На российских дорогах асфальт сходит вместе со снегом

На модерации Отложенный

Уникальный мост во Владивостоке доказывает - в нашей стране есть профессионалы самого высокого класса. Однако задача поддерживать в нормальном состоянии всю сеть российских дорог почему-то оказалась непосильной. Каждую весну улицы и магистрали представляют собой печальное зрелище: асфальт с них сходит вместе со снегом. Из-за ям на дорогах гибнут люди, и выходят из строя машины. Так, в Самаре, по данным областного ГИБДД, плохие дороги - причина более трети всех автоаварий. Не лучше ситуация и во многих других регионах.

Яма на яме. Кто знает это место - объезжает стороной, кто не знает - едет прямо, рискуя остаться без колес. "Неделю назад я вот ехал по этому кольцу, по левой стороне, попал вот на эту яму. Сразу произошла пробоина заднего левого колеса. Проехав несколько метров, я попал во вторую яму", - жалуется автолюбитель из Екатеринбурга.

"Полностью убитые дороги" - главная тема фотографа из Екатеринбурга Владимира Задулина. Говорит, теперь это - лицо города.

"Что-то невероятное на наших дорогах. Почти на всех улицах - колдобины, выбоины, ямы. Наш город географически сложен так, что дороги у нас узкие, и даже эти узкие дороги мы не можем привести в достойный вид", - рассказывает автор проекта.

Причем, средства на дорожное хозяйство выделяются колоссальные. 5 миллиардов рублей в Свердловской области осваивали в прошлом году. На эти деньги даже по российским, как говорят специалисты, сильно завышенным, расценкам можно построить 50 километров новой дороги.

"Я не думаю, что есть смысл тратить деньги на ремонт одной улицы, которая будет стоять 20 лет, а 69 улиц мы не отремонтируем. Это, наверное, нецелесообразно", - говорит заместитель председателя комитета благоустройства администрации Екатеринбурга Егор Свалов.

Вместо капитального ремонта на годы - латание дыр на сезон. И то не везде. В 2011 году Росстандарт, изменив ГОСТЫ, существенно упростил работу дорожникам. Большинство ям на российских дорогах фактически узаконены ГОСТом: полтора метра в длину, полметра - в ширину, с глубиной до 7 сантиметров. Полотно подлежит срочному ремонту, если хотя бы один из этих параметров превышен. Поэтому даже если вся дорога в ямах, но они укладываются в размер, ремонт дорога может подождать. Хотя весь участок - как полоса препятствий.

Там, где дело все же дошло до ямочного ремонта, асфальт "тает" вместе со снегом, например, в Воронеже проспект Труда, который "подлатали" к юбилею города полгода назад.

Чиновники предъявляют претензии к погоде.

"Это погодные условия, - говорит руководитель управления дорожного хозяйства и благоустройства г. Воронежа Александр Глотов. - За осенне-зимний период, даже вот за весенний, перепад температур был более 25 раз. Это самое страшное, что может испытать наше покрытие дорожное".

Эксперты считают, это отговорки, и приводят а пример знаменитые скандинавские дороги, которые выдерживают суровые зимы, и при этом ремонтируются по той же технологии, что и наши.

Начальник управления эксплуатации и сохранения автомобильных дорог федерального агентства "Росавтодор" Игорь Астахов рассказывает: "Когда мы бываем за границей, наши пользователи ставят нам в упрек, что, вот, там ямочный ремонт не выполняется. Нет, выполняется, мы, профессионалы, когда туда ездим, это видим, - технологии те же самые, что у нас".

Вот как эти технологии выглядят в теории: "Сначала нужно отбойным молотком аккуратно, чтобы яма стала прямоугольной формы, обязательно высушить это место, разогреть, потом обработать битумной эмульсией и залить асфальтобетоном, который не требует уплотнения или уплотняемыми смесями", - рассказывает первый проректор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Павел Поспелов.

А вот что выходит на практике: ноу-хау "по-брянски" - ямы затыкают обычными кирпичами. Во Владивостоке асфальт укладывают под проливным дождем. В администрации к такому грубому нарушению технологии относятся с пониманием.

Начальник управления содержания жилищного фонда и городских территорий администрации г. Владивостока Людмила Белякова поясняет: "Утром солнышко, подрядчики на укладку асфальта вышли, пошел дождь, есть некий момент непредсказуемости. Асфальт уже поехал к месту, тут пошел дождь, он не может же его уже на завод".

Еще один, пожалуй, самый распространенный, способ: щебенку бросают то ли в ямы, то ли под колеса проезжающих автомобилей. При появлении журналистов все работы тут же сворачиваются. Однако председатель комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Саратова Валерий Данилин при этом утверждает, что разрешения на проведение этих работ не даются: "Такие работы мы не подписываем, и все". На возражение журналиста, что все же эти работы ведутся повсеместно, он отвечает: "Я не знаю насчет повсеместно, я вот вижу - вы показали, они не должны вестись повсеместно".

Не должны, но ведутся. В Интернете сотни роликов со всей страны. В Саратове - глубокие лужи заливают горячим асфальтом, в Калуге - его просто свалили в кучи: рабочие пережидают дождь. И, кажется, так везде: астрономические бюджеты и минимальная ответственность на фоне тотального бездорожья. И при этом бесконечный ремонт ради ремонта: те, кто в ноябре мешал асфальт со снежной грязью, в апреле вернутся снова. На то же место. С теми же методами. И с тем же результатом.