции бездельника-шутника, называющего себя современным «творцом».
Работают, трудятся и сейчас молодые, и не молодые настоящие художники, музыканты, писатели, произведениями которых будут гордиться потомки. Но они в тени. О них мало кто знает пока. Почему так? Вглядитесь в историю. Посмотрите, почему и когда в разных странах вдруг расцветали литература и искусство. Да только потому, что во главе этой страны становился сильный неравнодушный к искусству правитель. Сразу и литература, и все виды искусства расцветали, создавались шедевры. При ничтожном правителе и искусство ничтожное! Таков закон!
К: А теперь более конкретно. Так сказать о том, что вам ближе всего. О современной литературе.
Петр Федорович Алешкин
П.А.:
Я считаю, что в наши дни написаны литературные произведения, которые надолго останутся в русской литературе. И написаны они писателями, которые сформировались в последние годы советской власти, но этому поколению не повезло. Когда они стали входить в силу, их произведения не могли попасть в толстые журналы, которые тогда печатали возвращенную литературу, хотя часто по художественным достоинствам она была слабее произведений писателей нового поколения, но за ней стояла магия запрещенной. Читатели искали в ней откровения, вчитывались между строк, пытались понять, за что ее запрещали. Потом, когда читатели разочаровались в ней, они одновременно разочаровались в толстых журналах. Страна была разгромлена, стало не до книг, не до чтения, лишь бы выжить. Чтоб забыться, читали только криминальные романы – Доценко да Николая Леонова. Кто о них теперь помнит? Теперь читают Донцову да Устинову. Через десять лет придут новые авторы криминальных романов, и кто вспомнит об этих.
Но в те же годы печатались и высокохудожественные произведения, но их не замечали. Даже великий роман Леонида Леонова «Пирамида» не заметили. Слишком не просто его читать, проще пробежаться по страницам Донцовой да тут же и забыть о прочитанном.
К: Петр Федорович, а есть ли отличие Московских писателей от региональных, из глубинки.
Я говорю о выборе темы, стиле изложения, создание литературных образов?
П.А.:
Я считаю, что настоящая литература переместилась из центра в регионы. Именно там создаются и печатаются настоящие произведения. Правда, до Москвы они не доходят, издаются они крошечными тиражами. Поэтому и не часто звучат в столичной прессе имена Петра Краснова из Оренбурга, Виореля Ломова из Новосибирска, Николая Наседкина из Тамбова, Валерия Куклина из Берлина… Я мог бы продолжать и продолжать называть имена художников слова.
Выступление писателей реалистов Группы-17 в Женеве. Слева направо: Лев Трутнев (г.Омск), Лев Котюков (Московская обл.), Виорель Ломов (г.Новосибирск), Петр Алешкин (г.Москва), Максим Замшев (г. Москва), Михаил Чванов (г.Уфа), Надежда Мирошниченко (Коми)
К: А кому на ваш взгляд проще пробиться на «литературный Олимп»?
П.А.:
Смотря, что считать литературным олимпом. Если олимпом считать литературные тусовки, то нет ничего проще попасть туда: побольше наглости и цинизма и – вперед! А если литературным олимпом считать ту вершину, на которой находятся Лев Толстой, Чехов, Бунин, Блок, Есенин и так далее, то туда проще пробиться тем, кто обладает трудолюбием, талантом и характером. И кто постоянно сверяет свои произведения с их творениями, а не с вещами современных писателей, из тех, кто случайно на время оказался в фаворе. Без этих качеств на такой литературный олимп вообще не пробиться.
К: Петр Федорович, вы двадцать лет были членом Правления и секретарем Правления Союза писателей России. Расскажите, пожалуйста, что происходило за это время в Союзе, какие произошли преобразования. И в чем отличие Союза 90-ых, от 2000-ых?
П.А.:
Я бы не сравнивал 90-е и 2000-е, это одно и то же время. Если сравнивать, то сравнивать хотя бы 80-е и последние 20 лет. Прежде писатель был властелином дум, называли его инженером человеческих душ, а теперь он превратился в сантехника человеческих тел. И таким его сделала власть. Нынешней власти ни литература, ни искусство не нужны. Они чужды ей, не интересны. Деньги, сиюминутные удовольствия – вот чем озабочена власть.
Владимир Путин за 12 лет только четыре раза встречался с писателями. Вы помните, как на предпоследней встрече, когда единственный раз присутствовал представитель писателей-реалистов Валентин Распутин, Владимир Путин недвусмысленно заявил, что писатели власти не нужны. Мол, писатели нужны были советской власти, а мы в них не нуждаемся. Правда, в последнюю встречу с авторами легкого чтива, он произнес обнадеживающие слова. Посмотрим, что он будет делать дальше.
К: За последние года – 2011, начало 2012 – сколько было принято авторов в члены Союза. Из каких регионов? И какие писатели, публицисты или поэты заслуживают особого внимания. Возможно, они не так популярны, но при этом внесли реальный вклад в современную литературу.
П.А.:
Много писателей принято в Союз писателей, много. Сейчас туда вступить проще. Ведь теперь корочки ничего не дают, даже уважения. Раньше член Союза писателей получал квартиру, некоторые по нескольку раз этим пользовались, получал ежегодный месячный отпуск, помимо этого мог ежегодно провести один месяц в командировке за счет Литфонда, получал больничные, ездил в Дома творчества, гонорар у него был выше, чем у не члена Союза. Было у него масса других льгот и привилегий. Почти все члены Союза писателей могли не служить, зарабатывать себе на жизнь и кормит семью гонорарами. А теперь ничего этого нет. Что член ты Союза, что не член, все равно литературным трудом ты не заработаешь на жизнь. Поэтому стать членом Союза стало очень просто. Тем более, что сейчас их три: Союз писателей России, Союз российских писателей и Союз писателей Москвы. Не приняли в один, пошел в другой.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Комментарии
нЕТ, Достоевский был ИГРОК. Т.е. его кормил Сам Б-г.
Чехова кормили постановки его пьес.
Советских писателей кормил Сталин и прочие.
Кто платит, тот и заказывает музыку. Селяви.
Однако, думаю, что без большой литературы БОЛЬШОЙ страны не получится.
Никто не платит, пишу "в стол" или вот - в этот "унитаз".
Многие писаки пишут на уравне шоу Дом2. Стыдно за Россию.
Ему бы на "Эхо Москвы" устроиться, там таких явно не хватает, прекрасно бы работал в дуэте с Ганапольским, обгаживая всё положительное из "прошлой жизни", заодно бы пописывал хвалебные рецензии на "труды" Донцовой и Рынской ...
Я с удовольствием бы узнал,какое влияние на Кафку оказал тот малочисленный пражский кружок...
И без обид.Я не хочу Вас "обвинять". Просто люблю точность.
Вы вот берёте одного писателя-члена кружка. А остальные названные? Вы больше меня разбираетесь в литературе,не спорю. Я русист. Преподаю иностранцам. Окончил истфил УДН в 77-м.
Про полно ребят... согласен. Вопросов нет. Будут-обращусь.
Я не кандидат. Неохота было пополнять ряды псевдоучёных. Среди моих знакомых коллег много докторов,которые никакие не доктора. Настоящих докторов и кандидатов процентов 20 максимум. Это мне опять же мой коллега из ВАКа сказал. Да и на защитах я и ещё одна моя коллега всегда неудобные зрители... вопросы не обговоренные задаём... Очень интересно бывает...
Надеюсь - Вы настоящий.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%91%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD,_%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87